Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михалькова, Е. И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей / Е. И. Михалькова, С. А. Радченко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 40-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/478/17782/ (дата обращения: 26.04.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняли участие 160 матерей, воспитывающих особенных и условно здоровых детей в возрасте 12–14 лет, описаны выявленные закономерности и разработаны практические рекомендации психологам по работе с матерями, а также намечены дальнейшие перспективы исследования в данной области.

Ключевые слова: ребенок, отношение, тип заболевания ребенка, родительское воспитание, детско-родительские отношения, особые дети, дети с инвалидностью, специфика отношения родителя к больному ребёнку, аутизм, ДЦП, психокоррекция, рассеянный склероз, результаты эмпирического исследования, практические рекомендации по работе с особым ребёнком .

На сегодняшний день детско-родительские отношения как психологический феномен, находятся под постоянным воздействием динамично обновляющихся ценностей социума; и глобализации общества в целом. Такое положение дел способствует тому, что прежние научные наработки в изучении данного феномена являются недостаточными, неполными и немного устаревшими для решения современных задач в контексте детско-родительских отношений. При этом, за последнее десятилетие, в системе развития и воспитания детей увеличивается перечень важнейших задач, требующих решения. Одной из таких задач является консультирование семей, в которых есть особенные дети [1].

Стиль воспитания в системе детско-родительских отношений выступает как основная психологическая атмосфера, в которой ребёнок растет и развивается. По мнению исследователей М. Б. Батюта, Ю. Б. Гиппенрейтер, Ф. Дольто, Р. А. Даировой, М. Н. Елиашвили, А. С. Спиваковской и Г. Г. Филипповой, здесь очень важен набор основных методов и способов воспитания, формирующий эмоциональный тон и психологическую составляющую условий детского развития [2].

Фундаментальной базой любого развития является специфика родительского воспитания, в котором вырос человек. На сегодняшний день существует целый ряд научных исследований стилей родительского воспитания как фактора развития ребёнка [3]. К их числу можно отнести труды Л. С. Выготского, Ю. Б. Гиппенрейтер, Х. Гинотт, Е. М. Ижвановой, А. А. Кузьминой, А. С. Спиваковской и др. При этом существуют многочисленные исследования личностных особенностей детей подросткового возраста в работах Д. Байярд, Р. Байярд, К. Гонсалес, Ф. Дольто, А. И. Копытина, Т. П. Мараловой, И. М. Марковской, А. В. Симоновой и др. Однако объективных исследований детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются особенные дети, обнаружено не было.

Проблема исследования состоит в том, что, несмотря на существующие работы в области детско-родительских отношений, недостаточно изучены особенности семей, в которых есть дети-инвалиды. Научные наработки в этой области имеют фрагментарный характер, что вызывает необходимость проведения более глубокого и тщательного исследования специфики детско-родительских отношений в таких семьях. Кроме этого, в процессе психологического консультирования семей, воспитывающих особенных детей, существует масса проблем, требующих от себя решения, в частности проблемы психологической помощи семьям с особенными детьми.

В рамках исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей мы предположили, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери.

В ходе теоретического исследования мы установили, что понятие детско-родительских отношений раскрывается сложная и в тоже время не полностью изученная взаимосвязь между матерью и ребёнком. Сущность детско-родительских отношений определяется стилем родительского воспитания, подразумевающего под собой различные способы отношений родителей к детям, применение ими определённых методов и приемов воздействия на ребёнка, выражающиеся во взаимодействии и общении с ребёнком.

Наиболее распространенная квалификация стилей воспитания включает в себя следующие стили: авторитарный, демократический, либеральный и попустительский. В рамках эмоционального взаимодействия между матерью и ребёнком ведущую роль играет материнское отношение к нему. Наиболее оптимальной стратегией взаимодействия в диаде «мать-дитя» является сотрудничество, в рамках которого мать должна ребёнка не только научить данному типу взаимодействия с окружающими, но и общаться с ним на равных, учитывая то, что ребёнок — равноправный член общества [1].

В рамках эмпирического исследования мы сравнивали результаты тестирования по методикам «Опросник родительского отношения» (ОРО) (В. В. Столин, А. Я. Варга) и «Стратегии семейного воспитания» (С. С. Степанов, модификация И. И. Махониной) в группах испытуемых матерей, воспитывающих особых детей с разными типами заболевания (см.табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особых детей

Показатели

Среднее значение

Уровень

различий

ДЦП

Аутизм

Рассеянный склероз

Принятие — отвержение

15

25

2,5

,061

Кооперация

7,5

12,5

30

,000**

Симбиоз

10

7,5

17,5

,195

Авторитарная гиперсоциализация

25

10

12,5

,002**

Инфантилизация

32,5

5

10

,012*

Авторитетный

15

22,5

37,5

,105

Авторитарный

47,5

30

15

,000**

Либеральный

7,5

15

15,8

,064

Индифферентный

30

32,5

22,5

,718

Примечание: * — различия значимы на уровне ≤0,05

** — различия значимы на уровне ≤0,01

В таблице 1 показано, что мы существуют различия в типах родительского отношения матерей особых детей в зависимости от типа заболевания ребенка. Так, если в группе испытуемых, воспитывающих детей с диагнозом ДЦП, большинство матерей отдают предпочтение стилям инфантилизации и авторитарной гиперсоциализации, то в группе испытуемых с детьми-аутистами преобладают матери с доминирующим отношением к ребенку по типу отвержения. А в группе испытуемых, воспитывающих детей с диагнозом «рассеянный склероз», у большинства матерей доминирует отношение по типу кооперации. Выявленные нами различия по показателям выраженности типов родительского отношения являются статистически значимыми по шкалам «кооперация», «авторитарная гиперсоциализация» и «инфантилизация».

Помимо этого, представленные результаты количественного анализа демонстрируют различия в стратегиях семейного воспитания, доминирующие в семьях, воспитывающих особых детей, в зависимости от типа заболевания ребенка. Так, если в группе испытуемых, воспитывающих детей с диагнозом ДЦП, большинство матерей отдают предпочтение авторитарному стилю воспитания, то в группе испытуемых с детьми-аутистами преобладают матери с доминирующим индифферентным стилем. А в группе испытуемых, воспитывающих детей с диагнозом «рассеянный склероз» у большинства матерей доминирует авторитетный стиль семейного воспитания.

Выявленные нами различия по показателям стратегий семейного воспитания являются статистически значимыми по авторитарному стилю воспитания.

В целом рассмотрение специфики детско-родительских отношений, воспитывающих особенных детей, позволило нам сделать следующие выводы:

— существуют различия в характере детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особых детей и детей условно здоровых;

— в семьях, воспитывающих особых детей, существуют различия в характере детско-родительских отношений в зависимости от типа заболевания ребенка;

— существует взаимосвязь между характером детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особых детей, и уровнем развития эмоционального интеллекта, эмпатических способностей матери, а также выраженностью у нее внутреннего конфликта и уровнем самооценки.

Таким образом, детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери.

На основе полученных результатов исследования были даны практические следующие рекомендации психологам по работе с матерями, воспитывающими особых детей:

  1. Необходима ранняя диагностика характера детско-родительских отношений, складывающихся в семье после постановки диагноза, и своевременная коррекционно-развивающая помощь как самим детям с ограниченными возможностями здоровья, так и их семьям.
  2. До оказания психопрофилактической помощи необходимо изучить не только характер ДРО и социально-психологический климат семьи, но и личностные особенности родителей.
  3. Начиная работу с семьей, необходимо изучить проблемы, с которыми сталкиваются матери и другие члены семьи, живущие с ребенком, в процессе воспитания.
  4. При коррекции межличностных отношений необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегий воспитания.
  5. Если ребенок способен принимать участие во встречах психолога и родителей, необходимо сделать его еще одним партнером в общении.
  6. Родителям необходимо предоставлять как можно более полную информацию о закономерностях и особенностях развития их ребенка, о его возможностях и ресурсах, сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, а также разъяснить возможности коррекции и развития особого ребенка. Кроме того, объяснять необходимость защищать свои права и права ребенка, порядок предоставления льгот и услуг и т. д.
  7. Важное направление работы психолога с матерями особых детей — убедить их в необходимости развития навыков самостоятельности ребенка в пределах его возможностей.
  8. Необходимо формировать у матерей уверенность в своих силах и в успехе лечения ребенка, при этом показывать родителям важность регулярных занятий с ребенком.
  9. Наиболее эффективны комплексные бригады для работы с родителями особых детей, в которые, кроме психолога, входят социальный работник, педагог, психотерапевт.
  10. Необходимо вовлекать матерей в общение с родителями других особых детей, помогать им организовывать встречи друг с другом, принимать участие в клубах по интересам и в совместных мероприятиях с детьми.

Можно отметить, что благодаря исследуемому материалу обозначились дальнейшие пути работы в данной теме:

— более подробное представление результатов этого исследования в дальнейших публикациях (статьях, книгах, докладах, презентациях);

— исследование психологических факторов формирования стиля воспитания в семьях, воспитывающих особенных детей;

— проведение лонгитюдного исследования (например, на протяжении 5–6 лет) динамики проявления заболеваний в зависимости от специфики детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей;

— разработка и апробация психокоррекционной программы, направленной на гармонизацию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей;

— привлечение спонсорской поддержки для реализации всех вышеперечисленных проектов.

Литература:

  1. Михалькова, Е. И. Актуальные проблемы современной психологии: онкология у детей-сирот и психосоматические расстройства в раннем возрасте / Е. И. Михалькова, С. А. Радченко // / ЛитРес, 2021. — 200 с.
  2. Михеева, А. А. Психологические особенности часто болеющих детей. [Текст] ‒ М.: дис.канд.псих.наук, 1999. Дата обращения 17.07.2021.
  3. Тимофеева, И. В. Особенности родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом с позиции теории семейных систем. [Текст] // М.: Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2011. — № 139.

Ключевые слова

рассеянный склероз, ребёнок, психокоррекция, отношение, детско-родительские отношения, ДЦП, аутизм, родительское воспитание, тип заболевания ребенка, особые дети, дети с инвалидностью, специфика отношения родителя к больному ребёнку, результаты эмпирического исследования, практические рекомендации по работе с особым ребёнком