Организация контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля с использованием риск-ориентированного подхода | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ступнева, М. А. Организация контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля с использованием риск-ориентированного подхода / М. А. Ступнева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 23-28. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/480/17810/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье рассмотрено применение риск-ориентированного подхода при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, риск, риск-ориентированный подход, государство, экономика, законодательство.

Важнейшим направлением деятельности органов государства является контроль за различными сферами общественной жизни. Контроль государства в области публичных финансов и финансовых отношений нашел отражение в специальном институте — институте финансового контроля [7].

Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, поскольку такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Данный контроль не является самоцелью, а представляет собой неотъемлемую часть системы регулирования, ориентированной на вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на наиболее ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [2].

Внутренний государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью бюджетного процесса, носит непрерывный характер, выступает в качестве конечного элемента цикла управления государственными финансами.

В первую очередь, внутренний государственный финансовый контроль ориентирован на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств, обеспечение эффективного и правомерного расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [4].

Внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [1].

По мнению Ю. А. Тихомирова, «управление социально-экономическими процессами требует принятия обоснованных правовых решений и их последовательной реализации. Но неизбежным «черным спутником» прогнозов и программ является риск как отклонение от правовых моделей и действующих и проектируемых законов и иных нормативных актов» [9]. Вместе с тем, А. А. Арямов определяет риск как «сознательное волевое поведение лица, направленное на достижение правомерного положительного результата в ситуации с неоднозначными перспективами развития, предполагающей вероятное наступление неблагоприятных последствий, повлекшее причинение прогнозируемого вреда» [8]. Автор при определении сущности риска не учитывает возможность возникновения рисков по причине внешних факторов, не зависящих от поведения лица.

До 2020 года во внутреннем государственном финансовом контроле отсутствовало нормативно закрепленное понятие риска, а также обязанность применения всеми органами внутреннего государственного финансового контроля, являющимися органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, риск-ориентированного подхода при планировании контрольных мероприятий. Отсутствовала единая «модель» определения категории риска.

Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 208 (далее — Федеральный стандарт), закреплено понятие риска — степень возможности наступления события, негативно влияющего на деятельность объекта контроля в финансово-бюджетной сфере и результаты указанной деятельности, а также на законность, эффективность и целевой характер использования средств бюджета [3].

Установлена модель риск-ориентированного подхода отбора объектов контроля для включения в план контрольных мероприятий.

Риск-ориентированный подход предусматривает идентификацию приоритетных направлений контроля в финансово-бюджетной сфере, характеризующихся наибольшей рискоемкостью, а также измерение всей подконтрольной среды в разрезе категорий риска на основании оценки значений критериев «существенность последствий нарушения» и «вероятность допущения нарушения» [10].

Также Федеральным стандартом определена информация, которую необходимо учитывать при определении значения критериев «существенность последствий нарушения» и «вероятность допущения нарушения». При этом Федеральным стандартом предусмотрена возможность применения иной информации, необходимой при определении значений вышеуказанных критериев, установленной в ведомственных стандартах органа внутреннего государственного контроля.

При определении значения критерия «существенность последствий нарушения» и «вероятность допущения нарушения» используется шкала оценок — «низкая оценка», «средняя оценка» или «высокая оценка».

На основании анализа рисков — сочетания критерия «вероятность» и критерия «существенность» и определения их значения по шкале оценок каждому предмету контроля и объекту контроля присваивается категория риска от I до VI, где I категория «чрезвычайно высокий риск», VI — «низкий риск». Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Категории рисков

Категория риска

Наименование категории риска

Значение критерия «существенность»

Значение критерия «вероятность»

I

чрезвычайно высокий риск

высокая оценка

высокая оценка

II

высокий риск

высокая оценка

средняя оценка

III

значительный риск

высокая оценка или средняя оценка

низкая оценка или высокая оценка

IV

средний риск

средняя оценка или низкая оценка

средняя оценка или высокая оценка

V

умеренный риск

средняя оценка или низкая оценка

низкая оценка или средняя оценка

VI

низкий риск

низкая оценка

низкая оценка

Необходимо отметить, что весовой коэффициент (значимость) той или иной информации (показателя), используемой при определении критерия «существенность последствий нарушения» и «вероятность допущения нарушения», нормативно общим положением не урегулирован.

Например, в Республике Мордовия наибольший вес критерия «вероятность допущения нарушения» имеет показатель «наличие (отсутствие) в отношении объекта контроля обращений (жалоб) граждан, объединений граждан, юридических лиц, поступивших в органы контроля» [5]. При этом в Пермском крае наибольший вес по вышеуказанному критерию имеет показатель «длительность (отсутствие) периода, прошедшего с момента проведения контрольных мероприятий в отношении объекта контроля» [6].

Риск-ориентированный подход позволяет рационально подходить к планированию внутреннего государственного контроля, оптимизировать и сосредотачивать ресурсы на контрольных мероприятиях с наивысшем уровнем риска. Также применение указанного подхода способствует построению перспективной модели государственного финансового контроля, ориентированной на предотвращение, выявление и пресечение бюджетных правонарушений, повышение результативности и эффективности контрольной деятельности.

Следует признать, что механизм управления бюджетными рисками находится на стадии формирования. В рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля отсутствует методологическая база (не сформулированы рекомендации) классификации показателей, используемых при определении критериев «существенность последствий нарушения» и «вероятность допущения нарушения». Таким образом, формирование механизма управления бюджетными рисками значимое направление в развитии контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [принят Государственной Думой 17 июля 1998 года] — Справочно-правовая система «Гарант».
  2. Лимская декларация руководящих принципов контроля [принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году] — Справочно-правовая система «Гарант».
  3. Постановление Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований»
  4. Письмо Минфина России от 01.06.2021 № 02–09–10/42367 — Справочно-правовая система «Гарант».
  5. Приказ Министерства финансов Республики Мордовия от 24.12.2020 № 207 «Об утверждении ведомственного стандарта внутреннего государственного финансового контроля «Требования к анализу рисков при составлении проекта плана контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода» — Справочно-правовая система «Гарант».
  6. Приказ Министерства финансов Пермского края от 18.07.2022 № 39–01–22–274 «Об утверждении ведомственного стандарта осуществления Министерством финансов Пермского края полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю» — Справочно-правовая система «Гарант».
  7. Акопян О. А., Боженок С. Я., Килинкарова Е. В., Макарова Я. С., Мамцев Г. Э., Моисеенко М. А., Ногина О. А., Хаванова И. А., Хазова Е. В., Чурсина Т. И., Шевелёва Н. А., Янкевич С. В. Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие (отв. ред. И. И. Кучеров, Н. А. Поветкина). — М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Юридическая фирма КОНТРАКТ», 2016.
  8. Арямов А. А. Общая теория риска: юридический, экономический и психологический анализ: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП; Волтерс Клувер, 2010.
  9. Тихомиров Ю. А. Риски: диагностика и устранение // Право и экономика № 9, 2015.
  10. Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/novosti-i-soobshheniya/novosti/1507325/.