Современный экономический человек в потребительской кооперации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Менеджмент

Опубликовано в

LVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 22.03.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Сторожева, И. В. Современный экономический человек в потребительской кооперации / И. В. Сторожева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 21-25. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17848/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматривается вопрос формирования представлений об экономическом человеке в антропологии. В том числе, особенности формирования экономического человека, изучение логики его поведения, мотивация деятельности, а также общие черты современного экономического человека и его развитие в потребительской кооперации.

Ключевые слова: потребительская кооперация, экономическая антропология, экономический человек.

Концепция социально-экономического человека давно волновала науку. Экономическая антропология сформировала теорию о новом виде человека — Homo economicus, то есть «человек экономический» или «человек рациональный».

Занимается экономическая антропология тремя проблемами [1]:

1) исследование различных институтов, посредством которых общество «укрощает», регулирует экономическую жизнь людей;

2) исследование различных форм трансформации рынка в социально-контролируемую экономику;

3) исследование пагубных последствий на общество, природу и человека свободного саморегулирующегося рынка.

Основной вопрос экономической антропологии — Что есть экономический человек?

Экономически человек у Аристотеля — это человек, стремящийся к удовлетворению разумных потребностей. Ученые-экономисты представляют экономического человека рационально мыслящим, находящимся перед выбором при ограниченных ресурсах. Есть теория Дж. М. Кейнса о человеке со сложным психологическим поведением, мотивы которого выше материальных и денежных ценностей. Человек по К. Марксу — это человек, формирующий общество и способствующий развитию человеческих сил.

По мнению немецкого философа Э.Фромма человек раздвоен на инстинкты и самосознание (разум, воображение, творчество). Для преодоления этой раздвоенности человек должен что-то «иметь» (обладать вещами, деньгами, должностями) или же преодолеть эту раздвоенность через доминанту «быть» (творчество, любовь). У личности «рыночного типа» преобладает «иметь», критерий его успешности — счёт в банке, карьерный рост. Таким образом, происходит коммерциализация всех человеческих отношений (дружба с «нужными людьми», измерение силы чувства ценой подарка). Такая модель заставляет задуматься о моральном облике экономического человека и преобразовать его в человека гуманного.

Однако рынок — это только часть экономической среды, т. к. человек не всегда заботиться о необходимости получения максимальной коммерческой прибыли или полезности.

Современная модель экономического человека по мнению В. В. Викулиной — это субъект деятельности в сфере производства материальных и духовных ценностей, при этом учитывается рациональность действий «экономического человека», человек трудящегося. [2] А труд, как известно, представляет собой свободу и необходимость.

Но рациональность действий может не сложиться в связи с ограниченностью ресурсов. Тогда хозяйствующий субъект остановиться на чём-то более или менее приемлемом. Ведь в постоянно меняющейся экономической среде, невозможно постоянно пользоваться готовыми стратегиями.

При формировании модели «экономического человека» больший акцент ставиться на экономическом поведении человека.

Современными исследователями выявили для «человека экономического» (homo economicus) следующие характерны черты:

– способность к рациональному расчету издержек и доходов;

– стремление получить как можно более высокую прибыль при имеющихся доступных ресурсах и средствах производства;

– стремление свести к минимуму риск, который неизбежен в экономической деятельности;

– постоянное желание улучшить свое благосостояние. [4]

То есть тип разумного предпринимателя, чей принцип связан с желанием удовлетворений коммерческих потребностей путем честных рыночных отношений.

Немецкий экономист Вернер Зомбарт видит в современном экономическом человеке некий «хозяйственный дух», который представляет собой совокупность качеств личности, интеллект, ценностные ориентиры и все, что нужно для успешной организации работы предприятия.

Принцип экономического человека по А.Смиту (из открытых источников)

Рис. 1. Принцип экономического человека по А.Смиту (из открытых источников)

«Деловые успехи всё больше зависят от мощной силы внушения и умелости, с которою заключаются многочисленные договоры» (В.Зомбарт).

Но «экономический человек» — это ещё и человек социализирующийся. В таком случае целесообразно говорить о «человеке экономико-социальном». С большей вероятностью «экономико-социальный человек» будет заключать сделки с проверенными людьми, которые имеют хорошую деловую репутацию. Таким образом, человек сам выстраивает свою экономическую и социальную среду. И он уже не только ищет выгодные решения при ограниченных ресурсах, но и способен социально ориентироваться. Тогда «человеку экономико-социальному» возможно поступать вопреки принятым нормам и осуществлять дифференцированные действия.

В работе Ю. П. Воронова есть размышление о функциональной рациональности экономического человека, которая представляет собой тип рационального поведения, где помимо личных интересов у «экономического человека» появляются корпоративные интересы. [3]

Создание кооперативов несколько изменили поведение экономического человека. Доход предприятия теперь зависит от работы всех членов кооператива. Доход отдельного работника зависит и от дохода кооператива и его личной трудовой деятельности.

Эволюция экономического человека пошла путем развития творческого сознания, формирования навыков взаимодействия с объектами, имеющими различные экономические интересы.

При таком подходе важнейшими становятся экономические интересы и экономические отношения между людьми. Экономический интерес является мощным мотиватором трудовой деятельности. Взаимодействия экономических интересов разных людей и организаций является важнейшим звеном эффективности кооперативной деятельности.

Литература:

1. . Нисанов Я. И. Человек как объект экономической теории: Монография. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова; БуксусПринт, 2013. — 1 32 с.

2. Викулина В. В. Категориальный статус понятия «Экономический человек» // Вестник ОГУ. 2009. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorialnyy-status-ponyatiya-ekonomicheskiy-chelovek (дата обращения: 16.03.2023).

3. Воронов Ю. П. Человек в кривом зеркале экономической теории//Вестник НГУЭУ, 2008, № 1, стр.1–41.

4. Курков Илья Игоревич Современный экономический человек // Science Time. 2014. № 7 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-ekonomicheskiy-chelovek (дата обращения: 10.02.2023).

5. Хайко Шрадер. Экономическая антропология. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999 —192 с. (Ethnographica Petropolitana, IV)

Ключевые слова

потребительская кооперация, экономическая антропология, экономический человек