Профилактика кибербуллинга в общеобразовательной организации
Авторы: Малова Розалия Евгеньевна, Хрусталев Алексей Андреевич
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
L международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 17.12.2022
Статья просмотрена: 212 раз
Библиографическое описание:
Малова, Р. Е. Профилактика кибербуллинга в общеобразовательной организации / Р. Е. Малова, А. А. Хрусталев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/470/17663/ (дата обращения: 29.04.2024).
В статье рассматривается кибербуллинг как одна из значительных проблем XXI века, а также процесс создания условий по профилактике травли в Интернете.
Ключевые слова: учащиеся, общеобразовательная школа, ФГОС, буллинг, профилактика.
Травля учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета — одна из самых значимых проблем современной школы. По данным проведённых исследований, более 80 % российских школьников сталкивались с онлайн-буллингом, оказываясь в роли жертвы, агрессора, свидетеля нападок и оскорблений.
Кибербуллинг признан нарушением 19-й статьи Конвенции ООН по правам ребенка, которая гарантирует несовершеннолетним защиту от любых форм физического, психологического или ментального насилия.
К сожалению, в настоящий момент в России не существует комплексных программ по профилактике кибербуллинга среди несовершеннолетних, нет официального закрепления этических норм поведения в информационном пространстве, связанного с этим обеспечения безопасности несовершеннолетних пользователей, создания условий для овладения ими принципами киберэтики. Это связано с тем, что явление кибербуллинга в России появилось сравнительно недавно. Совершенствование знаний детей и подростков о правилах и способах безопасного поведения в сети, обеспеченное родителями, педагогами и другими специалистами, работающими в области медиакомпетенций несовершеннолетних, может стать наиболее эффективной профилактикой в борьбе с кибербуллингом.
У кибербуллинга есть множество форм. Наиболее распространённые формы представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Формы кибербуллинга
Работа с некорректным поведением в Интернете на сегодняшний день движется по двум направлениям:
— развитие технических приспособлений, ограничивающих нежелательный контент (фильтры, цензура), располагаемые в социальных сетях и на веб-сайтах разнообразные кнопки тревоги («пожаловаться»), предназначенные для включения в неприятную ситуацию сотрудников сайта, и настройки конфиденциальности персональных аккаунтов.
— обучение пользователей Интернета основным правилам безопасности и корректного поведения по отношению к другим пользователям.
В качестве профилактики предлагаются:
— проведение уроков обучающих школьников стратегиям реагирования в ситуации кибербуллинга;
— разработка сервиса, который позволит учащемуся анонимно или не анонимно сообщать администрации школы о фактах травли в сети Интернет между учениками, прикрепляя доказательства (скриншоты);
— работа с родителями: родительские собрания, тренинги и т. п. на тему того, как помочь детям справится с ситуациями кибербуллинга в школе;
— составление памяток для учеников, в которых будет содержаться информация по профилактике кибербуллинга для самостоятельного ознакомления. В неё должны входить как советы по предупреждению ситуаций травли в интернете, так и по тому, как вести себя если травля уже происходит/произошла. Необходимо уведомить учащихся об уголовной ответственности за различные виды травли в Интернете, такие как: оскорбление, клевета, унижение человеческого достоинства.
Памятка для учащихся может выглядеть следующим образом:
- Сохраняй факты подтверждения нападения.
- Игнорируй единичный негатив. Лучше всего поступить именно так, потому что при таком поведении кибер-атака остановится еще на первой (начальной) стадии.
- Если ты свидетель кибербуллинга, то: следует выступить против агрессора и показать, что такое поведение непозволительно в современном обществе; поддержи жертву; сообщи кому-либо из взрослых о факте кибербуллинга.
- Заблокируй агрессора. В мессенджерах есть функция блокировка отправки сообщений с определенных ip-адресов. Такая пауза в беседе зачастую отбивает желание продолжения травли у агрессора.
- Не игнорируй систематические угрозы. В таком случае обратись в правоохранительные органы с подтверждением факта нападения.
Обязательно должны проводиться различные мероприятия, которые будут способствовать привлечению несовершеннолетних к обозначенной проблеме. Таким образом, мы сможем снизить вероятность проявления актов насилия в интернет-среде. Конечно, необходимо оказание помощи родителям учащихся, пострадавших от насилия
Итак, система профилактики кибербуллинга в современной России на данный момент только зарождается, потребуется немало времени для её формирования и качественной работы, но первые шаги уже сделаны.
Литература:
- Баранов А. А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А. А. Баранов,С. В. Рожина. — 2007.
- Макарова Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления / Е. А. Макарова // Российский психологический журнал. — 2016. — Т. 13. — № 3.
- Козонина, А. Кибербуллинг: как устроена травля в интернете и почему с ней надо бороться / А. Козонина. — 2010.