Международная миграция рабочей силы после пандемии COVID-19 | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кошелева, Л. В. Международная миграция рабочей силы после пандемии COVID-19 / Л. В. Кошелева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/478/17771/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор анализирует ситуацию на рынке международной рабочей силы в постпандемийное время.

Ключевые слова: международная миграция рабочей силы, миграция, пандемия.

Международная трудовая миграция представляет собой перемещение работников из одной страны в другую в целях трудоустройства. Это уже давно стало значительным явлением, поскольку миллионы людей ежегодно мигрируют в поисках лучших возможностей для работы и повышения уровня жизни.

Однако COVID-19 оказал значительное влияние на перемещение рабочей силы. Пандемия привела к широкомасштабным экономическим потрясениям, в результате чего многие работники потеряли работу и оказались перед лицом неопределенного будущего. Кроме того, болезнь привела к повсеместным ограничениям на поездки и закрытию границ, что затруднило перемещение работников между странами.

Воздействие пандемии на международную трудовую миграцию ощущается как трудящимися мигрантами, так и принимающими их странами, в которых правительствам и международным организациям пришлось принять меры по поддержке работников в это непростое время, такие как финансовая помощь, расширение доступа к медицинскому обслуживанию и усиление защиты от эксплуатации и злоупотреблений. Однако предстоит сделать гораздо больше для обеспечения прав и защиты работников и поддержки их интеграции в принимающие страны.

Международная трудовая миграция имеет долгую историю, на протяжении которой миграция была обусловлена целым рядом факторов, включая экономическое развитие, рост численности населения, политическую нестабильность и технологические изменения.

В последние десятилетия глобализация мировой экономики привела к увеличению уровня перемещения рабочей силы, когда работники переезжают из стран с низким и средним уровнем дохода в страны с высоким уровнем дохода в поисках лучших возможностей для трудоустройства. Это привело к созданию крупных сообществ мигрантов во многих странах, особенно в развитых, где трудящиеся мигранты составляют значительную долю рабочей силы [1].

До пандемии COVID-19 международная трудовая миграция была динамичным и быстро развивающимся явлением. Мигранты играют решающую роль во многих странах, внося свой вклад в экономику принимающих их стран и отправляя денежные переводы обратно в страны своего происхождения. Во многих случаях приехавшие работники заполняли значительные пробелы в рабочей силе в таких секторах, как сельское хозяйство, строительство и здравоохранение, где ощущалась нехватка местных работников.

В то же время международная трудовая миграция не была лишена своих проблем. Мигранты часто сталкиваются с дискриминацией и эксплуатацией, особенно на низкоквалифицированных работах, и изо всех сил пытаются получить доступ к основным правам и защите. Кроме того, миграционная политика во многих странах часто носила ограничительный характер и затрудняла работникам доступ к работе и возможностям мобильности [2].

В целом, состояние международной трудовой миграции до пандемии COVID-19 характеризовалось сочетанием проблем и возможностей: трудящиеся мигранты вносят важный вклад в экономику и общество принимающих их стран, одновременно сталкиваясь со значительными проблемами и препятствиями.

Пандемия COVID-19 привела к сокращению международных миграционных потоков, поскольку многие страны ввели ограничения на поездки и закрыли границы для борьбы с распространением вируса. Это затруднило перемещение работников между странами, что привело к сокращению числа трудящихся, въезжающих в новые страны для работы.

Последствия пандемии были непропорционально велики для неофициально оформленных работников, включая мигрантов, которые часто заняты на низкоквалифицированных работах и не имеют доступа к тем же мерам защиты и льготам, что и официально оформленные работники. Неоформленные работники с большей вероятностью потеряют работу и столкнутся с экономическими трудностями во времена экономических потрясений, и пандемия COVID-19 не стала исключением. Мигранты также подвергаются повышенному риску заражения COVID-19, поскольку они часто работают в переполненных местах и антисанитарных условиях и могут не иметь доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию и средствам защиты от вируса. Это поставило под угрозу их здоровье и благополучие, а также вызвало обеспокоенность по поводу обращения с мигрантами во время пандемии [3], [9].

Кроме того, приостановка регулярных каналов миграции оказало значительное влияние на условия труда. Поскольку многие работники не могут выехать на работу в новые страны, те, кто уже находится в принимающих странах, столкнулись с возросшей конкуренцией за работу и снижением заработной платы. Это вызвало обеспокоенность по поводу эксплуатации и жестокого обращения, особенно на низкоквалифицированных работах.

В ответ на воздействие пандемии COVID-19 рынок труда правительства многих стран приняли меры по поддержке работников во время кризиса. Некоторые из этих мер включают в себя [4]:

— Предоставление финансовой помощи и поддержки мигрантам, потерявшим работу или столкнувшимся с экономическими трудностями;

— Осуществление мер по охране здоровья и благополучия работников, включая доступ к медицинским услугам и средствам защиты;

— Удовлетворение конкретных потребностей трудящихся, в том числе занятых на низкоквалифицированных работах, посредством целенаправленных мер поддержки и защиты;

— Поощрение работодателей продолжать нанимать мигрантов и обеспечивать им безопасные и здоровые условия труда во время пандемии [5].

Международные организации, такие как Международная организация труда (МОТ) и Организация Объединенных Наций (ООН), также сыграли решающую роль в устранении последствий пандемии для передислоцировавшихся работников. Эти организации выступают за защиту прав и благополучия мигрантов и предоставляют правительствам и работодателям рекомендации и поддержку в отношении того, как поддержать этих работников во время кризиса [6].

Например, МОТ призвала к защите прав и благополучия всех работников, включая приезжих, во время пандемии и выступила с рядом инициатив в поддержку этих работников, включая предоставление рекомендаций по мерам охраны здоровья и безопасности, а также поощрение прав и защит [7].

ООН также активно занимается устранением последствий пандемии, призывая к действиям по обеспечению того, чтобы работники не остались без внимания во время кризиса и имели доступ к поддержке и защите, в которых они нуждаются. ООН также призвала к расширению международного сотрудничества и солидарности в борьбе с последствиями пандемии для мигрантов и призвала к большей поддержке этих работников со стороны правительств, работодателей и международного сообщества [8].

Пандемия COVID-19 оказала глубокое влияние на международную трудовую миграцию: сокращение миграционных потоков, непропорциональное воздействие на неформальных работников, включая трудящихся мигрантов, и повышенные риски для здоровья и благополучия этих работников. Прекращение регулярных каналов миграции также оказало значительное влияние на условия труда трудящихся-мигрантов, вызвав обеспокоенность по поводу их эксплуатации и злоупотреблений.

После пандемии трудовая миграция в регионе Содружества Независимых Государств (СНГ) значительно сократилась из-за закрытия границ, ограничений на поездки и замедления экономического роста. По данным Международной организации труда, в 2020 году в регионе СНГ наблюдалось снижение денежных переводов и трансграничной мобильности рабочей силы.

С момента начала COVID-19 в трудовой миграции в России произошли значительные изменения. Страна временно закрыла свои границы, чтобы ограничить распространение вируса, поражающего как иностранных, так и домашних работников. По данным Федеральной службы государственной статистики, число трудовых мигрантов в России в 2020 году сократилось на 2,5 % по сравнению с предыдущим годом [10].

Пандемия также повлияла на уровень занятости мигрантов. В 2020 году уровень безработицы среди трудящихся-мигрантов увеличился на 2,7 %, в то время как средняя заработная плата снизилась на 3,2 %. Это создало сложные условия для трудящихся, которые часто заняты на низкооплачиваемых работах с низкой квалификацией [10].

Несмотря на трудности, в миграции рабочей силы в России наблюдались и некоторые позитивные сдвиги. По данным Федеральной миграционной службы, страна активизировала свои усилия по поддержке мигрантов, включая создание временного жилья, доступ к медицинскому обслуживанию и оказание финансовой поддержки. Кроме того, правительство приняло меры по поддержке занятости, включая налоговые льготы для работодателей и создание новых рабочих мест.

По мере того как мир движется к пост-пандемическому будущему, будущее международной трудовой миграции остается неопределенным. Еще неизвестно, какие изменения произойдут в мировой экономике и как они повлияют на спрос на мигрантов. Однако очевидно, что пандемия COVID-19 высветила необходимость усиления защиты и поддержки трудящихся, а также важность обеспечения защиты их прав и благополучия.

В заключение, влияние пандемии COVID-19 на международную трудовую миграцию было значительным, и крайне важно, чтобы мигрантам предоставлялись постоянная поддержка и защита во время и после пандемии. Будущее международной трудовой миграции в пост-пандемическом мире остается неопределенным, но очевидно, что права и благополучие трудящихся-мигрантов должны быть приоритетом.

Литература:

  1. International Labour Organization (ILO). (2021). COVID-19 and labour migration: Impacts and responses.
  2. United Nations Development Programme (UNDP). (2021). Protecting migrant workers in the COVID-19 pandemic.
  3. United Nations High Commissioner for Refugees (UNHCR). (2021). COVID-19 and forced displacement: Impacts on refugees and migrants.
  4. International Organization for Migration (IOM). (2021). COVID-19 and migration.
  5. World Bank Group. (2021). The impact of COVID-19 on migration and remittances.
  6. International Labour Organization. (2022). Recommendations of the 15th ASEAN Forum on Migrant Labour.
  7. Migration Policy Institute (MPI). (2021). The COVID-19 pandemic and its impact on migration.
  8. International Centre for Migration Policy Development (ICMPD). (2021). COVID-19 and migration: Impacts and responses.
  9. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). (2021). COVID-19 and international migration: Impacts and policy responses.
  10. Human Rights Watch. (2021). COVID-19 and the rights of migrant workers.
  11. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/

Ключевые слова

миграция, пандемия, международная миграция рабочей силы