Основы административно-правового статуса юридических лиц | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XLVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 24.10.2022

Статья просмотрена: 979 раз

Библиографическое описание:

Немыкина, О. Е. Основы административно-правового статуса юридических лиц / О. Е. Немыкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 21-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17507/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматриваются основные признаки юридических лиц, приведена их классификация, выявлены основы административно-правового статуса юридических лиц, установлены различия гражданско-правового и административно-правового статуса юридических лиц.

Ключевые слова. административно-правовой статус, гражданско-правовой статус, юридическое-лицо.

The article examines the main features of legal entities, their classification is given, the basics of the administrative and legal status of legal entities are revealed, the differences between the civil and administrative legal status of legal entities are studied.

Keywords: administrative and legal status, civil status, legal entity.

В современной России вопрос о юридической природе понятия «административно-правовой статус юридического лица» является одним из самых спорных и сложных для понимания и изучения. В данной статье предпринята попытка выделить основы административно-правового статуса юридических лиц.

Известно, что в административном праве отсутствует нормативное определение юридического лица, оно заимствовано из отрасли гражданского права. Законодательное определение юридического лица приводится в ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации: «юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде” [1]. При этом следует обратить внимание, что если юридическое лицо всегда является организацией, то но не каждая организация приобретает статус юридического лица, но при этом является субъектом административно-правовых отношений. Юридические лица, являются искусственно созданными субъектами права, и существуют юридически только с момента внесения в государственный реестр записи о регистрации нового субъекта права и до момента внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

До момента государственной регистрации, организация, созданная, к примеру, на основании решения учредителя (учредителе) об учреждении юридического лица, обладает рядом административных и административно-процессуальных прав и обязанностей (например, у организации появилось право и законное основание для подачи документов на государственную регистрацию), а также административной дееспособностью, но гражданскими правами и обязанностями ещё нет. Это означает, что административная дееспособность всегда предшествует возникновению гражданской. Возникновение гражданской дееспособности связано с моментом его государственной регистрации, то есть завершения регистрационных отношений. При этом организация сохраняет административную дееспособность даже в случае прекращения гражданской. Например, при ликвидации юридического лица его учредители (участники) несут публичные обязательства перед органами, осуществляющими государственную регистрацию, а при совершении правонарушения — перед правоохранительными, надзорными органами. Административная дееспособность юридического лица прекращается в момент исполнения учредителями (участниками) юридического лица установленных законом обязанностей перед публичным органом государственного управления, например обязанностей, обусловленных исполнительным производством [2].

Согласно Гражданскому кодексу РФ, помимо обязательной государственной регистрации организации в Единого государственного реестра юридических лиц для юридических лиц характерны следующие обязательные признаки: наличие учредительных документов, наличие устава, ведение бухгалтерского учёта, наличие органов управления и пр., возможность приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Однако вышеперечисленные признаки характеризуют юридическое лицо как участника гражданского оборота. С точки зрения административного права, имеющего иной предмет и метод правового регулирования, данные признаки не являются столь существенными. В рамках административного права можно сформулировать определение юридического лица следующим образом: юридическое лицо — это коллектив людей (или один человек), являющийся носителем публичных прав и обязанностей в связи с осуществляемой деятельностью, зарегистрированный в качестве юридического лица в установленном законом порядке.

То есть, с точки зрения административного права, юридическое лицо является лишь юридической конструкцией, которая существует только в правовой действительности в силу указания на это в правовых нормах, а не в реальной действительности. Поэтому определить суть юридического лица с точки зрения участия в административно-деликтных правоотношениях или, иными словами, как правонарушителя и участника по делу об административных правоотношениях, возможно путем выделения совокупности двух необходимых признаков юридического лица: материального и формального.

Материальное понимание юридического лица необходимо для понимания реального механизма совершения юридическим лицом административного правонарушения. С материальной точки зрения, регулирующее воздействие нормы на организацию обеспечивается при помощи возложения исполнения определенных обязанностей на члена этой организации (работника, сотрудника, руководителя), где сама организация является связующим звеном от содержания этой обязанности или запрета до возложения её на конкретного человека. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данной должностной обязанности сотрудником может явиться событием административного правонарушения, а поскольку данное правонарушение посягает на общественные отношения в какой либо сфере, охраняемой государством, и связано с деятельностью юридического лица, то можно предполагать, что правонарушение совершено самим юридическим лицом.

Формальным признаком юридического лица является условие официального признания его участником публичных административных, административно-деликтных правоотношений. Таким условием признания юридического лица государством является факт регистрации организации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», понимаемый как юридический факт начала участия в правоотношениях [3].

Для различных юридических лиц, административно-правовой статус имеет свою специфику и зависит от целей ее деятельности, организационно-правовой формы и иных факторов. Существуют различные классификации юридических лиц, рассмотрим основные из них.

Классический, зарекомендовавшийся себя со временем подход к классификации юридических лиц, в зависимости от цели осуществляемой деятельности, приведенный в Главе 4 Гражданского кодекса РФ, основан на их разделении на коммерческие и некоммерческие.

В современной юридической науке среди субъектов административного права также можно выделить юридические лица, не обладающие государственно-властными полномочиями, и организации, которые являются носителями отдельных публично-властных полномочий. Такая классификация близка к разграничению среди субъектов административного права на государственные и негосударственные организации [4].

Также широко распространена в учебной литературе классификация организаций по их предназначению, позволяющая выделить следующие коллективные субъекты административного права: предприятия, учреждения, общественные объединения, религиозные объединения, фонды и иные организации (международные, иностранные и др.) [5].

Таким образом, юридические лица, как субъекты правоотношений различаются друг от друга своей организационной формой, видом и целями. При этом все они являются субъектами административно-правовых отношений и обладают соответствующим административно-правовым статусом.

Административно-правовой статус юридических лиц в целом можно определить как совокупность предусмотренных законами, подзаконными актами, учредительными документами прав и обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления и административной ответственности. Иными словами, административно-правовой статус юридического лица включает в себя возможность предприятий и учреждений вступать в правовые взаимоотношения с органами исполнительной власти.

К пониманию административно-правового статуса юридического лица в научном сообществе сложилось несколько основных подходов, некоторые из которых кардинально отличаются друг от друга.

Так, например, по мнению Ю. Н. Старилова, в юридической литературе в сфере административного права для описания сущности и содержания правового статуса юридических лиц как субъектов административного права, используются термины «предприятия», «учреждения», «организации», «объединения». Вместе с тем, «представляется необходимым унифицировать терминологию, используемую различными отраслевыми правовыми науками, и учесть в административном праве инструментарий, разработанный цивилистами и применяемый гражданским законодательством. То есть целесообразным является использование термина «юридические лица» [6]. Он рассматривает классификации юридических лиц по различным параметрам, и считает, что приведенные классификации юридических лиц служат основой рассмотрения их административно-правового статуса, поскольку статус различных организаций неоднороден и определяется организационно-правовой формой, целями, сферой и характером деятельности, формой собственности на принадлежащее ей имущество, наличием или отсутствием публично-властных полномочий и другими обстоятельствами.

Противоположной точки зрения придерживаются такие авторы как В. Я. Кикоть, П. И. Кононов, И. Ш. Килясханов. Они полагают, что в административном праве неприемлемо отождествление терминов «организация» и «юридическое лицо», поскольку, по их мнению, если в гражданских правоотношениях могут участвовать только организации, имеющие статус юридического лица, то в административных правоотношениях могут участвовать и организации, не имеющие такого статуса, такие как, например, органы исполнительной власти, различные административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних [7].

Автору данной статьи более близок подход Ю. Н. Старилова к рассмотрению вопроса об административно-правовом статусе юридических лиц. Полагаю, что, рассмотрение юридических лиц как отдельной категории при рассмотрении субъектов административного права вполне оправдано, так как юридические лица имеют чёткие признаки, отличающие их от других субъектов и объединяющие их в отдельную категорию.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СПС «Гарант»
  2. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — С.44–45.
  3. М. В. Рыбкина, М. А. Щербакова Признаки юридического лица в административно-деликтных правоотношениях. Административная ответственность публичных юридических лиц // «Социология и право». — 2014. — № 4(26) — С. 59–60.
  4. Административное право России. Общая часть: учебник / под ред. С. А. Старостина. — М.: Инфра-м, 2010 С. 132.
  5. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005.
  6. Общее административное право: учебник: в 2 ч. / под ред. Ю. Н. Старилова; Воронежский государственный университет. — 2-е изд., пересмотр. и доп. — Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. c. 471
  7. Административное право России: учебник для студенктов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Килясханова. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ_ДАНА: Закон и право, 2012. — с. 108.