Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тимиряшева, В. С. Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте / В. С. Тимиряшева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 76-81. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/445/17193/ (дата обращения: 29.04.2024).



Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совладающего поведения и направленности локуса контроля студентов.

Ключевые слова: совладающее поведение, локус контроля, копинг-стратегии, студенты, стратегии, направленность.

Формирование социально-психологической компетентности студентов не может не затрагивать вопросы преодоления стрессовых ситуаций, переживание которых проходит через эмоциональный, поведенческий и когнитивный уровни. В студенческом возрасте формируются основные формы адаптации к новым условиям жизнедеятельности и личностного развития. В литературе выделяют успешную или неуспешную адаптацию, также определяют соответственно конструктивные и неконструктивные копинг-стратегии [1, 2]. Понятие «копинг» рассматривается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как сильно напрягающие ресурсы личности [3, 4].

Вопросом изучения совладающего поведения всесторонне изучается отечественными и зарубежными исследователями в психологической науке (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, Р. М. Грановская, Т. Л. Крюкова, О. В. Кузнецова, Р.Лазарус, И. М. Никольская, Дж.Паркер, Н. А. Русина, М. В. Сапоровская, С.Фолькман, Н. Е. Харламенкова и др.).

В русскоязычных публикациях явление, обозначающееся в современной психологии как копинг, изучалось давно. Поведение личности при стрессе изучалось в контексте экстремальных ситуаций представителями психологии труда, медицинской психологии и медицины (В. А.Бодров, И. М. Никольская, Н. И. Сирота, В. М. Ялтонский и др.) [5]. В. А. Ташлыков в 1990 году впервые осуществил исследование личностных механизмов совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии [6]. Наибольший опыт эмпирических исследований имеется в рамках медицинской психологии (Н. И. Сирота, В. М. Ялтонский, и др.) [5]. Есть отдельные работы в возрастной психологии (Л. И. Анцыферова, А. В. Либин, И. М. Никольская и др.), в психологии труда и инженерной психологии (В. А. Бодров, Л. Г. Дикая и др.) [7]. Известный специалист в области психологии совладания, Т. Л. Крюкова предприняла успешную попытку теоретически обобщить и систематизировать эмпирические исследования, способствующие интеграции разрозненных сведений, углублению научных представлений о психологических механизмах и закономерностях, тенденциях данного сложного и многомерного феномена [5].

Большинство классификаций совладающего поведения построено на основе двух типов совладания, выделенных С. Фолкман и Р. Лазарусом: эмоционально-ориентированное совладание и проблемно-ориентированное. Исследователи сходятся на выделении трех базовых стилей:

1) Проблемно-ориентированный стиль (субъект совладания анализирует случившееся, обращается за помощью к другим, ищет дополнительную информацию);

2) Эмоционально-ориентированный стиль (погружение в собственные переживания, самообвинение, вовлечение других в переживание);

3) Избегание (уход от проблемы, попытки не думать о ней, часто сочетается с инфантильной оценкой происходящего) [2].

Свою собственную классификацию предлагает Л. И. Анцыферова:

Преобразующие стратегии совладания (характеризуется принятием решения о возможности позитивного изменения трудной ситуации, формулирование ее как проблемы, определение целей, наметка плана решения, способов достижения цели).

Приемы приспособления (характеризуется изменением собственных характеристик и отношений к ситуации: «позитивное истолкование» или придание нейтрального смысла ситуации).

Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий (характеризуется использованием «техник» борьбы с эмоциональными нарушениями — психологический уход или бегство) [4].

Коэн и Р. Лазарус выделяют пять основных задач копинга:

1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности;

2) терпение, приспособление или изменение жизненной ситуации;

3) поддержание положительного образа Я;

4) поддержание эмоционального равновесия;

5) сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми. Таким образом, успешность совладания зависит от решения указанных задач.

Шелли Тейлор выделяет следующие критерии успешности совладания:

1) снижение физиологического и психологического напряжения;

2) появление возможности восстановить дострессовый уровень активности;

3) защита от дистресса. Также об эффективности копинга свидетельствует длительность позитивных последствий совладания.

В эмпирическом исследовании, нами были использованы следующие методики: опросник «Способы совладающего поведения» (Р.Лазарус) и опросник «Исследование локуса контроля» (Дж.Роттер).

В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, из них: 35 девушек и 15 юношей.

Исходя из данных, полученных по результатам методики «Способы совладающего поведения», мы сделали вывод о том, что чаще всего выбор студентов падает на копинг-стратегии, соответствующие шкалам: «Конфронтация» (52,14 б.), «Дистанцирование» (43,72 б.) и «Бегство-избегание» (52,42 б.). Менее всего студенты выбирают копинг, соответствующий шкале «Самоконтроль» (43,72 б.). Так как данные копинг-стратегии можно условно разделить на конструктивные и неконструктивные, мы выявили, что респонденты данной выборки чаще обращаются к неконструктивным способам совладающего поведения.

Среднее значение баллов по методике «Исследование локуса контроля» по шкале «Интернальность» — 52,7 балла, по шкале «Экстернальность» — 47,3 балла. Это говорит о том, что большинство испытуемых проявляют интернальную позицию, то есть они более уверены в себе и менее тревожны, их деятельность результативнее. Они полагают, что сами контролируют подкрепления в своей жизни. Иными словами, они уверены, что получат ли они награду или наказание за свои действия, — зависит только от них самих.

Таблица 1

Матрица корреляционных взаимосвязей стратегий совладающего поведения студентов с направленностью их локуса контроля

Направленность локуса

контроля

Стиль саморегуляции

поведения

Интернальность

Экстернальность

Конфронтация

- 0,348*

0,369**

Дистанцирование

- 0,544**

0,558**

Самоконтроль

- 0,173

0,176

Поиск соц.поддержки

- 0,079

0,080

Принятие ответственности

0,029

0,226

Бегство-избегание

- 0,429**

0,429**

Планирование решения

- 0,071

0,079

Положительная переоценка

0,004

- 0,001

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)

По результатам корреляционного анализа Пирсона, представленных в таблице 1, мы можем говорить, что были выявлены обратные корреляции копингов «Конфронтация» (r= — 0,348 при р≤0,05) и «Дистанцирование» (r= — 0,544 при р≤0,01) с уровнем интернальности. То есть, чем чаще используются данные стили совладания, тем ниже уровень интернальности испытуемого.

И напротив, мы обнаружили прямые связи копингов «Конфронтация» (r=0,369 при р≤0,01) и «Дистанцирование» (r=0,558 при р≤0,01) с уровнем экстернальности. Чем чаще испытуемый обращается к данным копинг-стратегиям, тем выше уровень его экстернальности. То есть, при выборе данных неадаптивных стратегий совладания, локус контроля направлен вовне.

И, также, была обнаружена обратная связь стратегии совладания «Бегство-избегание» с уровнем интернальности (r= — 0,429 при р≤0,01) и прямая корреляция этого же копинга с уровнем экстернальности (r=0,429 при р≤0,01). Это говорит нам о том, что при выборе эту копинг-стратегию выбирают лица с низким уровнем интернальности и, соответственно, высоким уровнем экстернальности, то есть, опять же, с теми, чей локус контроля направлен вовне.

Таким образом, по итогам нашего исследования была выявлена статистическая взаимосвязь выбора стратегий совладающего поведения и направленности локуса контроля.

Литература:

  1. Анохин, П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин. — М.: Наука, 1973. — 36 с.
  2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. — 2011. — № 1.
  3. Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская. — СПб.: Речь, 2010 — С.179.
  4. Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания // Вестник Московского университета. — Серия 14 «Психология». — 2010. — № 1, с. 46–57.
  5. Корнилова, Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания / Т. В. Корнилова // Вестник Московского университета. — 2010. — № 1. — С. 46–57.
  6. Лазарус Р. Теория стресса и психосоматические исследования: Эмоциональный стресс / Р. Лазарус. — М.: Медицина, 1970. — С.178–209.
  7. Муздыбаев, К. Совладание с жизненными трудностями / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии — 1998. — т. 1, № 2. — С. 37–47.