Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Забудская, Е. П. Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации / Е. П. Забудская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы L Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 54-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/470/17637/ (дата обращения: 29.04.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В статье представлены результаты исследования типа образовательной среды в группах раннего возраста в МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 15 «Солнышко» по методике В. А. Ясвина, описан проект программы, а также намечены дальнейшие перспективы исследования в данной области.

Ключевые слова: образовательная среда, воспитывающая среда, психологическая безопасность, психологическая безопасность образовательной среды, проектирование образовательной среды, дошкольники, дошкольные образовательные организации, векторное моделирование образовательной среды, безмятежная образовательная среда, творческая образовательная среда.

В современных реалиях происходят глобальные перемены, которые затрагивают разнообразные сферы общества: социальные, политические и экономические. Все эти глобальные перемены, которые происходят в нашей стране и мире в целом, отражаются на жизни каждого человека, изменяя социокультурную ситуацию, которая в свою очередь влияет на становление и развитие личности. Воспитать гармонично развитую личность возможно лишь тогда, когда вокруг этой личности создана психологическая безопасность среды. Из этого следует вывод о том, что человек, находясь в современных реалиях, где наблюдается стремительное изменение общественных условий, как никогда нуждается в помощи и психологической поддержке.

На это в свою очередь откликается система образования Российской Федерации. ФГОС ДО как одной важнейших задач определяется: «охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого–педагогической, профилактической и оздоровительной работы». Таким образом, видно, что на сегодняшний день стоит проблема создания благоприятной психологической среды в дошкольной организации, которая бы способствовала гармоничному развитию личности через укрепление психического здоровья дошкольников.

Обращаясь к психолого-педагогической науке, мы видим, что данная проблема решалась различными исследователями. Дошкольное детство — то время, которое закладывает фундамент дальнейшего развития личности ребенка. Развитие в дошкольном возрасте определяет дальнейшее состояние физической и психической сфер его жизнедеятельности. Дошкольная образовательная организация (далее — ДОО) является частью жизненной среды ребенка, в котором он проводит немалую часть времени. Именно поэтому в ДОО остро ощущается необходимость создания психологической безопасности среды. Ведь психологическая безопасность среды для детей дошкольного возраста в ДОО является важным фактором их дальнейшего психического и личностного развития.

Обращаясь к иерархии потребностей А. Маслоу, видим, что потребность в безопасности и защите является одной из основной, без удовлетворения которой неосуществима самореализация личности. Из этого следует вывод о том, что на эффективность работы ДОО влияет не только качество обучения и воспитания, но и защищенность детей, а также безопасностью педагогов и иных сотрудников. Таким образом, главным требованием к образовательной среде можно определить такую образовательную среду, которая обеспечит психологическую безопасность, эмоциональное удобство и защищенность любого субъекта педагогического процесса, содействуя тем самым психическому благосостоянию и личностному развитию этих субъектов.

Для детей дошкольного возраста стабильные условия окружающей среды особенно важны. В ДОО такие условия для детей создаются педагогическим коллективом. Поэтому, образовательное пространство в ДОО должно обеспечивать не только решение образовательных задач, но и удовлетворение вышеназванной базисной потребности в безопасности.

И. А. Баевой психологическая безопасность образовательной среды определяется следующими характеристиками: среда включает в себя свободу от проявлений психологического насилия; способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении; создает референтную значимость среды [1]. Все это обеспечивает психическое здоровье включенных в нее субъектов образования, что в свою очередь предполагает учет всех факторов, задействованных в учебно-воспитательном процессе и включение в ее решение всех субъектов образовательного процесса.

Одним из психологических рисков, с которыми связана психологическая безопасность среды в ДОО, является риск тяжелой адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

По нашему мнению, в ДОО психологическая безопасность дошкольников обеспечивается в безмятежной воспитывающей среде (или говоря иначе, в среде безмятежного потребления) Я. Корчака. Особенно в группах раннего развития. Данное предположение объясняется тем, что в условиях ДОО дошкольники по большей части пассивны. У детей нет необходимости в проявлении таких свойств личности как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. п. В тоже время воспитанникам присуще понятие «свободы», которое связано с независимостью суждений и поступков, свободой выбора и т. п. [2, с. 18].

Я. Корчак определяет данную среду через такие характеристики как «душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой снисходительности современным течениям, среди привлекательной простоты» [2, с. 18].

Таким образом, мы делаем предположение о том, что в дошкольном образовательном учреждении для обеспечение психологической безопасности среды необходимо создавать такие условия, которые обеспечат формирование безмятежной воспитывающей среды.

Нами было проведено исследование, целью которого было определение актуальной модели дошкольной образовательной среды. Для достижения данной цели использовалась методика векторного моделирования образовательной среды В. А. Ясвина, которая была проведена среди администрации, педагогов и родителей (всего 22 человека) групп раннего развития № 1, 2, 12 для детей от 1 года до 3 лет МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 15 «Солнышко», после чего была произведена их средняя оценка. Результаты представлены на рисунке:

Результаты диагностики образовательной среды в МАДОУ ДС № 15 «Солнышко»

Рис. 1 Результаты диагностики образовательной среды в МАДОУ ДС № 15 «Солнышко»

Из полученных результатов видим, что, по мнению администрации, педагогов и родителей, в группе преобладает карьерная образовательная среда. Такая среда ориентирована на воспитание такой личности, которая ориентирована на внешний лоск, которая стремится к карьере за счет хитрости. В карьерной среде на первый план выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Такой среде характерна искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты.

Можно предположить, что результаты зависят от субъективного идеального представления взрослых о том, какой должна быть среда в ДОУ.

На основе полученных данных был выстроен проект программы.

Таблица 1

Паспорт психологической программы

Наименование программы

Профилактическая психолого-педагогическая программа по адаптации детей раннего возраста от 1 года до 3 лет к условиям ДОО

Учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 15 «Солнышко»

Юридический адрес

628616, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул. Проспект Победы, д. 23 А

Руководитель программы

Забудская Елизавета Петровна

Разработчик программы

Забудская Елизавета Петровна

Срок реализации программы

01.12.2022–31.05.2023 (6 месяцев)

Целевая группа

воспитанники групп общеразвивающей направленности для детей раннего возраста № 1, 2, 12

Цель программы

создание условий для успешной адаптации и развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации через со-организацию субъектов образования

Задачи программы

Для воспитанников:

  1. Организовать условия для освоения детьми разных видов деятельности (общение, предметно-манипулятивная, орудийная, познавательная и др.).
  2. Установить эмоциональный контакт с детьми, снять у воспитанников психологическое напряжение на этапе адаптации.
  3. Побуждать детей к эмоциональному отклику на игровое занятие и участие в совместной игре.
  4. Формировать у детей эмоционально-положительного отношения к окружающим, предметам, обстановке.
  5. Расширять представления об окружающем мире (предметном, социальном, природном), доступном непосредственному восприятию ребенка.
  6. Обеспечивать полноценное сенсорное развитие. Создавать условия для восприятия объектов разными анализаторами отдельно и в комплексе (зрением, слухом, обонянием, осязанием).
  7. Инициировать разнообразные действия с предметами и материалами, веществами с целью «открытия» их постоянных и переменных свойств (форма, цвет, величина, вкус, запах, фактура, количество, функция, местоположение).
  8. Поддерживать развитие предметной деятельности, познавательно-исследовательскую активность, самостоятельность.
  9. Развивать восприятие, память, наглядно-действенное мышление, речь.
  10. Создавать условия для разнообразных культурных практик.

Для родителей:

  1. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах успешной адаптации и сенсорного развития детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Создать единое воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи в вопросе успешной адаптации и сенсорного развития детей раннего возраста.

Для педагогов:

  1. Внедрить в практику новые вариативные модели образовательной среды для детей раннего возраста в рамках реализации программы «Теремок», обеспечивающие полноценное воспитание и развитие детей раннего возраста.
  2. Внедрить новые технологии методического и организационно-педагогического сопровождения детей раннего возраста.
  1. Повысить профессионализм педагогов в вопросах успешной адаптации и сенсорного развития детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты

Для воспитанников:

  1. Созданы оптимальные условия для успешной адаптации и полноценного развития детей раннего возраста с учетом их индивидуальных особенностей через сенсорное развитие и воспитание.
  2. Установлен эмоциональный контакт с детьми, у воспитанников снято психологическое напряжение на этапе адаптации.
  3. Сформировано эмоционально-положительное отношение у детей к окружающим, предметам, обстановке.
  4. Расширены представления об окружающем мире (предметном, социальном, природном), доступном непосредственному восприятию ребенка.
  5. Обеспечено полноценное сенсорное развитие. Созданы условия для восприятия объектов разными анализаторами отдельно и в комплексе (зрением, слухом, обонянием, осязанием).
  6. Инициированы разнообразные действия с предметами и материалами, веществами с целью «открытия» их постоянных и переменных свойств (форма, цвет, величина, вкус, запах, фактура, количество, функция, местоположение).
  7. Сформировано первичное развитие предметной деятельности, познавательно-исследовательскую активность, самостоятельность.
  8. Сформировано первичное развитие восприятие, память, наглядно-действенное мышление, речь.
  9. Созданы условия для разнообразных культурных практик.

Для родителей:

  1. Повысилась психолого-педагогическая культура родителей в вопросах успешной адаптации и сенсорного развития детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Создано единое воспитательно-образовательного пространство ДОУ и семьи.

Для педагогов:

  1. Модернизирована вариативной модель образовательной среды для освоения детьми разных видов деятельности (общение, предметно-манипулятивная, орудийная, познавательная и др.).
  2. Разработана новая модель развития взаимоотношений педагога и детей в социокультурной образовательной среде.
  3. Обобщен и распространен педагогический опыт с коллегами на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
  4. Повышен профессионализм педагогов в вопросах успешной адаптации и сенсорного развития детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Мы считаем, что программа, основанная на со-организации участников образовательного процесса, позволит создать психологическую безопасность в среде групп раннего развития.

Перспективой дальнейшего исследования является проверка описанного выше предположения, которая включает в себя: проведение формирующего эксперимента: внедрение программы, ее реализацию на практике, а также проведение повторного исследования.

Литература:

  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002–271 с.
  2. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001–365 с.

Ключевые слова

образовательная среда, психологическая безопасность, дошкольники, векторное моделирование образовательной среды, творческая образовательная среда, дошкольные образовательные организации, воспитывающая среда, психологическая безопасность образовательной среды, проектирование образовательной среды, безмятежная образовательная среда