Государственно-правовое регулирование организации внутреннего контроля при обеспечении финансовой безопасности России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 01.05.2022

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Адамян, С. Д. Государственно-правовое регулирование организации внутреннего контроля при обеспечении финансовой безопасности России / С. Д. Адамян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/442/17156/ (дата обращения: 02.05.2024).



Прежде всего, говоря о сущности проблематики следует описать понятие финансовой безопасности. Под категорией финансовой безопасности понимается совокупность неотчуждаемых юридических качеств любого суверенного государства, т. е. верховенство национального законодательства, политико-правовая независимость, верховенства власти государства и, соответственно, неподчинение власти другого государства, а также качеств суверенитета над собственной финансовой системой.

Содержательная часть понятия финансовой безопасности России заключается в способности государства недопущения нанесения недопустимого урона институту государства, обусловленного финансами, их правовой, информационной и материальной основой и инфраструктурой с одной стороны, с другой — политическая свобода и полновластие российского государства выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими государствами в сфере финансов. Так, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 31 декабря 2015 г. № 683 определены национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу: «укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны, сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, повышение конкурентоспособности национальной экономики, закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которого направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентрочного мира» [1]. Отмечу, что этот документ утратил силу — на данный момента актуален Указ Президента Российской Федерации № 400 — «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где также дифференцированы интересы государства по части приоритетности. Анализируя положения нормативных правовых актов по поводу безопасности, национальных интересов Российской Федерации, отмечу, что основополагающим фактор реализации политики государства по поводу реализации национальных интересов в том числе в сфере безопасности является сфера экономики, таким образом актуализируя теоретико-методологические и практические исследования в области национальной экономики в целом, и в сфере обеспечения экономической безопасности в частности.

В любом суверенном государстве, включая Российскую Федерацию, обеспечением финансовой безопасности и финансового суверенитета занимаются все механизмы общественно-политического устройства общества, включая военный механизм.

Важно заметить, что качества финансового суверенитета и финансовой безопасности государства не присущи ему изначально, а объявляются сувереном в последствии принятия соответствующего политического решения. Таким образом, суверен в лице государства объявляет данные качества как неотъемлемые части государственной безопасности и суверенитета, следовательно, защищаются всеми доступными государству механизмами и институтами государственного управления. В пункте 25 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [2] «обеспечение национальной безопасности» определено как «поддержание правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации». Исходя из этого понимания термина «обеспечение национальной безопасности» определить содержания категорий «финансовой безопасности» и «финансового суверенитета» можно как поддержание правовых и институциональных механизмов и ресурсных возможностей России в финансовой сфере на уровне, отвечающем национальным интересам страны.

В понятии «механизм обеспечения финансовой безопасности» само понятие «механизма» охватывает систему взаимосвязанной совокупности элементов обеспечения финансовой безопасности государства и взаимосвязанной деятельности заинтересованности структур исполнительной власти Российской Федерации — Минфин России, Минэкономразвития России, Банк России, а также ФСБ РФ, МВД РФ и других органов реализующих функцию финансовых расследований.

В основе функционирования механизма обеспечения финансовой безопасности государства и организации внутреннего контроля при обеспечении финансовой безопасности России лежит деятельность органов финансовых расследований, связана с обеспечением финансовой безопасности общества и государства. Данная деятельность связана с:

  1. Противодействием криминальной финансовой системе
  2. Выявления криминальных вызовов экономической системе государства
  3. Определения показателей и их пороговых значений экономической безопасности и экономического суверенитета государства
  4. Формирование и реализация организационно-управленческих мероприятий по нейтрализации криминальных угроз экономической системе государства.

Функционирование органов финансового контроля регулируется установленными нормами права, основными источниками которого являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов федерации.

В системе государственного финансового контроля постоянным действующим органом является Счетная палата РФ (Конституция РФ, ФЗ от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). Также важнейшим институтом финансового контроля и обеспечения финансовой безопасности является Министерство Финансов РФ. Минфин осуществляет контроль и координацию деятельности находящихся в собственном ведении федеральных служб — ФНС, ФТС и Федеральное казначейство.

Также, в соответствии с указом Президента РФ от 08.06.2004 г. № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации» функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Таможенный контроль, соответственно, осуществляет ФТС, валютным контролем Центральный банк РФ и Правительство РФ. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Также замечу, что в рамках рассмотрения правоохранительного механизма обеспечения финансовой безопасности и финансового суверенитета является классификация вызовов и угроз по природе их источника и материальной основе их возникновения. Классифицирующим основанием детерминации угроз, имеющие финансовую природу возникновения принято делить на криминальные и некриминальные.

В основе деятельности органов финансовых расследований лежит комплекс специфичных правоохранительных мероприятий, результативность которых в первую очередь зависит от информационного обеспечения соответствующих структур.

Таким образом, можно сделать вывод о достаточно слаженной деятельности в государственной системе компетентных институтов федеральных органов исполнительной власти и компетентных подразделений правоохранительных органов. Также следует отметить полноценное функционирование и модернизацию систем обеспечения информации вышеперечисленных компетентных структур. Более того, согласно статистическим данным, автоматизация систем финансовых расследований, и процесса сбора информации о хозяйствующих субъектах (на примере ФНС) являются достаточно эффективным инструментом обеспечения финансовой безопасности и финансового суверенитета. На мой взгляд существующая нормативно-правовая база, и дополняющая её законотворческая деятельность полностью отвечают требованиям правового обеспечения деятельности государственных органов.

Литература:

  1. Пункт 30 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
  2. http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391