Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ярикова, Н. Е. Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования / Н. Е. Ярикова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 51-55. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/468/17589/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: образовательный процесс, студенческий совет, воспитательная работа, профессиональное образование.

Актуальность проблем управления воспитательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования определяется государственным заказом на подготовку конкурентоспособного специалиста среднего звена.

В современном обществе работодатели заинтересованы в специалистах, которые обладают такими личностными качествами, как ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, толерантность, организованность, умение работать в команде; с профессиональными и общими компетенциями: заинтересованность в своей профессии, использование информационно-коммуникационных технологий и их совершенствование в профессиональной деятельности, мониторинг выполненных работ.

Поэтому учреждение среднего профессионального образования должно подготовить компетентных специалистов, воспитать гражданина, умеющего принимать ответственные решения, культурного и социально активного. Таким образом, одна и важнейших задач педагогического состава колледжа — воспитательная сторона обучения. Воспитательный процесс должен быть содержательным, направленным на профессиональную социализацию, формирование лидерских качеств, мотивацию к учебно-профессиональной деятельности [3].

Воспитание обучающегося в учреждениях среднего профессионального образования имеет свою отличительную особенность. В этих учреждениях идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это очень сложный этап, потому что перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из образовательного учреждения квалифицированного специалиста.

Согласно концепции воспитания Е. В. Бондаревской о социализированной личности, главное значение имеют следующие задачи:

– приобщение обучаемых к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры; формирование потребностей в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшее обогащение;

– философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь в определении смысла жизни в условиях экономических изменений; формирования самосознания, ценностного отношения к жизни, потребности в ее проектировании и реализации;

– формирование культуры общения, общечеловеческих норм морали, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

– воспитание уважения к закону, развитие гражданской и социальной ответственности, сохранении человеческой цивилизации;

– развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, самоуважения, способности и готовности к рефлексии;

– развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливо;

– воспитание положительного отношения к труду, воспитание социально значимой целеустремленности, честности и ответственности в деловых отношениях;

– выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждой личности, реализация ее склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общения.

Но при этом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования организация воспитательной среды имеет ряд недостатков:

– недостаточное применение преподавателями актуальных методов и форм воспитательной работы в организации образовательного процесса со студентами;

– слабый уровень развития самоуправленческой деятельности и условий для нее, которая способствует творческой активности студентов;

– несвоевременный психолого-педагогический анализ воспитательного процесса и развития личности.

Следовательно, воспитательный процесс должен быть взаимосвязан с учебным процессом и качественно спланирован, внеурочная деятельность обучающихся и их взаимодействия должны быть нацелены на всестороннее развитие личности, одновременно используя новые методы и формы воспитательной работы в соответствии с требованиями ФГОС. Системность — главный принцип организации воспитательной работы в колледже. Воспитательное воздействие происходит с помощью создания среды: развивающей, организующей, адаптивной и оздоровляющей.

Для повышения результативности и эффективности воспитательной работы необходимо:

  1. Формировать мотивацию у всех участников учебно-воспитательного процесса к активной деятельности, обеспечить психолого-педагогическую поддержку в организации работы педагогического состава, родительского комитета, методической подготовки кураторов.
  2. Создать объединение студенческого совета и кураторов по решению вопроса нарушения учебно-воспитательного процесса с целью формирования гражданской ответственности и социально-правовой активности студентов, дисциплинированности, толерантности, умению принимать правовые решения.
  3. Организация органа самоуправления студентов, который будет выполнять задачи организации и проведение массовых мероприятий, конкурсов, оформление информационных стендов, координации работы пресс-центра, выпуска газет, плакатов, листовок. Создание такого совета помогает разнообразить жизнь студентов, добавив в нее творчество и сделав ее интереснее. Работа в органах самоуправления учит находить решения на многие задачи, ответственности, дисциплинированности и работе в команде.
  4. Обеспечить финансовую поддержку всех систем воспитательного процесса с учетом эффективного использования гибкой системы стимулирования, поощрений.
  5. Обеспечить и создать условия для взаимодействия между образовательными учреждениями среднего профессионального образования для обмена опытом, как в работе методического объединения кураторов, так и студенческих советов.
  6. Постоянный мониторинг эффективности мероприятий по реализации направлений воспитательной работы методического объединения и студенческого совета, в целях улучшения качества работы и предотвращения проблем на всех уровнях [2].

Организация воспитательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования имеет большое значение, реализация которого возможна лишь путем использования разнообразных форм и методов, направлений воспитательной работы, постоянного совершенствования, следования новым тенденциям, но при этом, не изменяя основополагающим принципам [1].

Литература:

1. Гревцева, Г. Я. Гражданское воспитание детей и подростков в учреждениях социальной сферы [Текст]: монография / Г. Я. Гревцева. — Челябинск, 2011. — 242 с.

2. Копылов С. Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Мат. XV междунар. науч.- практ. конф. / Научн. ред. Е. А. Омельченко. — Новосибирск: Центр содействия развитию научных исследований, 2015. — С. 49–54.

3. Петрова А. А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание»//. Научный журнал. –2015. — С. 41–44.