Исследование взаимосвязи индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

LV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2023)

Дата публикации: 13.02.2023

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Славина, Ю. Б. Исследование взаимосвязи индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудника / Ю. Б. Славина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 32-37. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/480/17790/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассмотрена проблема индивидуального стресса и психологического здоровья сотрудников. Рассмотрена взаимосвязь между изучаемыми переменными и их влияние на обеспечение устойчивости к стрессу у сотрудников организации.

Ключевые слова : индивидуальный стресс, стрессоустойчивость, психологическое здоровье, профессиональная деятельность, истощение.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире человек оказывается подвержен большому количеству факторов позитивного и негативного характера. Стрессовые ситуации, вызывающие серьезные эмоциональные переживания, способны приводить «к апатии, нервным срывам, депрессии и иным нарушениям психоэмоционального характера» [5, с. 71]. При этом стресс сотрудников относится к одному из ведущих социально-психологических рисков для любой организации, поскольку он «способен оказывать непосредственное влияние на производительность их труда» [4, с. 233]. Стресс является неизбежной составляющей в любой профессии и оказывает нелинейное воздействие на продуктивность человека (сначала мобилизующе, затем истощающее). Исходя из этого можно выделить проблему исследования : как уровень индивидуального стресса сотрудника влияет на психологическое здоровье сотрудников.

Соответственно, проблема определила цель исследования — изучение взаимосвязи индивидуального стресса сотрудника и психологического здоровья.

Понятие стресс чаще всего интерпретируется в качестве состояния напряжения и приспособительной реакции организма, вызванной диссонансом между возможностями человека и предъявлением к нему физическими или психологическими требований со стороны внешней среды. Анализ и обобщение научной литературы позволили нам раскрыть содержание понятия стресс как ответную реакцию организма на напряженные ситуации путем потери ресурсов, проявляющуюся в состояниях нервно-психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, деструктивных защитных реакциях, состояниях дезадаптации, снижением психологической устойчивости.

В научной литературе представлено описание феномена развития стресса как «динамический и нарастающий по интенсивности процесс» [1, с. 95]. В самом начале его формирования, то есть на начальной стадии человек получает удовольствие от деятельности, он с энтузиазмом их выполняет, ответственно относится к своим обязанностям. Но в случае увеличения интенсивности нагрузки либо повышения различных стрессов в рабочей среде человек уже испытывает гораздо меньше удовольствия от выполняемой работы, он становится менее ответственным, снижается его энергетическая активность на работе. Стресс является неизбежной составляющей повседневной жизни человека и оказывает нелинейное воздействие на продуктивность человека (сначала мобилизующее, затем истощающее).

Психологическое здоровье является «совокупностью личностных характеристик, влияющих на устойчивость социальной адаптации, стрессоустойчивость и успешную самореализацию» [6, с. 11]. Показатель психологического здоровья трактуется как состояние благополучия и возможности удовлетворить свои потребности, реализовать потенциал на благо общества при отсутствии выраженных стрессоров. Благополучие в более широком представлении, является показателем уровня удовлетворенности человека его материальных и духовных потребностей, а также включает в себя оценку соответствия имеющихся в обществе экономических, образовательных, правовых, природных ресурсов для обеспечения заданных стандартов благополучного жизнеобеспечения. Состояние психологического здоровья оказывается прямым следствием показателя качества жизни. Потому что показатель психологического здоровья и возможности реализовать потенциал на благо общества зависит от объективных и субъективных сторон качества жизни.

Одними из самых важных качеств личности, которые позволяют человеку достичь психологического здоровья, являются следующие: доминантность, настойчивость, оптимизм, уверенность в себе, уравновешенность, высокая стрессоустойчивость, навыки сохранения достаточного уровня самообладания в сложившейся стрессовой ситуации, сохранение активности и оптимизма, навыки поддержания высокого уровня работоспособности при имеющихся помехах, внутренний локус контроля.

Последствия стресса и особенности его влияния на состояние психологического здоровья можно проследить, опираясь на концепцию Г. Селье и стадии развития стресса. Благодаря тесной взаимосвязи между психологией и физиологией указанные Г. Селье этапы развития стресса неразрывно взаимосвязаны [2, с. 41]. Чем сильнее стресс истощает человека физически, тем более опустошенным он чувствует себя психологически. Есть и обратное влияние. Сильное длительное переживание вызывает физиологические и психологические нарушения.

Особенности негативного влияния социально-психологического стресса на состояние психологического здоровья сотрудника многогранны. Нарушения могут наблюдаться рядом психопатологических проявлений: «психосоматических, соматических расстройств и признаков социальной дисфункции» [2, с.65].

К психопатологическим проявлениям стресса относят хроническую усталость, потерю энергии, нарушения памяти и внимания (недостаточная точность, дезорганизация), недостаток мотивации и личностные изменения (сниженный интерес, цинизм, агрессивность). Возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, которые могут привести к суициду. Также прослеживается связь между длительным воздействием стрессовых факторов и развитием зависимостей от психоактивных веществ. Все это негативным образом сказывается на выполнении профессиональных обязанностей и эффективности работы сотрудников.

Ощущение утраты эффективности (достижений), или чувство некомпетентности можно рассматривать как самооценку в рамках негативных последствий социально-психологического стресса. Сотрудники не видят перспектив для своей деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

К признакам психической дисфункции, наблюдающимся при длительно воздействующих социально-психологических стрессорах, можно отнести следующие: потеря ясности мышления; трудности концентрации внимания, проблемы с памятью.

Вероятность развития стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности», повышающие ресурсы противостояния стрессогенным ситуациям, «личностная выносливость», понимаемая как «потенциальная способность активного преодоления трудностей» [3, с. 98].

В одно и то же время при нарастающих симптомах стресса показатели работоспособности могут снижаться и повышаться. Когда критический уровень стрессогенности имеет достаточно низкий порог негативного влияния, работоспособность субъекта деятельности быстро падает. Высокий порог негативного влияния стрессовых условий позволяет субъекту деятельности не просто сохранить высокий уровень работоспособности до достижения указанной критической точки, но и увеличить собственные возможности.

Специальная подготовка к стрессовым ситуациям влечет за собой формирование стрессоустойчивости, повышение уровня критичности. При этом стресс, «способствующий улучшению показателей деятельности, может рассматриваться как стресс без дистресса» [1, с. 95].

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность. Сотрудники с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности.

Таким образом, стресс оказывает неоднозначное влияние на состояние психологического здоровья сотрудника. В начальных стадиях развития стресс оказывает позитивное влияние на организм и деятельность человека: отмечается повышенная мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. В дальнейшем по мере развития стресса увеличивается степень эмоциональной нагрузки, отмечается истощение психофизиологических ресурсов человека.

Литература:

  1. Новикова Н. А. Стресс и жизнестойкость // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2021. № 1. С. 95–102.
  2. Селье, Г. Стресс без дистресса // Психологические теории и концепции личности / Под ред. П. А. Горностай, Т. А. Титаренко. М.: Аспект-пресс, 2016. С. 72–78.
  3. Сергиенко Е. А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 4 (10). С. 98–117.
  4. Сережкина Е. В. Управление стрессом на рабочем месте: организационный подход // Российский журнал менеджмента. 2019. № 2. С. 233–250.
  5. Соловьев М. Н. Психологическая устойчивость личности как «инструмент» от стресса // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 2 (53). С. 70–74.
  6. Шувалова А. В. Психологическое здоровье и образование человека // Известия Саратовского ун-та. 2017. № 3. Т. 1. С. 11–19.