Мировой опыт государственной поддержки деятельности предприятий-экспортеров | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Касаева, Т. В. Мировой опыт государственной поддержки деятельности предприятий-экспортеров / Т. В. Касаева, А. М. Чотчаев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 18-23. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/480/17787/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассмотрен опыт государственной поддержки предприятий-экспортеров за рубежом и в России, отмечаются проблемы и перспективы расширения государственной поддержки экспорта в России.

Ключевые слова: государственная поддержка экспорта, промышленный экспорт, финансовые механизмы поддержки экспорта.

В современных условиях государственная поддержка экспортной деятельности играет важную роль в развитии промышленности и является важной составляющей экономической политики. Благодаря ей крупные и малые предприятия отрасли могут рассчитывать на финансовую помощь, сохранять рабочие места и наращивать объемы производства.

Мировой опыт развития и поддержки экспорта показывает, что в зарубежных странах накоплен большой положительный опыт государственной поддержки компаний-экспортеров, в том числе, опыт оказания финансовой поддержки. Системы государственной поддержки экспортеров за рубежом в современном виде начали формироваться в начале ХХ в., когда после разрушения колониальной системы ведущие страны были вынуждены активнее оказывать государственную поддержку своим национальным производителям промышленной продукции. Первые институты, ответственные за поддержку экспорта промышленной продукции были созданы в 1919 году Британской империей, с 1920 по 1930 гг. аналогичные структуры были созданы почти во всех странах Европы, в США и Японии. При этом в Европе преобладали механизмы поддержки, основанные на взаимодействии частных субъектов экономики.

Опыт развития новых индустриальных стран (Республики Корея, Тайвань) показал, что формирование системы поддержки экспорта является важным элементом проводимой политики индустриального развития и закрепления на соответствующих сегментах мирового рынка. Важнейшее значение в становлении Китая в роли мировой экономической державы имели государственная поддержка экспорта промышленной продукции и комплекс мер, направленных на повышение доли высокотехнологичной продукции в общем объеме производства [1].

Основываясь на изучении экономической политики стран-участниц международной торговли были выделены следующие тенденции [1]:

— развивающимися странами была увеличена доля государственного финансирования в общем объеме финансовых ресурсов, привлекаемых под внешнеторговые операции;

— осуществлялась поддержка стратегических отраслей через специальные программы расширенного финансирования;

— в развитых странах велась активная работа с малым и средним бизнесом, были выделены дополнительные средства на финансирование операционных затрат (краткосрочное кредитование);

— развитые страны (ОЭСР) предлагали смягчить ограничения на государственную кредитную поддержку экспортеров, установленные странами ОЭСР (Соглашение по экспортным кредитам от 1978 г. с изменениями);

— ряд стран (Япония, США, Великобритания) использовал инструменты денежно-кредитной политики («количественное смягчение»), в частности манипулирование валютными курсами, для получения ценовых преимуществ в условиях снижения спроса;

— использование развитыми странами политических инструментов: подписание торговых контрактов становилось дополнительным условием при подписании межгосударственных соглашений (например, соглашение о предоставлении межгосударственных кредитов);

— общее повышение значения протекционистских мер (использование технических, экологических и др. заградительных барьеров и мер).

Государственное вмешательство и дополнительные меры позволили сократить период наиболее неблагоприятной экономической обстановки и стимулировать внешнюю торговлю. Проведение снижения ставок рефинансирования, а также предоставления дополнительного финансирования экспортерам через механизмы страхования и гарантирования экспортных операций способствовали развитию экспортной деятельности.

На сегодняшний день созданная в России система поддержки экспорта имеет следующую структуру [2]:

— верхний уровень — Министерство экономического развития (координатор) — Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли, принимающие участие в реализации мер поддержки.

— следующий уровень представлен государственными банками (агентствами), проводниками финансовой политики по поддержки экспортеров: Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) и его дочерние структуры ЗАО «Росэксимбанк» и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, а также крупнейшие коммерческие банки ОАО Банк ВТБ и Сбербанк России и торговые представительства РФ за рубежом;

— третий уровень представлен ТПП, общественными и профессиональными организациями и объединениями.

При этом второй и третий уровни, предполагают непосредственно взаимодействие структур, предоставляющих инструменты поддержки, и участников рынка. Эти структуры призваны работать с адресатами государственной поддержки и представлять их интересы во взаимоотношениях с органами власти, ответственными за выработку и проведение политики поддержки экспортеров. Более того, институты, формирующие второй и третий уровни, используют механизмы поддержки, которые соответствуют принципам ВТО, в частности, страховой и гарантийной поддержки, структурирования внешнеэкономических сделок. Развитие экспортно-кредитного агентства на базе ВЭБ, повышение уровня участия торговых представительств и организация обратной связи с рынком, путем консультаций с участниками ВЭД позволят развивать систему поддержки, не конфликтуя с правилами и ограничениями ВТО.

Принципиально важно, чтобы представительства были способны оказать предпринимателю за рубежом юридическую поддержку, в том числе при урегулировании возможных торговых споров в рамках ВТО.

Среди факторов, оказывающих сдерживающее влияние на функционирование бизнеса выделяют высокую процентную ставку по кредитам.

Известно, что ставка займов на реализацию инвестиционных проектов, приемлемая для компании при текущих экономических условиях, составляет от 3 до 6 %. В качестве источника привлечения инвестиций используются заем или кредит, при этом высока стоимость кредитования.

Опросы, проведенные ФРП и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), дали аналогичные результаты. Для привлечения заемного капитала 54,2 % опрошенных предприятий предпочитают обращаться в коммерческие банки, 23,3 % — в федеральные институты развития, 5,2 % — в региональные институты развития.

Предприятия также отмечают недостаточность инструментов инвестиционного финансирования: без залога невозможно получить заемные средства, а после оценки рыночной цены залогового имущества специализированными организациями и оценщиками применяется дисконт до 50 %. Также компании сообщают о длительных сроках рассмотрения заявок на кредиты, нехватку полномочий у региональных офисов федеральных банков. При получении кредита 80 % опрошенных предприятий столкнулись с высокими процентами по кредитам, 62 % — с недостаточностью залога (включая применение дисконта к оценочной стоимости залога).

В качестве меры по повышению доступности финансирования наибольшее число опрошенных компаний (59 %) отметило введение инвестиционной налоговой льготы. Второй по популярности мерой (56 %) стало развитие программ субсидирования процентной ставки, которые в настоящее время действуют как для отдельных отраслей, так и для комплексных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях гражданской промышленности. Примерно одинаковое количество опрошенных компаний в качестве решения увидели создание единого центра кредитования промышленных проектов (кредитной фабрики) и развитие института проектного финансирования для средних промышленных проектов (48 % и 47 % соответственно). Результаты опросов показывают, что промышленники готовы массово инвестировать при стоимости заемных средств в размере 6–7 %, что в настоящее время возможно лишь при создании специального инструмента.

Действующие меры государственной поддержки были приняты еще до 2022 года. Их главная цель — увеличение доли российской продукции на внутреннем и внешнем рынке. Государственная промышленная политика развития текстильной отрасли должна быть направлена на создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

В данный момент действуют следующие меры государственной поддержки промышленных предприятий-экспортеров:

  1. Субсидирование части затрат на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств. В рамках данной программы предприниматели получают возможность возместить часть затрат по кредитам, полученным в российских банках.
  2. Субсидии на стимулирование спроса или единая лизинговая субсидия. Новая антикризисная программа, принятая в 2019 году. Она позволяет закупать текстильное оборудование в лизинг.
  3. Субсидирование затрат по производству пряжи и смесовой ткани с содержанием льна. Эта мера направлена на возрождение льноводства и входит в комплексную программу поддержки данной отрасли, которая принята до 2025 года. Главная цель данной программы — постепенное импортозамещение хлопка российским льном.
  4. Корпоративная программа повышения конкуренто- способности. Данная программа направлена на повышение конкурентоспособности российских предприятий. Её конечная цель — увеличение объемов экспорта российской продукции за рубеж. Мера поддержки представляет собой субсидирование процентной ставки кредитным организациям, которые финансируют экспортно-ориентированные предприятия.
  5. Льготное кредитование средствами Фонда развития промышленности. Фонд развития промышленности предоставляет кредитование на модернизацию производства, создание новых импортозамещающих продуктов.

Государством формируется единый реестр малых и средних предприниматели. Предприятия, вошедшие в перечень, получают доступ к расширенным мерам государственной поддержки. В особенности это касается системообразующих предприятий.

В настоящее время российская экономика нуждается в эффективной промышленной политике, стимулирующей товарную и географическую диверсификацию экспорта. В этих условиях необходимо повышать значение государственной системы поддержки экспорта, которая наряду с проведением политики импортозамещения становится одним из важнейших факторов развития внешнеэкономического комплекса современной экономики Российской Федерации.

Литература:

  1. Никулина О. В., Майнулова Е. С. Направления совершенствования финансовой поддержки экспортной деятельности инновационных компаний в России и за рубежом. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Финансы. Бухгалтерский учет. — 2015. -№ 3 (32)- С. 104–112.
  2. Куприков А. П. Государственная поддержка экспорта промышленной продукции: мировой опыт и российская практика // Автореферат дисс. на соиск.канд.экон.наук. — М., 2013. — 26 с.
  3. Козлов Л. Е., Иванов А. А. и др. Государственная поддержка экспорта в России в условиях санкций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2015. — № 8.- С. 545–547.

Ключевые слова

государственная поддержка экспорта, промышленный экспорт, финансовые механизмы поддержки экспорта