Финансовый контроль в сфере страхового контроля и надзора | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XLIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 20.11.2022

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Анохина, Т. С. Финансовый контроль в сфере страхового контроля и надзора / Т. С. Анохина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/468/17582/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена особенностям финансового контроля в сфере страхового контроля и надзора. Предложено определение финансового контроля в сфере страхового надзора. Выявлена роль финансового контроля в сфере страхового контроля и надзора.

Ключевые слова: финансовый контроль, страховой контроль, страховой надзор.

The article is devoted to the peculiarities of financial control in the field of insurance control and supervision. The definition of financial control in the field of insurance supervision is proposed. The role of financial control in the sphere of insurance control and supervision is revealed.

Keywords: financial control, insurance control, insurance supervision.

В современных условиях роль финансового контроля в системе государственного управления заключается не только в реализации публичных функций по обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых и материальных ресурсов, но и в защите экономической безопасности государства и его граждан.

Страховой рынок, наряду с денежным, валютным рынком, рынком заемных средств стал составным элементом финансового рынка государства и сферы финансового контроля. В связи с этим и разработана система страхового контроля как неотъемлемый элемент осуществления государственной власти, призванный обеспечить законность и правопорядок в страховой сфере.

Переход к рыночным отношениям кардинально изменил, а точнее потребовал создания принципиально новой системы финансового контроля. Как справедливо отмечают Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова, государственное управление страховой деятельностью было заменено государственным регулированием и контролем (надзором) [1, с. 154].

Финансово-правовое регулирование страховых отношений, усложненных составом участников (страхователь — страховщик — орган страхового надзора) позволяет обеспечить стабильное движение денежных средств через системы страхования и перестрахования. Результативно функционирующий рынок страховых услуг оказывает позитивное воздействие на денежное обращение в стране.

Для защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства, а также в целях соблюдения страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых правоотношений правовых предписаний, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов страхового права, эффективного развития страхового дела, предупреждения неустойчивого финансового положения фондов государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляется уполномоченными органами [2, с. 72].

При анализе эффективности страхового контроля необходимо подчеркнуть, что суды при рассмотрении исков о нарушении прав граждан в сфере страхового законодательства объективно подходят к разрешению данных споров, при этом учитывая конкретные обстоятельства каждого дела.

Так, при рассмотрении вопроса о соответствии Конституции РФ положений страхового законодательства о выплате пенсий, суд верно указал, что федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения лиц, проходивших федеральную государственную (в том числе военную) службу, располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении видов назначаемых им пенсий, правовых оснований и условий их назначения, а также размеров, порядка исчисления и выплаты этих пенсий [3].

При реализации такого рода дискреционных полномочий федеральный законодатель должен, прежде всего, учитывать, что пенсия является результатом добросовестного общественно полезного труда гражданина на протяжении длительного времени и выступает определенного рода возмещением государством затраченных гражданином ресурсов на период наступления пенсионного возраста. Этим предопределяются содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Кроме того, федеральному законодателю надлежит иметь в виду и особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров [2, с. 289].

В свою очередь, правоприменительная практика в сфере пенсионного обеспечения должна гарантировать гражданам принятие соответствующих решений только уполномоченными органами и исключительно на основе строгого исполнения законодательных предписаний и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение или изменение пенсионных правоотношений, что должно обеспечивать выплату гражданам пенсии своевременно и в полном размере, а в случае нарушения их права на получение пенсии — его восстановление в полном объеме [4].

Таким образом, нам представляется, что деятельность всех субъектов контрольно-надзорной деятельности при проведении страхового надзора должна быть подчинена единой цели — признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина от недопустимого причинения неправомерного вреда при проведении страхового надзора, так как в противном случае орган страхового надзора, руководствуется противоречащими законодательству целями и задачами, страховой надзор превращается из необходимого инструмента финансовой политики в инструмент подавления экономической свободы и самостоятельности.

Литература:

  1. Химичева Н. И. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019.С 154.
  2. Мирошник, С. В. (2013)//Страховой надзор в системе финансового контроля. Пробелы в российском законодательстве//Юридический журнал, (6), С. 289.
  3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»//«Российская газета» от 30.12.2013.
  4. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» //«Российская газета», N 6, от 12.01.1993.

Ключевые слова

финансовый контроль, страховой надзор, страховой контроль