Гепсидин как диагностический инструмент: реальность и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Даудов, Д. Р. Гепсидин как диагностический инструмент: реальность и перспективы / Д. Р. Даудов, Т. Р. Хамирзоев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/474/17704/ (дата обращения: 05.05.2024).



Мы провели исследование имеющихся научных трудов о гепсидине, чтобы выделить перспективы его использования в диагностике ряда заболеваний.

Ключевые слова: гепсидин, ферритин, железо, диагностика.

Учитывая физиологическое значение гепсидина и его влияние на обмен железа, можно предложить его в качестве уникального диагностического инструмента в диагностике большого количества заболеваний.

В исследованиях у здоровых людей было показано, что гепсидин можно обнаруживать с помощью иммуноферментного твёрдофазного анализа в крови, и эти показатели могут служить большим ориентиром для исследований в будущем.

Нормальный уровень гепсидина у здоровых варьировался от 17 до 286 нг/мл (5–95 % интервал), при этом средние величины различались у мужчин (112 нг/мл) и женщин (65 нг/мл). И то, что у женщин меньшее количество гепсидина соответствовало тому факту, что содержание ферритина в крови у женщин тоже является более низким, чем у мужчин.

Также у людей с выявленным дефицитом железа, где уровень ферритина меньше 10 нг/мл, сывороточный гепсидин также не мог определиться. Это свидетельствует о том, что содержание гепсидина можно использовать в качестве диагностического метода, применяемого для выявления железодефицитных состояний.

Также известно, что дефицит железа у новорождённых и у детей первых лет жизни может приводить к гипоксии мозга и соответственно быть причиной нарушения умственного и физического развития. И здесь же гепсидин можно использовать для ранней диагностики выявления железодефицита у детей, когда ещё изменения железа не может нам говорить о патологии. В начальных стадиях уровень ферритина и анализ ретикулоцитов может быть нормальным, а вот диагностика с помощью гепсидина позволит вовремя назначить необходимую терапию. И очень важно разработать доступные методы для иммуноферментного анализа гепсидина, особенно в моче, что сделает это исследование неинвазивным и пригодным для массового определения дефицита железа у большого количества детей.

Но измерение гепсидина будет полезно не только в педиатрии у детей, но и у женщин снижение его уровня вполне может служить как признак железодефицита и, как следствие, показанием для лечение препаратами железа. При этом отпадёт необходимость использовать другие методы исследования и сделать исследование более быстрым по времени и дешевым в материальном плане.

Роль гепсидина полезна в дифференциальной диагностике между истинной железодефицитной анемией и железодефицитом при хронических заболеваниях, при котором происходит перегрузка организма железом, а лечение его препаратами железа противопоказано. Также определение этого пептида поможет выявление пациентов, у которых уже развился дефицит железа. У таких пациентов гепсидин снижается в крови, так как низкий уровень железа является негативным регулятором в продукции гепсидина.

Гепсидин может использоваться при дифференциальной диагностике разных видов наследственных гемохроматозов. Так при ювенильном гемохроматозе продукция гепсидина резко снижена или совсем не определяется, поскольку изменены гены регулирующие непосредственно экспрессию гепсидина.

Негативная регуляция гепцидина, связанная с эритропоэзом, позволяет предположить, что его можно будет использовать для прогнозирования эффективности терапии эритропоэтином и железом при анемии хронических заболеваний, а также для мониторирования лечения эритропоэтином.

Другое применение для гипседина можно найти в диагностике воспалительных заболеваний. В исследованиях было показано что при острое заболевание происходило повышение гипседина. И его повышение было более ранним чем повышение того же самого c-реактивного белка. Так приведение либо полисахарида добровольцем уже через 6 часов уровень гипоксидина тогда как реактивный белок появлялся только через 22 часа.

Заключение

На сегодняшний день использования гепсидина как диагностического маркера затруднено вследствие того, что методы его определения на сегодняшний день весьма дорогие. Среди этих методов — исследование мРНК, иммуногистохимия, иммуноблоттинг и др. Работы по созданию удобного иммуноферментного анализа ведутся, и есть надежда, что вскоре ситуация изменится, и определение гепсидина станет обыденным методом исследования во многих заболеваниях.

Литература:

  1. WHO Classification of Tumours of Haematopoietic and Lymphoid Tissue, 4th edition. S. Swerdlow, E. Campo, N. Lee Harris, E. S. Jaffe, S. A. Pileri, H. Stein, J. Thiele, J. W. Vardiman // World Health Organization. — October 2008.
  2. Williams Hematology, 8th Edition. Kenneth Kaushansky, Marshall Lichtman, E. Beutler, Thomas Kipps, Josef Prchal, Uri Seligsohn // McGraw-Hill Professional. — July 9, 2010.
  3. Thomas’ Hematopoietic Cell Transplantation, 4th edition. F Appelbaum. // Wiley-Blackwell. — 2009.
  4. Fundamental Immunology, 6th edition. W Paul. // Lippincott Williams and Wilkins. — 2008.
  5. Chronic Lymphocytic Leukemia, 1st edition. S O’Brien, J Gribben. // Informa Healthcare. — 2008.