Платонизм и философия александрийской школы: Филон и Климент (онтологический аспект) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 29. Философия

Опубликовано в

LVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2023)

Дата публикации: 11.03.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Бродяная, Г. М. Платонизм и философия александрийской школы: Филон и Климент (онтологический аспект) / Г. М. Бродяная. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/482/17832/ (дата обращения: 03.05.2024).



Античная философская мысль выделяет осевую тему, лежащую в основе всех других — это «тема бога и божественного, которая, в свою очередь, распадается на подтемы его познания, атрибутов и поиска пути к нему» [8, с. 10].

Целостное концептуальное оформление проблемы Сверхсущего, высшего принципа всего мироздания, постулируется, прежде всего, в онтологической структуре, разработанной Платоном. В диалоге «Тимей» философ произносит следующее: «для начала должно разграничить вот какие две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновение бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее» [6, с. 432].

Так формулируется положение о двух планах бытия: видимого, феноменального и невидимого, метафеноменального — мира истинного бытия, которое вечно и неизменно, а его органическими элементами являются идеи.

Эйдосы или идеи, являясь образцами вещей чувственных, их истинной причиной и смысловым пределом осязаемого, меняющегося по своей природе, занимают занебесную область и есть «бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души — уму» [5, с. 289].

Эта умопостигаемая реальность образуют некое структурированное множество, венчает которое идея Блага, являющееся «всепорождающей парадигмой и родственно абсолютно всему, присутствует во всем, а также служит в качестве высшей, недостижимой цели для всего существующего» [3, с. 63]. Такое сложное, иерархически организованное платоновское интеллигибельное бытие позже будет названо Филоном Александрийским «ноэтическим космосом».

Этот александрийский мыслитель, которого можно считать предшественником отцов церкви, предпринимает первую попытку основательного и последовательного синтеза греческой философии и теологии. Он создает некую «философскую мозаику», которую составляют, в том числе, и дефиниции, незнакомые ранее античной традиции.

Например, понятие «творение», что впервые получает систематическую формулировку и оформляется, как важнейший догмат христианской веры: «мир сотворен Богом ех nihilo (из ничего) и есть результат свободного творческого акта Бога — акта, полагающего бытие, принципиально отличное от Его Собственного. Через различение бытия тварного и бытия нетварного утверждается принципиальный онтологический дуализм» [4], напоминающий «вторую навигацию» Платона.

Итак, материя создается Богом из ничего, а затем ей придается форма. Однако предшествует сенсибельному миру появление интеллигибельного, как некой идеальной модели. Филон утверждает, что Бог, «задумав основать Свой великий град вначале замыслил его прообразы, из которых, составив умопостигаемый мир, Он и стал создавать затем чувственный, пользуясь первым как образцом» [7]. Мир платоновских идей становится у этого философа мыслями Бога, которые совпадают с Логосом.

Причем, оформляя данную дефиницию, он подчеркивает, что Бог содержит в себе самом, как свой внутренний Логос (разум и замысел мира), так излучает его и вовне, творя и одушевляя таким образом мир.

Можно отметить, что данное положение концепции Филона оказало значимое влияние на христианское богословие, что отразилось, например, в Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» [2, с. 1468].

Вместе с тем, понятие Логоса является основополагающим и для доктрины пресвитера Климента Александрийского. В своих философских и богословских рассуждениях, продолжая традицию Филона, он рассматривает божественный Логос, как предвечного Сына вечного Отца, равного Ему по природе.

Кроме этого, мыслитель, опираясь на платоническую традицию, видит в божественном Логосе тот Ум, что содержит идеи всего сотворенного, и, в тоже время, Творца, создавшего мир по воле Отца: «Творческой Его силой творится ведь и здание сего мира, и небесный свод, и диск солнечный; потом занята Она путями и прочих звезд из-за человека» [1, с. 25].

Таким образом, платонизм оказал значимое влияние на творчество таких представителей александрийской школы, как Филон и Климент, и, помимо прочего, на формирующуюся христианскую догматику в целом.

Литература:

  1. Антология гуманной педагогики. Иоанн Лествичник. Отцы церкви о природе человека и ее совершенствовании / Составитель и автор предисловия И. А. Бирич. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 224 с.
  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Библия. — М., 2010. — 1690 с.
  3. Курабцев, В. Л. Платон: агатофилософия: монография / В. Л. Курабцев. — М.: Проспект, 2016. — 160 с.
  4. Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/browse/CL1 (Дата обращения: 04.03.2023).
  5. Платон. Избранные диалоги / Платон. — Вступ. статья, составл., примеч. В. Е. Витковский. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 960 с.
  6. Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева, А. Н. Егунова, Н. В. Самсонова; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1994. — Т. 3, 654 с.
  7. Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею. URL: http://khazarzar.skeptik.net/books/philo/opificio.htm (дата обращения: 04.03.2023).
  8. Хлебников, Г. В. Античная философская теология. Изд. 2-е, испр. и доп. / Г. В. Хлебников. — М.: ЛЕНАНД, 2014. — 312 с.