Традиции и новаторство в очерковой прозе А. П. Чехова («Остров Сахалин», «Из Сибири») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XLVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2022)

Дата публикации: 05.11.2022

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Абдурауфова, К. Т. Традиции и новаторство в очерковой прозе А. П. Чехова («Остров Сахалин», «Из Сибири») / К. Т. Абдурауфова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 50-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/464/17536/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлена актуальная для поэтики А. П. Чехова проблема жанрового синтеза, позволяющая увидеть автора совершенно в новом статусе писателя, исследователя, путешественника. А. П. Чехов выработал ряд художественных принципов, позволивших ему соединить достижения литературы первого ряда с достижениями писателей-беллетристов. Особую значимость данные новаторские черты имели для нового «рубежного» периода в развитии литературы и общества.

Ключевые слова: жанр очерка, жанровый синтез, документализм и натурализм, литература первого ряда, беллетристика.

Очерковые произведения А. П. Чехова, посвященные его путешествию по сибирским и сахалинским местам, представляют собой яркое явление в русской литературе конца XIX века. Прежде все это связано с тем, что жанр очерка имеет в русской литературе свою устойчивую традицию развития, что связано с социокультурным, общественно-политическим развитием России. Главная особенность очерка — это позиция писателя и «зеркальность» в отражении эпохи. Писатель выражает (прямо или косвенно) свою точку зрения на происходящее, отражает какие-либо события, имеющие значение для современной ему эпохи [3, с. 23]. В очерках XIX века находят отражение факты, связанные с развитием науки, культуры, общественной мысли, что обусловлено возможностями самого жанра очерка. В очерке достоверные факты занимают ведущее место и соединяются с художественным вымыслом в соответствии с художественной концепцией писателя. Особую роль в выражении позиции писателя играет и сюжетно-композиционная организация материала, способствуя целостности восприятия. Обратим внимание на то, что в поэтике очерков А. П. Чехова именно данный аспект является свидетельством новаторства писателя, показывая его связь с литературой «первого» ряда [5, с. 71].

Образ народа, живых и мертвых душ, духовного богатства и особенностей народной жизни проходит через произведения Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Отметим, сатирические принципы отражения действительности (например, реалистический гротеск Салтыкова-Щедрина), а также особое отношение писателей к этнографическому материалу (например, фольклорные элементы, народные традиции и быт народа в произведениях Н. В. Гоголя, особенности народного сознания и характера, нашедшие отражение в языке в произведениях Н. С. Лескова и Н. В. Гоголя). Особую роль в развитии художественного очерка сыграли «Записки охотника», в которых в первые в русской литературе была раскрыта связь человека с природой на уровне творческого сознания народа, так называемой живой народной души. Также следует отметить, традиции русской беллетристики, которые сыграли важную роль в становлении этнографического, путевого, бытового очерка. Данная линия литературы и общественной жизни России связана с интересом к народным традициям, быту, языку, творчеству которые выявляются в процессе исследовательской деятельности и путешествий. Тот факт, что произведениях беллетристов появлялись в периодической печати и пользовались успехом у читателей, говорит об интересе общества к очерковой форме подачи материала [5, с. 74]. Документализм и натурализм, приоритет факта над вымыслом в очерке делают его особой формой познания действительности. Относительно очерков А. П. Чехова следует отметить, что творческий замысел писателя совмещал в себе идею путешествия с «корреспондентским» билетом, фиксацией и описанием увиденного во время посещения мест недоступных в силу разных причин для современников и раскрытия посредством полученных фактов ряда проблем насущных для них, в частности, связанных с проблемой отмены крепостного права, свободам и правам человека, реформированием судебной системы и главное — изучению и описанию каторги как неотъемлемой части жизни России. Отсюда следует вывод об особом восприятии А. П. Чеховым своей миссии как гражданина, писателя, медика, ученого. Роль журналиста позволила совместить все эти начала и преобразовать их в идеи для документального и художественного воплощения.

Первостепенными для писателя были вопросы, связанные с освоением Сибири и острова Сахалин. Эти территории уже были освоены, изучены и описаны. В том числе и каторга. Писатель продолжает линию художественного и научного описания каторги, начатую Ф. М. Достоевским, П. Ф. Якубовичем, С. В. Максимовым [2, с. 14]. В «Острове Сахалин» А. П. Чеховым используется материал, но он не всегда оценивается писателем однозначно. Это объясняется тем, что данные, полученные самим А. П. Чеховым во время переписи, а также во время изучения тюрем, его собственные таблицы статистических данных и протоколы дают новую картину каторги, отличную от того, что уже было представлено. Новаторство А. П. Чехова в изображении каторги состоит и в том, что такие принципы, как протоколизм, документализм создавали прочную основу для выводов, формирования общественного мнения и особый фон для восприятия.

В процессе изучения темы каторги и образа каторжного уже был создан ряд исследований и А. П. Чехов не был первопроходцем, но он смог совместить опыт и исследователей, и писателей, дополнить его уникальным фактическим материалом, своим личным и творческим опытом. Мир каторги смог вместить в себя, в соответствии с концепцией писателя, во-первых, фактический материал, раскрывающий быт и нравы каторжных. Писатель пользуется статистическим методом, благодаря чему создается форма отчета. На отчеты чиновников и путешественников ссылается и сам А. П. Чехов особенно во второй части «Острова Сахалин» [7, с. 282]. При совмещении основного текста и комментариев чаще всего открываются противоречия и несоответствия, так как реальная каторжная жизнь не укладывается в рамки документа.

Исчерпывающая картина каторжной жизни в «Острове Сахалин» создается благодаря двухчастной композиции. Первая часть — живое описание путешествия, в строгом соответствии с расположением каторжных пунктов. Вторая часть — обобщение собранного материала, отчет и одновременно изложение наблюдений в форме ключевых проблем. Проблемы связаны с системой организации каторги, функционированием административной системы, соответствием имеющейся законодательной документации с реальным положением каторжника, организацией его быта и трудовой деятельности.

Обратим внимание на формы присутствия собственно этнографического материала, который связан с отображением быта и нравов коренных народов острова Сахалина. Речь идет о гиляках и айно [7]. Первые представляют собой уникальный вариант использования природных ресурсов острова для проживания. Описан быт, промыслы, характер и система представлений о мире, традиции общения в семье и в обществе, система ценностей. Этот материал представляет интерес не сам по себе, а в контексте ключевой задачи писателя — найти эффективные средства для функционирования каторги и адаптации ссыльных. Полученная информация о коренных народах является хорошим примером для решения проблемы выживания в сложных климатических и природных условиях. Важно и то, что, как отмечает писатель, ни чиновники, ни ссыльные не интересуются жизнью малых народов острова, не изучают материалы, которые можно использовать в практических целях. Во второй части «Острова Сахалин» делается вывод о специфике организации каторги, которая должна быть переориентирована на процесс освоения новых земель. Поэтому слово «земля» звучит в разных смысловых ракурсах. Но всегда в тесной связи с человеком [7, с. 314].

Обратим внимание на то, как соединяются в соответствии с творческим замыслом А. П. Чехова в одном произведении элементы разных очерков. Если говорить об элементах этнографического очерка, то сведения о гиляках и айно приводятся с большой точностью. В описании внешности и строения тела задействован анатомический подход. Природа человека и природа острова неотделимы — в этом особенность жизни гиляков. Судьба айно несколько иная. Они легко идут на контакт с другими народами, в силу своего уникального характера. Айно добры и общительны. Это делает их уязвимыми. Если гиляки суровы и независимы и никому не принадлежат, не идут на поклон, то айно всегда находятся в услужении у других, хотя сохраняют свои этнические особенности в быту.

К элементам этнографического очерка относятся и описания природы. Их не так много, особенно таких, которые имеют самостоятельное значение. В таких самостоятельных пейзажах, А. П. Чехов дает точные названия растений, причем на латинском языке. В основном природа острова Сахалин представлена в контексте каторжной жизни. Об особенностях климата, о растительности и животных читатель узнает в момент путешествия писателя по тюрьмам, поселениям, городам — небольшим административным центрам. Остров Сахалин, как отмечает А. П. Чехов, имеет свои ярко выраженные особенности. Климатические условия, природа отличаются на всей протяженности от северного к южному Сахалину. Единственный путь к выживанию на Сахалине и достойной жизни — учет всех территориальных особенностей.

Теория земледелия и посева пшеницы показана как абсолютно несостоятельная в условиях острова. Но охота, которой с большим успехом занимаются гиляки, могла изменить тюремный быт и облегчить жизнь каторжников и их семей. Повсеместный голод связан именно с отсутствием четкой программы действий, чиновники не имеют специального образования, отчеты представляют ситуацию в искаженном виде, что доказано А. П. Чеховым на примере его собственных, документально зафиксированных наблюдений. Причем ошибки касаются не только климатических особенностей, но и успешного освоения земледелия, урожаев пшеницы.

Идея А. П. Чехова состоит и в том, что каторга — это комплекс представлений о жизни и человеке, это стереотипы и мифы, которые должны искореняться, это множество неоправданно жестоких мер, которые калечат человека и физически, и морально. Что делает каторгу адом, а Сахалин с его уникальной природой фоном для страданий и унижений человека [8, с. 330]. Изменить отношение к каторге и поменять систему ссылки на освоение новых земель. Так изменится и само отношение к каторжному, которому запрещено возвращаться на родину. А. П. Чехов уделил большое внимание не только переписи населения, но и сбору статистических данных, где отразилась численность населения по категориям и процентное соотношение (по годам) населения, осевшего на территориях острова. Старожилов почти нет, даже дожив до преклонного возраста люди стараются перебраться на материк, подальше от каторжного острова. Старики, которых встречает А. П. Чехов, чье пребывание на каторге официально завершилось, продолжают испытывать с трах, что их поймают и вернут обратно.

Элементы физиологического очерка направлены, в первую очередь, на исследование образа каторжника как особого типа. Среди тех, кого встречает во время своего путешествия писатель, есть ряд ярких народных образов. Можно говорить и о влиянии художественного очерка И. С. Тургенева, где на первый план вынесена «живая» народная душа, которая не только не сломлена, но заражает своим жизнелюбием, особой и часто необъяснимой внутренней силой окружающих. Один такой очерк писатель оставляет как самостоятельное произведение, но встреч с такими людьми, как Егор много. Тяга к труду у этого героя соединяется с особым типом смирения, долготерпения несправедливо осужденный, без доказательств он был сослан на каторгу. Герой не сломлен и представляет собой тот тип людей, которых И. С. Тургенев в цикле очерков «Записки охотника» отнес к типу «живых мощей», являющихся примером нетленной исконно русской души. Характер героя дополнен живой, разговорной речью. Для очерка важен определенный социальный тип — каторжный Егор — это один из вариантов маленького человека, не теряющий собственного достоинства, продолжающий жить и трудиться, он продолжает проявлять заботу о детях, даже навсегда разлученный с ними. Встреч с похожими героями было много, и многие из них — это жертвы судебной системы и ее несовершенства, поэтому писатель говорит о необходимости коренных изменений в отношении каторги.

Этнографические черты проявляются и в таком аспекте как национальные черты в характере человека, внутренний мир личности. Этот аспект интересен и с художественной точки зрения. Если в первой части поэтапно представлена проблема освоения земель, отсутствия интереса у каторжных к «чужой» земле, где нет представлений о доме, семье и роли женщины как особых ценностях, то во второй части представлен характер каторжного, идея свободы, как личного счастья. Говоря о данной черте характера каторжных А. П. Чехов не только пытается объяснить желание многих покинуть место каторги, перебраться на материк или просто сбежать, но и акцентирует внимание на национальных особенностях. Мотив вольности является традиционным для русской литературы. Ярко представлен, например, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

Обратим внимание на образ дороги, характерный для путевого очерка. А. П. Чехов не только оставляет его, но и привносит в него высокую идейность и художественность, которые в русской литературе XIX века приобрели уже форму традиции. По состоянию дороги можно судить о том, насколько развита и благоустроена местность, где в данный момент находится путешественник. В очерках «Остров Сахалин» и «Из Сибири» данный образ является магистральным приобретая хронотопическую форму: дорога и встречи во время пути. В очерке «Из Сибири» образ дороги и связанные с ним социальные проблемы представлены в том числе сатирически (традиции Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова).

По отношению к «Острову Сахалин» очерк «Из Сибири» может быть охарактеризован как дополняющий и поясняющий общую концепцию путешествия А. П. Чехова. Небольшой объем и соответственно иная сюжетно-композиционная разработка материала позволили писателю в концентрированной форме представить ряд идей, которые получили более развернутую характеристику в «Острове Сахалин». «Из Сибири» сочетает в себе элементы художественного, путевого и этнографического очерков. Тема творчества представлена в аспекте особенностей национального характера. Речь идет о народных умельцах, труд и талант которых могут прославить государство (традиции «Левши» Н. С. Лескова). Пейзаж в очерке играет значительную роль, так как посредством него раскрывается комплекс мифологических представлений, система отношений «человек-природа-история», а также динамика внутреннего мира самого писателя — участника описываемых событий.

Очерки А. П. Чехова стали открытием в литературе. Писатель не только продолжает традиции XIX века, но и открывает новую литературную эпоху, где ведущую роль будут играть малые жанры. Важно и то, что очерковая проза оказала значительное влияние на формирование поэтики самого писателя. Обращение к традициям этнографической прозы, жанрам путевого и физиологического очерков позволило выработать уникальную художественную концепцию, которая стала откликом на современные проблемы и, что самое главное, позволила увидеть и самого писателя в новом качестве — путешественника и исследователя, гражданина и патриота.

Литература:

  1. Проваторова, О. Н. Натуралистические тенденции в повествовательном творчестве А. П. Чехова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Самара, 2008.
  2. Рыжикова, В. Л. Очерки А. П. Чехова и русский путевой очерк второй половины XIX века // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. –Тверь. 1984.
  3. Сафронов, А. В. Жанровое своеобразие русской художественной документалистики (очерк, мемуары, «лагерная» проза)./ Сафронов А. В. — Рязань, 2012.
  4. Сухих, И.Н. «Остров Сахалин» в творчестве Чехова//Русская литература. 1985. № 3.
  5. Скибина, О. М. Типология и поэтика путевых очерков конца XIX века // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. № 3. Том 2. 2017.
  6. Фокеев, А. Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тип творчества, история развития//Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. –М., 2004.
  7. Чехов, А. П. Остров Сахалин. Из путевых записок./ Чехов А. П.–Владивосток-Южно-Сахалинск. 2010.
  8. Шипаренок, Е. В. Творчества А. П. Чехова в контексте сибирского мифа // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. –Красноярск. 2010.

Ключевые слова

беллетристика, жанр очерка, жанровый синтез, документализм и натурализм, литература первого ряда