Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 07.05.2022

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Глущенко, К. М. Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе / К. М. Глущенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/442/17165/ (дата обращения: 02.05.2024).



Цель: Проанализировать мнение учителей в отношении правового просвещения школьников в общеобразовательной школе. Задачи: Автором было проведено анкетирование на соответствующую тему среди учителей общеобразовательной школы Пермского района. Результаты: По результатам проведенного исследования установлено, что 100 % респондентов подтверждают необходимость правового просвещения в школе. Выводы: Полученные результаты свидетельствуют о том, что в современном обществе учителя понимают значимость правового просвещения в школе. Учителя компетентны в данной области и стремятся найти возможные варианты решения этой проблемы.

Ключевые слова: правовое просвещение, учитель, школа, физическая культура.

Background: Legal education of students on the physical culture's lessons of the secondary school. Aim: To analyse teachers opinion about legal education of students in secondary school. Approach: Survey of secondary school teachers in Perm district has been done by the author. Results: According to the results of the survey it was found that 100 % of respondents confirm the need of legal education at school. Conclusion: The results suggest that in modern society teachers understand the importance of legal education at school. Teachers are competent in this field and try to find possible solution to this problem.

Keywords : legal education, teacher, school, physical culture.

Введение. Значительную часть своего времени дети проводят в школе, а педагоги ежедневно проводят учебно-воспитательную работу. Эта работа включает в себя обучение и воспитание учеников. Одна из основных задач которую решает школа — правовое просвещение. Решение именно этой задачи ведёт к созданию культурного и законопослушного общества, которое помогает научить детей избегать своих ошибок, отстаивать свои права и уважать права других людей, знать законы и не нарушать их. В современных условиях физическая культура имеет большое значение и с каждым годом ей уделяют все больше внимания, а тему правового просвещения стали затрагивать совсем недавно.

Цель и задачи статьи. Проанализировать мнение учителей в отношении правового просвещения школьников в общеобразовательной школе методом анкетирование.

Изложение основного материала статьи. Правовое просвещение предполагает формирование общей правовой культуры школьников, а именно: правовую грамотность, правовое мышление и правовую умелость. Правовая грамотность предусматривает знакомство школьников с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, право), законодательными документами по физической культуре и спорту международного, федерального и регионального уровней. Правовое мышление и умелость основываются в разборе и анализе конкретных ситуаций, которые могут иметь место в физической культуре и спорте [1].

В качестве эффективнейшего средства правового воспитания и правовой культуры видятся образовательные учреждения [2]. Правовое просвещение школьников особенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, но должно начинаться с более раннего возраста. Правовое просвещение способствует формированию социальной активности обучающихся, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав даёт возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни [3]. Ключевую роль в воспитании и формировании правового просвещения играет классный руководитель, социальный педагог и учителя-предметники. Именно на уроках учителей-предметников можно раскрыть множество аспектов правовой деятельности.

В данной статье автор рассмотрел проблему правового просвещения школьников на уроках физической культуры. Мною было проведено анкетирование учителей на соответствующую тему, внутри образовательной школы Пермского района. В анкетировании приняло участие 25 человек, из которых 80 % (20 человек) — учителя средней и старшей школы и 20 % (5 человек) — учителя начальной школы.

Анкета включала в себя вопросы о необходимости проведения правового просвещения в школе на уроках физической культуры, а также задачи и сложности этого процесса. Проведя анализ результатов анкетирования установлено, что 100 % респондентов согласны с необходимостью правового просвещения в школе.

Правовое просвещение на уроках физкультуры

Рис. 1. Правовое просвещение на уроках физкультуры

Однако необходимость проведения правового просвещения именно на уроках физкультуры считают лишь 68 % респондентов. Остальные 42 % опрошенных считают, что темы правового просвещения должны рассматриваться именно на учебных предметах гуманитарной направленности (история, право, обществознание). Затрагивают тему правового просвещения во время своих уроков 72 % респондентов.

Взгляды учителей по поводу правового просвещения на уроках физической культуры и разнообразию предлагаемых тем по вопросам, разделилось: изучение правил по спортивным играм (волейбол, баскетбол, пионербол и т. д.) — 56 %, изучение техники безопасности на уроке — 24 %, антидопинговые мероприятия — 20 %.

Темы правового просвещения на уроках физкультуры

Рис. 2. Темы правового просвещения на уроках физкультуры

Большее часть учителей — 72 % информируют о правовом просвещении в начале урока 10 минут, в виде бесед и лекций. Проводят классные часы с целью правового просвещения — 16 %. Оформляют информацию в виде стендов, буклетов — 33 %.

Главным фактором отсутствия правового просвещения в школе на уроках физкультуры является нехватка рабочего времени и недостаток интереса обучающихся.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что современном обществе учителя понимают о важности правового просвещения в школе. Учителя компетентны в данной области и стремятся найти возможные варианты решения этой проблемы.

Именно на занятиях физической культуры информацию о правовом просвещении следует проводить на теоретических уроках, чтобы не отвлекать детей от основной темы урока. Таким образом, учащиеся более подробно усвоят материал и будут достаточно уведомлены в данной области.

Литература:

  1. Быстрова Н. В., Коротаева О. Д., Попова Т. В. Специфика правового просвещения школьников в современных условиях//Право. Проблемы современного педагогического образования, 2018.номер 58 (2). С. 197–200.
  2. Бурнашева Г. А. Проблемы правового воспитания на современном этапе//Юриспруденция. Молодой учёный, 2018. Номер 48 (234). С. 117–120.
  3. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы её исследования//Методология и методы социальной психологии. М: Юр.лит.,1997.216с.