Средства массовой информации как канал формирования имиджа образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 16. Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в

XLVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Позднякова, А. А. Средства массовой информации как канал формирования имиджа образовательной организации / А. А. Позднякова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/464/17537/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор пытается определить средства массовой информации для формирования имиджа образовательной организации.

Ключевые слова: имидж, средства массовой информации, образовательная организация.

В настоящее время жизнь современного общества немыслима без средств массовой информации (СМИ), которые выступают крупнейшим элементом массовой коммуникации общества и служат для сбора, распространения информации, формирования общественного мнения, поддержания стабильности в обществе. Именно при помощи средств массовой информации можно улучшить и сформировать имидж образовательной организации.

Ведь при помощи СМИ расширяются возможности, аудитория, которая следит за образовательной организацией. Это помогает не только лучшему взаимодействию всех участников образовательного процесса, но и положительному влиянию и воздействию.

Сегодня принято утверждать: «Если информации о тебе нет в информационном пространстве, то это значит — тебя нет» [22]. Именно поэтому данная тема актуальна на сегодняшний день.

В это связи имеет смысл рассмотреть существующую многоуровневую структуру современных СМИ, каждый элемент которой охватывает разные по содержанию и объему пласты информации и группы целевой аудитории образовательной организации.

В первый уровень входит единое информационное пространство, в которое включены все печатные и электронные СМИ. Второй — это печатные и электронные СМИ, коммерческие и государственные, обеспечивающие федеральный и межрегиональный охват аудитории. Третий уровень представлен каналами вещания. Так, например, спутниковый канал вещание практически не ограничивает круг аудитории восприятия информации.

Вторым значимым функциональным аспектом является формирование в сознании индивида, некоего упрощенного представления, образа, возникновение которого не связано с собственным опытом, иными словами, это функция стереотипизации сознания.

Процесс стереотипизации строится на основе ряда эффектов. Эффект первый: информация, прозвучавшая впервые субъективно воспринимается как более правдивая и убедительная. Это так называемый эффект первичности. Следует иметь в виду, что опровергать ранее поступившую информацию всегда сложнее. Следовательно, важна оперативность п предъявлении имиджформирующей информации [9].

Эффект второй состоит в искажающем воздействии эмоциональной окраски сопутствующей предъявлению информации, эффект ореола. Так если аудитория получает информацию о каком-либо, очень волнительном отрицательном факте об объекте, то одновременно происходит занижение его объективно положительных характеристик и наоборот [9].

Эффект третий — новая, неожиданная информация, с одной стороны, приводит нас в замешательство и, может быть, даже ступор, однако оставляет более глубокий отпечаток в сознании, более прочно фиксируется. В этом состоит эффект новизны.

«Короля играет свита» или «скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты». Стереотипизированные таким художественным образом установки массового сознания иллюстрируют эффект четвертый — эффект «социального контекста». Гораздо привлекательней воспринимается имидж объекта на фоне положительных имиджей соседствующих объектов, на фоне привлекательности тех декораций, в которых объект формирования имиджа живет и функционирует [9].

Другой стереотип массового сознания, закрепленный в фольклоре: «Как аукнется, так и откликнется» вспоминается в связи с пятым эффектом, бумеранга. Мы не вправе ждать по отношению к себе больше симпатий, такта, уважения, чем та симпатия, уважение и такт которые мы демонстрируем по отношению к другим.

И наконец, шестой эффект, эффект повторения. Повторяясь, информация становится знакомой, ожидаемой, привычной и, следовательно, обеспечивает потребность в стабильности, которая является базой обеспечения психологической безопасности [9].

В этой связи имидж образовательной организации выступает как инструмент формирования идеального заданного образа с опорой на сформированные в обществе стереотипы. Имидж образовательной организации пользуется такой конфигурацией стереотипного сознания, которая побуждает к осуществлению определенных желаемых действий.

Являясь инструментом формирования имиджа, СМИ формируют желаемый образ объекта, привлекая к нему внимание (практически неограниченно) широкой аудитории и опираясь на сформированные стереотипы массового сознания побуждают значимые группы к необходимой по отношению к объекту активности [11].

Проводя анкетирование родителей «Осведомленность о различных сферах деятельности» в МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области», мы видим, что всего 14 % родителей продемонстрировало высокий уровень осведомленности; 58 % — продемонстрировало средний уровень осведомленности; 28 % — низкий уровень осведомленности о различных направлениях деятельности организации.

Это говорит о том, что не каждая образовательная организация умеет показывать себя и формировать позитивный имидж при помощи канала СМИ.

Ведь для формирования позитивного имиджа образовательной организации важно, чтобы местное общество было знакомо с жизнью образовательной организации, понимало, что делает педагогический коллектив для развития детей, стремилось к взаимодействию с руководством образовательной организации. Важно, чтобы родители будущих воспитанников были информированы о повседневной деятельности образовательной организации, а детям хотелось бы пойти в нее учиться.

Именно поэтому в МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» мы на протяжении года пытались стимулировать постоянный интерес к образовательной организации, снабжая общественность информацией через различные средства коммуникации. Для представления положительных новостей и информации о деятельности детского сада, мы сотрудничали с телевидением, газетами, журналами, радио, интернет — СМИ. Старались и подготавливали материал в том формате, который будет интересен аудитории.

Очень много методических разработок педагогов не выходят за рамки образовательной организации. Именно поэтому приняли решение создать методические копилки педагогов на сайте ДОУ и одновременно сформировать уважительное отношение к образовательной организации как к учреждению, где работают талантливые и умелые педагоги.

Завершающим этапом нашей работы стало проведение контрольного среза, целью которого являлось определение результатов апробации средств массовой информации как канала формирования позитивного имиджа дошкольной образовательной организации МАДОУ «Детский сад «Белочка» средствами массовой информации.

Анкетирование показало, что уровень осведомленности родителей о различных направлениях деятельности образовательной организации показал положительную динамику: 24 % прошедших анкетирование продемонстрировало высокий уровень осведомленности; 63 % прошедших анкетирование продемонстрировало средний уровень осведомленности; 13 % — низкий уровень осведомленности о различных направлениях деятельности организации.

Таким образом, формирование имиджа образовательной организации требует разработки модели целенаправленной, ориентированной на определенный круг целевой аудитории деятельности, основанной на психологических принципах детерминированности, и учета личных и общественных интересов с использованием канала СМИ и с учетом соблюдения ряда условий. Формирование имиджа образовательной организации должно быть ориентировано на ограниченный круг целенаправленно заданных характеристик, определенных структурой имиджа образовательной организации. Работа по формированию имиджа призвана оказать психологическое влияние строго определенной направленности на значимые группы социального окружения, способствующее проявлениям форм желательного поведения по отношению к носителю имиджа. Наиболее доступным и масштабным, по степени охвата целевой аудитории, инструментом такого психологического влияния выступают средства массовой информации и Интернет.

Литература:

  1. Гучанова А. С. Управление созданием имиджа образовательного учреждения / А. С. Гучанова // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 520–523.
  2. Дагаева, Е. А. Маркетинговые коммуникации как способ конструирования имиджа негосударственного вуза /Е. А. Дагаева // PR в образовании. — 2018. — № 4. — С. 66.
  3. Козьяков Р. В. Корпоративный имидж учебного заведения / Р. В. Козьяков // PR в образовании. — 2005. — № 1. — С. 108–113.