Значимость и актуальность исследования психологической готовности к семейной жизни в юношеском возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

LVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 19.03.2023

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Акобян, М. Р. Значимость и актуальность исследования психологической готовности к семейной жизни в юношеском возрасте / М. Р. Акобян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17855/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье обозначена важность изучения психологической готовности к семейной жизни в юношеском возрасте, а также значимость и способы ее формирования. Также раскрывается содержание психологической готовности к браку, ее компоненты и основные трудности.

Ключевые слова: брак, юношеский возраст, готовность к семейной жизни, супружеские отношения.

В современном мире невероятных количеств стрессов, экономических трудностей нет стабильности и гармонии супружеских отношений, в этой связи устойчивость в брачно-семейных отношениях приобрела особое значение. Следует отметить, что крепкая семья является залогом здорового общества и сильного государства. Сегодня особенно острым становится вопрос необходимости возрождения семейного института и его восстановления в целом, а также подготовки личности к будущему созданию семьи, в этой связи готовность к будущему браку все чаще превращается в предмет многочисленных исследований. Готовность девушек, юношей к браку в будущем определяет благополучность супружеских взаимоотношений и гармоничность семейных отношений на каждом этапе жизненного цикла семьи [4].

В психолого-педагогических исследованиях наблюдается множественность разнообразных подходов к определению самого понятия «психологическая готовность»: определенное психическое состояние, как целостное психическое явление, как качество, формирующееся на основе комплекса внутренних, внешних условий, а также как устойчивая личностная характеристика [5].

Серьезные решения, любые поступки даются часто очень легко и необдуманно в возрасте 16–20 лет, к сожалению, это касается и решения о вступлении в брак, вожделение и влюбленность молодыми людьми принимается за настоящее чувство, кроме того, они не осознают ответственности, принимаемой на себя, подтверждением этому является статистика числа разводов [3].

В качестве одной из первостепенных задач юношеского возраста выделяется подготовка к будущей семейной жизни. Уровень готовности молодежи к созданию семьи рассматривается как определенное качество личности молодых людей, которым интегрируется принятие семейных ценностей как социального института, специальных навыков, знаний в области семейных отношений, наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, межличностного общения, а также принципов и методов воспитания. Выделение таких компонентов в структуре уровня готовности к семейной жизни как когнитивный, эмотивный, деятельностный, оценочно-волевой объясняется основными потребностями юношества (эмотивными, когнитивными, оценочно-волевыми, потребностями в общении, деятельности) [4].

Среди первостепенных социальных задач юношеского возраста выделяют получение профессии, приобретение некоторого социального статуса, а также в этом возрасте происходит отрыв молодежи от родительской семьи, динамичный поиск брачного партнера, создание самостоятельной семейной системы. Психологическая готовность к браку как личностное новообразование связано с такими психологическими новообразованиями юношеского возраста, как готовность к самоопределению: жизненному и профессиональному. Важно реализовать задачу педагогического обеспечения развития готовности молодых людей к семейной жизни в учебном заведении в процессе обучения и воспитания. Такой процесс подготовки к брачно-семейным отношениям заключается в технологии реального осознания комплекса ценностных ориентиров, на которые юноши и девушки могли бы опираться, создавая свою семью [1].

Самая внушительная интенсивность процесса гендерного познания, освоение, реализация комплекса определенных стереотипов и ролей приходит в период юношеского возраста, также наблюдается повышенный интерес к реализации семейных обязанностей и к созданию семьи в итоге. На этом этапе происходит создание личного гендерного профиля, возникает критическое отношение к гендерным стереотипам и всем проявлениям дискриминации по половому признаку, отмечается тенденция к достижению взаимопонимания с представителями обоего пола, происходит закрепление взглядов личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, складывается ответственное отношение к объекту любви [6].

На основе потребности в эмоциональной и физической близости с другой личностью зарождается и формируется готовность к супружеским взаимоотношениям, такую готовность можно охарактеризовать как достаточно сложное образование, она охватывает мотивационный, эмоционально-волевой и когнитивный компоненты. Готовность к супружеским взаимоотношениям истолковывается системой многообразных социально-психологических установок личности на брак и направленностью на построение и развитие глубоких, позитивных взаимоотношений в семье. Среди особенностей юношей и девушек, в сравнении с подростками, можно отметить изменение аффективно-эмоциональной сферы, она становится наиболее устойчивой, фон заметно выравнивается, юноши работают над тренировкой самоконтроля, корректируют свое поведение и стараются сдержанно выражать свои эмоции и чувства. Среди особенностей данной сферы также отмечается проявление большей эмпатийности в отношении других, формируются эстетические и нравственные чувства, и, наконец, самое главное, это чувства юношеской симпатии, влюбленности, любви [2].

Л. Б. Шнейдер дает следующее определение готовности к браку: «… — это система социально-психологических установок, которые включают в себя целый комплекс: брать ответственность за свою будущую семью, а не только за себя; развитая эмпатийность; определенное умение в межличностном общении и навык сотрудничать с партнером; самоотверженность по отношению к партнеру; в решении конфликтов применять конструктивные стратегии; высокий уровень рефлексивности» [5, с. 463].

Еще одной особенностью в юношеском возрасте следует выделить, что при создании своего идеального образа семейно-брачных отношений,в качестве основных ценностей, юноши и девушки характеризуют эмоциональный компонент, который включает поддержку, любовь, взаимопонимание или так называемую эмоциональную функцию семьи, а также эротическую функцию семьи. Юноши и девушки, часто не готовы в к вступлению в брак и как следствие при их заключении и начальной стадии семейной жизни, отсутствие необходимых знаний провоцирует конфликтные ситуации, а это служит одним из критериев частых разводов [2].

Таким образом, для сформированности готовности к созданию семьи важно:

– увеличение уровня ответственности молодого поколения перед вступлением в брак и созданием семейных отношений;

– повышение осознания значимости материнства и отцовства, принятие роли отца и матери;

– четкое понимание о семье, о ее функциях, сформировать представление о социальной роли каждого в семье;

– развитие знания культуры половых отношений;

– формирование установок на развитие и сохранение супружеской верности в семье, единства супругов.

Литература:

  1. Матвеева Т. М. Психологические аспекты формирования психологической готовности к браку у современной молодежи [Текст] / Т. М. Матвеева // Гуманитарные и социальные науки (Ростов-на-Дону). — 2013. — № 6. — С.302–311.
  2. Потемкина К. В. Психологическая готовность к семейной жизни юношей и девушек студенческого возраста [Текст] / К. В. Потемкина, Ю. В. Шестеро // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017
  3. Фещенко Е. М. Проблема формирования ценностей современной молодёжи. [Текст] / Е. М. Фещенко, Е. В. Кузнецова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 11. — С. 22–26.
  4. Шевченко Н. А. Психологическая готовность к браку как фактор успешных и безопасных отношений супругов в семье [Текст] / Н. А. Шевченко, В. А. Тенькова // Научное сообщество студентов: сборник материалов конференции. Изд-во: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». — Чебоксары, 2016.
  5. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л. Б. Шнейдер. — М.: Изд-во ЭКСМО–Пресс, 2000.
  6. Шубович М. М. Становление системы ценностных ориентиров, формирующих психологическую готовность к браку у студентов [Текст] / М. М. Шубович, В. Б. Фаизова// Вестник томского государственного педагогического университета № : 4, 2013 С. 89–94

Ключевые слова

юношеский возраст, брак, супружеские отношения, готовность к семейной жизни