Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанова, А. В. Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков / А. В. Степанова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/445/17182/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Ключевые слова : компьютерная зависимость, причины появления компьютерной зависимости, подростки, особенности подросткового возраста.

Наиболее актуальной на данный момент проблемой современного общества является зависимость подростков от компьютера — интернета, игр, социальных сетей. Подростки, сами того не замечая, начинают жить виртуальным миром, предпочитая живому общению компьютерные игры. Однако чрезмерное увлечение компьютером разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким. Компьютерная зависимость может нанести непоправимый вред психологическому здоровью ребенка.

В формировании компьютерной зависимости одним из важнейших факторов являются свойства характера человека. Как правило, человек, страдающий от компьютерной зависимости, обладает повышенной обидчивостью, ранимостью, склонен к депрессии, обладает низкой самооценкой и высокой тревожностью, низкой стрессоустойчивостью, не способен разрешать конфликты, не умеет строить отношения со сверстниками, склонен к замкнутости, плохо адаптируется в коллективе, склонен к уходу от проблем путем замыкания в себе.

Для многих подростков уход в виртуальную среду является одним из способов приспособления к жестокому, окружающему миру. Им трудно выражать свои эмоции, при реальном общении со сверстниками они испытывают дискомфорт. Но так как потребность в общении в подростковом возрасте чрезвычайно высока, многие подростки идут «легким путем» и выбирают виртуальное общение. Там не нужно смотреть в глаза, красиво одеваться, следить за своим внешним видом, можно приукрасить себя, выдумать много различных достоинств, скрыть недостатки. Также такое общение намного легче реального, не нужно скрывать свои истинные эмоции, плохое настроение, раздражение, чем подростки зачастую страдают. Многие подростки при помощи такого общения пытаются поднять свою самооценку.

Однако, дети, страдающие от компьютерной зависимости, несмотря на долгое общение в виртуальном мире страдают от недостатка внимания, тепла, поддержки и взаимопонимания. Они все равно продолжают страдать от непонимания и одиночества. В связи с этим даже после продолжительных игр или общения в интернете они испытывают нервозность, тревогу и эмоциональную напряженность.

Таким образом, основными причинами возникновения компьютерной зависимости могут стать: дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников; скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром; невозможность самовыражения; нарушение социальной адаптации; отсутствие у родителей искреннего интереса к миру подростка.

Автором было проведено исследование среди группы подростков 14–15 лет на предмет наличия или отсутствия у них компьютерной зависимости. С испытуемыми была проведена скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот. В результате было установлено, что 73 % подростков (11 человек) находятся на стадии увлеченности, у 27 % подростков (4 человека) выявлена склонность к возникновению интернет-зависимого поведения (предаддиктивная стадия).

В процессе беседы с подростками, у которых была выявлена стадия увлеченности, было установлено, что больше всего они были заинтересованы компьютерными играми по сети. Их привлекает интересная графика игры, музыка, процесс выполнения различного рода заданий. Они с увлечением играют, общаются с виртуальными друзьями, а также с одноклассниками. Но на данный момент это не отражается негативно на учебной деятельности, других познавательных функциях их психической жизни. Они спокойно могут отложить игру, встать из-за компьютера, выполнить домашние обязанности. Также подростки находят время на реальное общение, встречаются за пределами школы. На данной стадии увлечения, «прилипания» к зависимости, реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект.

Интересным стал тот факт, что все подростки, у которых была выявлена предаддиктивная стадия (4 человека) — подростки мужского пола. Ключевым симптомом у данных подростков является симптом толерантности. Он показывает, что подросткам нужно больше и больше времени, которое нужно провести в сети, чтобы достичь удовлетворения.

В ходе беседы выяснилось, что всех их объединяет одна игра, в которой они играют по сети. Подростки являются одноклассниками, они играют между собой, за пределами компьютерной игры они являются лучшими друзьями. У 3 из 4 подростков наблюдается средняя успеваемость, преобладают оценки «3» и «4». Мотивация к учению средняя, потребность в общении преобладает над учебной деятельностью. В данном случае необходима регулярная профилактическая работа, систематическое наблюдение, чтобы подростки из стадии увлеченности не перешли в первую стадию зависимости.

Что же можно посоветовать родителям, чтобы предотвратить компьютерную зависимость у подростков?

1. Нужно выяснить, что побудило подростка уйти в виртуальный мир. Возможно, подростку не хватает информации и у него дефицит общения и родителям стоит больше уделять время своему ребенку.

2. Необходимо определить причины скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром.

3. Не нужно критиковать подростка за то, что он слишком много проводит время за компьютером, акцентируя тем самым внимание на проблеме. Лучше найти занятие, которое способно заинтересовать ребенка.

4. Договоритесь с подростком о времени, которое он может проводить за компьютером.

5. Не нужно резко отнимать или запрещать компьютерные игры подростку, который уже втянулся. Этим вы вызовите еще большее отстранение от вас подростка.

6. И самый важный совет, в любой ситуации, принимать вашего ребенка таким, какой он есть, слушать и слышать его.

Литература:

  1. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. Психологический журнал– М.: 2004.
  2. Егоров А. Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Вопросы психического здоровья детей и подростков — М.: 2005.
  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов — М.: 2007.
  4. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. Психологический журнал — М.: 1999.

Ключевые слова

подростки, компьютерная зависимость, причины появления компьютерной зависимости, особенности подросткового возраста