Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецов, А. В. Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности / А. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 30-37. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/476/17763/ (дата обращения: 27.04.2024).



Данная статья рассказывает о процессе формирования я-концепции у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития я-концепции. В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы учащиеся смогли в процессе взаимодействия с учителем и родителями формировать представление о себе, своих интеллектуальных и физических способностях.

Ключевые слова: я-концепция, младший школьный возраст , особенности формирования я-концепции, новообразование, средства и методы формирования я-концепции.

Младший школьный возраст является периодом, когда перед ребенком открываются не только новые сферы деятельности, знания и навыки, но также происходит осознание собственного влияния и развития. Именно в младшем школьном возрасте ребенок попадает в структуру образовательного учреждения, который выставляет первые серьезные требования к ребенку. Ему необходимо не только находится внутри процесса, но и формировать первые обязательства и их выполнять [3].

В советское время педагоги и психологи активно изучали феномен я-концепции, однако у многих авторов была своя точка зрения на данный процесс, рассмотрим некоторые из них [6]. Например, В. А. Сухомлинский утверждал то, что для формирования я-концепции, которая будет быстро и эффективно формироваться у ребенка, необходимо использовать только положительные средства и методы. Так, образовательный процесс должен вызывать у ребенка чувства радости, чтобы сам ребенок хотел возвращаться в данную систему и повторять процесс. Учебное заведение должно концентрировать свое внимание на том, чтобы внедрять образовательные инструменты только основываясь на радости: радость творчества, радость общения, радость окружающей обстановки. Только данные условия помогут ребенку сформировать правильное представление о я-концепции [9]. Анализируя подход Сухомлинского, можно сказать, что не весь образовательный процесс можно выстроить, опираясь на формирование «радости» у учащихся. Поскольку задача школы заключается в том, чтобы сформировать личность, которая будет развита интеллектуально и социально, а данные процессы не всегда просто формировать только, отталкиваясь от «радости», о которой говорит автор.

Значимый советский педагог А. С. Макаренко, являлся представителем гуманистической психологии и описывал «Я-концепцию» с точки зрения объединения и взаимодействия собственных способностей ребенка. Для формирования данного феномена необходимо представлять индивидуальные возможности взаимодействия с другими людьми, а также понимать свой уровень развития и осознание собственных уникальных способностей [7]. С точкой зрения А. С. Макаренко трудно не согласиться, поскольку индивидуальные особенности человека играют основную роль в формировании я-концепции для того, чтобы ребенок мог четко понимать, кто он, какие его сильные стороны и какие действия он должен совершать для реализации собственного потенциала, необходимы средства и методы, которые будут направлять ребенка. Именно об этом и говорит Макаренко, он демонстрирует важность взаимодействия с другими людьми, поскольку все существование человека зациклено на том, чтобы он находил пути общения с другими людьми.

Важно понимать также то, что для ребенка формирование я-концепции должно происходить, опираясь на особенности, в которых ребенок находится, развивается и меняется. Именно поэтому необходимо рассматривать средства и методы, которые можно внедрять в практической деятельности. Поскольку младший школьный возраст является периодом, в котором ребенок начинает впитывать, усваивать и накапливать полученный материал [8].

Проанализировав подходы советских ученых к определению феномена я-концепции, можно сформировать собственное определение и цель. я-концепция — это понимание и оценка ребенком своих желаний, ценностей, способностей и возможностей, которые он может использовать в процессе учебной и вне учебной деятельности. я-концепция также позволит педагогам и взрослым усиливать те способности, которые развиваются у ребенка, также подбирать приемы и инструменты, отталкиваясь от внутреннего состояния учащихся.

Чтобы образовательный процесс и внедрение разнообразных средств и методов производился эффективно, необходимо рассматривать структуру я-концепции и понимать из чего она состоит. На основе научно-исследовательского подхода Б. Мещерякова была изучена структура феномена я-концепции, в нее входит три компонента.

  1. Когнитивный. Образ «Я», который содержит представление о себе.
  2. Эмоционально-ценностный. Включает в себя систему самооценок человека.
  3. Поведенческий. Включает в себя протекание когнитивного и оценочного компонентов в поведении [4].

В совокупности данные компоненты неразрывно связаны, именно поэтому необходимо учитывать их в процессе реализации определенных программ в образовании.

Наряду с компонентами, выделяются три основные модальности Я-концепции:

  1. Реальное «Я». Данная модальность является тем, как человек себя ощущает в процессе жизни, то какими способностями он обладает, какой статус он в данный момент ощущает. Для ребенка данная модальность проявляется в процессе обучения в школе, ощущает ли он себя как ученик, сын и т. д.
  2. Зеркальное «Я». Данный процесс отражается в том, как тебя видят другие люди. Для ребенка младшего школьного возраста данная модальность не сильно важна, поскольку здесь дети сосредоточены на себе, но не на мнении других людей. Однако, модальность зеркального «Я» позволяет ребенку получать оценку со стороны других людей.
  3. Идеальное «Я». Представления человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное «Я» формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, ролей, которые человек хотел бы видеть у себя и которые он хотел бы исполнять.

В процессе развития и формирования я-концепции происходит противоречие между реальным и идеальным «Я», это дает возможность ребенку совершенствоваться и развиваться.

Важно понимать то, что современные школьники, которые приходят в новый образовательный процесс обладают видоизмененными физическими, интеллектуальными и психологическими качествами. Именно поэтому и строить процесс формирования я-концепции учителям приходится при помощи новых средств деятельности.

Для того чтобы происходил процесс развития и формирования я-концепции, необходимо анализировать и точечно подбирать средства и приемы работы.

Одним из таких приемов и способов формирования является совместная деятельность. Анализом влияния совместной деятельности в образовательной среде младших школьников выступали В. В. Рубцова и И. М. Улановская. Они считали, что сотрудничество основывается на том, что каждый участник совместного действия ориентирует свое поведение на поведение партнера, добиваясь согласованности общих действий при свободном, инициативном и своеобразном поведении другого. Общение учителя с учеников в этих условиях сплетается с их коммуникацией, воспитание — с образованием. В таком общении не только происходит обмен продуктами деятельности и идеями, но состояние каждого партнера становится их совместным общим результатом. И чем более взаимоопосредованной оказывается форма кооперации, тем полнее и точнее отражаются в ней и обусловливаются ею интеллектуальные и личностные качества участников взаимодействия. В. В. Рубцова оперирует тем, что совместная деятельность является способом формирования собственного «Я», перестраивает мотивационную сферу участников, формирует рефлексивный компонент. Но чтобы данный процесс работал эффективно, необходимо создавать систему совместной деятельности с учащимися младшего школьного возраста. На основе подходов Рубцовой можно выстроить следующую систему совместной деятельности с учащимися [9].

  1. Совместная деятельность через объединение индивидуальных вкладов. Данный процесс направлен на то, чтобы учащиеся выполняли определенные задания сообща, обычно, это те задачи, которые трудно решить индивидуально и требуется несколько точек анализа. Тем самым происходит командное вложение в успех решения. Параметрами, которые определяют эффективность индивидуальных вкладов являются общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, склонность к творческой работе, уровень знаний. Группы для данной работы комплектуются исходя из межличностных отношений. В данном случае происходит развитие коммуникабельности учащихся, формируются новые взгляды на решение общих задач, происходят внутренние понимания ребенка о том, что совместная деятельность является важным элементом взаимопомощи.
  2. Совместная деятельность через позицию учащихся. Данный подход подразумевает то, что учащимся ставится определенная тема, которая выливается в дискуссию и занятие определённых позиций. Другими словами, происходит образовательный конфликт. Цель данного подхода заключается в развитии учащихся интеллектуальных способностей, формирования ряда учебных действий, которые приобретают значения в младшем школьном возрасте. Также необходимо отметить уникальность данного похода, оно состоит в том, что младший школьник в образовательном процессе настроен таким образом, что ему трудно встать на противоположную сторону со своим учителем, поскольку ощущается авторитет. Однако, данная модель не работает в отношении одноклассников. Общение же со сверстниками, приводя к явному или скрытому конфликту позиций детей, позволяет им обнаружить сам факт существования другой точки зрения на одно и то же явление. Групповое взаимодействие также важно, как и групповой конфликт, который позволит формировать особенности мышления, отстаивания собственной точки зрения — это все является факторами формирования я-концепции у учащихся младшего школьного возраста.
  3. Функционально-ролевая модель совместной деятельности. Данная модель направлена на то, что учащиеся смогут в процессе работы надеть на себя роль, которую будут выполнять в рамках деловой игры, так, например, чаще всего выделяются такие роли как: «планировщик», «исполнитель», «критик». Данные роли позволяют учащимся также наиболее ярко проявлять себя в условиях поиска и решения конкретной задачи, анализа, выражении собственного мнения.

Результат, к которому приходят младшие школьники в процессе внедрения данных моделей и приемов совместной деятельности совершенно разнообразный, однако, он заключается в том, чтобы всесторонне развивать ребенка, направлять его мышление, психологическое состояние в русло современной жизни. Задача педагога не в том, чтобы научить ребенка общаться или анализировать, а, чтобы он сам смог прийти к новому для себя результату и создать рефлексивное поле после приобретения новых знаний. Именно это и заключается в особенности совместной деятельности по формированию я-концепции.

Совместная деятельность для процесса формирования я-концепции у учащихся младшего школьного возраста является центральным фактором, который объединяет внутри себя интеллектуальные, физические, эмоциональные приемы, которые направлены на сознание детей, на их индивидуальные способности, а также на их понимание, кем они являются и могут стать в рамках образовательного процесса. Задача педагогов в том, что эффективно преобразовать теоретические подходы в рамки практической деятельности, не нарушая возрастных, физиологических и психологических особенностей детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что я-концепция — это внутренний мир, индивидуальные качества, способности, заложенные внутри ребенка. [9]. Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, усвоения, накопления знаний. В процессе учебной деятельности, развития психических процессов и личности младшего школьника, взаимодействия в организованном школьном коллективе у ребенка развиваются сложные социальные чувства и обеспечивается практическое овладение важнейшими нормами и правилами общественного поведения, что влияет на складывающуюся систему новых социальных ролей, которые получает в этом возрасте ученик. Необходимо понимать, что, если ребенок сможет сформировать собственное «я», понять, свои сильные стороны, осознать собственные желания и способности, тем легче он сможет продолжать строить и объединять в себе личностные конструкты, которые будут дополняться и формировать общую картину личности.

Литература:

  1. Агапов В. С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С. Л. Рубинштейна // Акмеология. — 2012. — № 1 (41). — С.133–143.
  2. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
  3. Водяха, Ю. Е. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. — Электрон. дан. — Екатеринбург: [б. и.], 2018–1 электрон. опт.диск (CD-ROM).
  4. Гуляев Г. Ю. Педагогическое наследие а. С. Макаренко и современно образование: традиции, опыт, инновации: сборник статей международной научно-практической конференции. — пенза: мцнс «наука и просвещение». — 2020. — 70 с.
  5. Гуткина Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018 Т. 14 № 2 С. 116–128. doi:10.17759 / chp.2018140213
  6. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко. — М: Педагогика, 1983. — 567 с.
  7. Рубцова В. В. Совместная учебная деятельность и развитие детей / Коллективная монография. Под редакцией В. В. Рубцова, И. М. Улановской — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. — 352 с.
  8. Сухомлинский В. А. Современное прочтение: сб. ст. В 11 научно-практической конференции с международным участием. 2–3 октября 2018 г. / науч. ред.: О. В. Ковальчук, А. Е. Марон. — СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2018. — 350 с.
  9. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

Ключевые слова

я-концепция, младший школьный возраст, новообразование, особенности формирования Я-концепции, средства и методы формирования Я-концепции