Жанр эссе: структура, особенности, аргументы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2022)

Дата публикации: 11.02.2022

Статья просмотрена: 689 раз

Библиографическое описание:

Кшнякина, А. К. Жанр эссе: структура, особенности, аргументы / А. К. Кшнякина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 72-83. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/418/16991/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автором рассматриваются особенности жанра эссе (задача, структура, стиль), его отличия от других жанров, приводятся примеры аргументов.

Ключевые слова: эссе, сочинение, аргумент.

Все школьники хотя бы раз на уроках русского языка или литературы сталкивались с заданием написать эссе. Однако не каждый школьник, да что уж там, студент филологического/журналистского/педагогического факультетов (и не только студент) знает, как это нужно делать. Для начала небольшое лирическое отступление — приведу в качестве примера один случай из собственной практики (историю рассказала подопечная, с которой занимаемся русским языком). Седьмой класс, детям по литературе после прочтения «Кавказского пленника» задали на дом написать эссе. На уроке было обсуждение домашнего задания, и между школьниками и учителем состоялся следующий диалог:

— Чем эссе отличается от сочинения? — спрашивает учитель.

— В эссе надо доказать свою точку зрения, — тут же отвечают ей дети.

Казалось бы, на этом разговор должен был закончиться или перейти в другое русло, из серии «какие вы у меня сообразительные», но нет. Не знаю, озадачил ли ответ учителя школьников, но меня уж точно:

— А, ну это если вы пишите эссе-рассуждение.

Дальнейший ход разговора мне неизвестен, но представить его лично мне крайне трудно. Обращаюсь к знающим читателям: вы когда-нибудь слышали об эссе-описании/эссе-повествовании? Я — нет. Вероятно, учитель имел в виду, что при аргументации можно прибегать к описанию предметов или ситуаций, но в таком случае выражаться следовало иначе, ибо теперь дети думают, что бывает эссе-повествование. Но вернёмся к классическому (и единственному) варианту эссе. Для того, чтобы написать произведение в определённом жанре, необходимо знать особенности и требования этого жанра. Иначе вы напишете сочинение, вероятно, очень даже хорошее, но это будет уже не эссе. Именно поэтому в данной статье я преследую цель осветить данный жанр эссе, его признаки, строение.

Для начала немного об истории жанра. Его родоначальником является Мишель Монтень, французский писатель эпохи Возрождения. В 1580 году Мишель издал первый том своей известной книги «Опыты». Она состояла из множества отдельных частей — наблюдений Монтеня, его рассуждений о мире. Книге французского писателя жанр эссе и обязан своим названием — на французском языке слово «опыт» звучит как «эссей» («essai»). На протяжении веков жанр эссе развивался. Время шло и требования к нему менялись — если раньше эссе могло достигать двадцати пяти листов в объеме, то теперь оно рассматривается как совсем небольшое произведение. Однако основа жанра осталась та же: задача автора — выразить своё мнение.

Большинство проблем при написании эссе вызвано незнанием особенностей жанра. Из-за этого эссе путают с другими разновидностями произведений, внедряют в материал черты, жанру несвойственные. Поэтому я предлагаю вам рассмотреть эссе в сравнении с сочинением и статьей. Причины сравнения эссе с сочинением понятны. Жанр статьи был выбран для сравнения по двумя причинами. Во-первых, статья — это один из самых распространённых журналистских жанров. А во-вторых, именно про статью чаще всего вспоминают только поступившие на факультет журналистики «зелёные» студенты, когда их спрашивают об известных им типах произведений. В таблице 1 наглядно показаны различия эссе и других жанров:

Таблица 1

Жанровые особенности эссе и близких жанров

Сочинение

Эссе

Статья

Задача

Как можно подробнее раскрыть выбранную тему

Выразить и аргументировать своё мнение относительно какого-либо тезиса

Осветить важные события и проанализировать общественно значимые вопросы

Тип речи

Рассуждение, повествование или описание*

Рассуждение

Рассуждение (статья всё-таки относится к группе аналитических жанров)

Позиция автора

Объективность

Субъективность

Объективность

Структура

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение

Введение

Описание темы, на которую рассуждает автор

Вступление и формулировка тезиса — точки зрения автора

Введение читателя в курс дела — описание темы, вызвавшей интерес, или проблемы, требующей решения

Основная часть

При рассуждении автор подходит к вопросу с разных сторон

Аргументы в пользу позиции автора

Факты и мнения, дающие оценку ситуации с разных сторон (так как СМИ ставят перед собой задачу дать наиболее полную картину ситуации)

Заключение

Рассуждения помогают прийти автору ко взвешенному ответу (выводу)

Подытожив аргументы, точка зрения автора признается доказанной, либо истинной

В выводе приводятся доказательства важности поднятой проблемы, а также варианты её решения

*В основе сочинения при этом могут лежать самые разные темы, например, размышления о вечных вопросах философии (тип речи — рассуждение), рассказ о том, как прошли каникулы, (повествование) или раскрытие отрицательных черт главного героя романа (описание). Однако при сравнении с жанром эссе рассматривать стоит именно сочинение-рассуждение.

Эссе часто описывают как жанр свободной композиции. Это не совсем так, ведь структура у него всё же есть и достаточно строгая. Согласитесь, не получится аргументировать тезис, предварительно его не озвучив. Статья или сочинение могут иметь обратную композицию, а вот эссе — нет. Тезис — это отправная точка вашего эссе, то, от чего вы будете отталкиваться. Стоит отметить, что формулировка темы (именно формулировка, а не суть) оказывает существенное влияние на тезис, а соответственно и всё произведение. Темы эссе можно разделить на две основные группы (в качестве примеров выбраны темы эссе для старших классов).

Таблица 2

Классификация тем для эссе

Общие темы

Конкретные темы

Представляют собой

Общее направление, в рамках которого нужно рассуждать

Чётко-сформулированные утверждения или вопросы

Ход рассуждения в эссе

Вы можете повернуть рассуждение в нужное вам русло, сформулировав свой тезис

Возможны два варианта, в зависимости от того, согласны ли вы с темой-тезисом (или его частью)

Примеры тем

1) Что есть настоящая дружба?

2) Кого можно назвать другом?

1) Друг в беде не бросит!

2) Есть ли равенство в дружбе?

3) Реклама в современном мире

4) Мир без рекламы

3) Реклама — двигатель процесса

4) «Реклама — величайшее искусство ХХ века» (Маршалл Маклюэн)

5) Актуальность повести «Собачье сердце» для поколения XXI века

6) В чем опасность шариковщины?

5) У Шарикова самое паршивое человечье сердце

6) Эксперимент профессора Преображенского — научный прорыв или моральное преступление?

Возьмём для сравнения первые темы из каждого столбца. В эссе на тему «Что есть настоящая дружба?» вам нужно самостоятельно придумать тезис. Например, «настоящая дружба — это связь между людьми, проверенная временем» или «для лучшего друга я и жизни не пожалею — это и есть настоящая дружба». Вариантов довольно много. Если же вы решите писать эссе на тему «Друг в беде не бросит!», то вариантов развития мысли у вас всего два. Первый: да, это действительно так; второй: нет, я не согласен с этим утверждением. И, соответственно, в зависимости от вашей позиции в эссе будут аргументы за или против. Напоследок хочу добавить, что произведения в жанре эссе следует оценивать именно с точки зрения правильности и убедительности приведённых автором аргументов. Вы можете не разделять мнение автора, его позицию, но если она доказана, аргументы весомые и приведены верно, то эта работа заслуживает внимания и хорошей оценки. К сожалению, часто происходит так, что преподаватели занижают оценку за эссе из-за того, что точка зрения автора не совпадает с их собственной. Подобные ситуации также случаются из-за незнания проверяющим особенностей жанра, целей произведений.

Другим важным отличием является объём произведений, написанных в жанре эссе. Для них характерен небольшой объём, но чётких рамок нет — всё зависит от требований редакции (преподавателя, конкурса) и желания автора. В школах, например, на уроках литературы эссе задают объёмом до трёхсот — трёхсот пятидесяти слов — это страница печатного текста или две с лишним тысячи знаков. На конкурсах объём эссе может достигать пяти — семи страниц печатного текста. Но не стоит забывать, что эссе — это изложение мыслей на какую-либо тему, а значит, его объём зависит в первую очередь от того, как далеко автор хочет зайти в своих рассуждениях.

Как уже было сказано ранее, именно аргументация собственной точки зрения является главной задачей автора. Каждый абзац в основной части эссе представляет собой отдельный аргумент — их зачастую от двух до четырёх, но может быть и больше. У многих проблемы с эссе возникают именно при написании основной части: не хватает идей для аргументации. Возникает вопрос: что можно использовать в качестве аргументов? — Всё что угодно, главное — делать это грамотно. В аргументации вам могут помочь:

1) литература и фольклор;

2) сцены из киноиндустрии;

3) различные факты и статистика из СМИ;

4) мнение экспертов в данной области, а также их научные работы, исследования, диссертации;

5) личный опыт (ситуации, произошедшие с вами, вашими близкими, друзьями и т. д.);

6) цитаты известных личностей;

7) наблюдения за окружающим миром, законы природы;

8) исторические примеры;

9) логическое рассуждение (основанное на элементарных понятиях: хорошо/плохо, верно/неверно и т. д.).

Стоит отметить, что какая-либо цитата сама по себе не является аргументом. Автор аргументирует свою точку зрения, делая выводы на основе информации из цитаты. Рассмотрим аргументацию на конкретном примере. Допустим, необходимо написать эссе на тему «Война — погибель для всего живого». В таблице 3 представлены по одному аргументу, доказывающему данный тезис, из каждой группы.

Таблица 3

Классификация аргументов эссе

Тип аргумента

Пример аргумента

Литература и фольклор

При описании ужаса, пагубности войны стоит обратиться к роману-эпопее Михаила Шолохова «Тихий Дон».

В романе тема войны раскрыта со всех сторон — это невосполнимая потеря как для всей страны, так и для каждой семьи отдельно: «Многих недосчитывались казаков, — растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело сыпучим снегом. И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, — не дождаться милых сердцу!» [4]. Влияние войны на жизнь отдельных людей раскрыто на примере главных героев. Григорий Мелехов был до ухода на фронт простым работником-земледельцем, привыкшим радоваться тому, что есть. Оттуда он возвращается уже морально искалеченным человеком, ставшим жертвой войны. Первым переломным моментом в жизни Мелехова стало убийство австрийца на поле боя. Опустошение пришло в душу Григория со смертью врага. Его мучали кошмары, он постоянно задавался вопросом, в чём смысл войны. Война разрушила множество жизней и ещё больше погубила.

Сцены из киноиндустрии

Говоря о кино, посвящённом теме войны, нельзя не вспомнить о фильме «Семнадцать мгновений весны», который стал классикой советского кинематографа.

Сцена, где офицеры СС пытают радистку Штирлица Кэтрин Кин, является одной из самых жестоких, на мой взгляд. Девушку вынуждают говорить, выставляя её новорождённого сына на мороз. «Семнадцать мгновений весны» показывает, во что война превращает человека. Люди убивают друг друга из-за навязанных убеждений, алчности, ненависти, переступая через человечность, сострадание, гуманность. На войне многие забывают о том, что значит быть человеком, и для многих это становится точкой невозврата.

Статистика и различные факты из СМИ

Любая война сопровождается колоссальными потерями. Практически ежегодно СМИ публикуют новости о том, чем обернулись самые крупные военные конфликты (Первая и Вторая мировые войны, Великая Отечественная война, Афганская война и др.).

Первая мировая война, к сожалению, далеко не единственный, но первый столь массовый военный конфликт. Семьдесят миллионов солдат из тридцати восьми стран были вовлечены в войну за пять лет. Погибло более двадцати миллионов человек, и, что самое ужасное, более половины из них являлись мирными жителями [3].

Потери во время Второй мировой войны возросли в разы. Всего они составили более семидесяти миллионов человек — число, равное количеству участвовавших в Первой мировой войне. Потери Советского Союза превышают жертвы всех стран-участниц Первой мировой [5].

Прошли десятилетия, однако новости о политических конфликтах в мире всё ещё являются одними из самых актуальных. В конце прошлого века наша страна стала участником ещё одной войны — Афганской. Двадцать тысяч наших с вами соотечественников отправились воевать. Почти тысяча человек не вернулась, вдвое больше — получили ранения [1]. Спустя годы, нельзя утверждать, что статистика верна до последней цифры. Однако сказать, что примерные данные о потерях, которые понесло человечество, заставляют задуматься — не сказать ничего. Война никогда не приносила людям ничего хорошего — её всегда сопровождают смерть, ненависть и боль человечества.

Мнение экспертов в данной области

Интервью с военным репортёром. «“Для меня война всегда была поражением, в ней нет победителей”, — военный репортер Войцех Ягельский» [2].

Множество политиков спорят о том, что есть война для государства. Множество философов рассуждают о том, что есть война для человека. Что же такое война для тех, кто должен о ней рассказывать — для нас, для журналистов? Ответ на этот вопрос можно найти в интервью, которое дал польский военный репортёр Войцех Ягельский «Громадскому телевидению», независимой организации журналистов Украины. Война — это всегда адская боль, даже для тех, кто просто наблюдает со стороны. Отрывок из разговора с Ягельским:

— Вы сочувствовали своим героям?

— Всегда. Жертвы войны рассказывают страшные истории и употребляют эмоционально окрашенные слова. Как журналист я должен был проверять все сказанное. Представьте, я разговариваю с человеком, который потерял свой дом или сына. А я его спрашиваю, когда именно это было, во сколько вы уехали, как звали соседа. Вместо того, чтобы сочувствовать, вы расспрашиваете очень неуместные подробности. Однако, как журналист вы должны это делать.

Личный опыт

История предков.

Безусловно, никто из моего поколения не знает, что такое война. Все образы, определения взяты из книг и фильмов, а отношение к войне составлено из собственных размышлений и комментариев окружающих людей. Но, уверена, многие слышали от своих бабушек и дедушек истории — истории, изменившие или повлиявшие на их жизни. Истории их родителей — наших предков.

Мой прадед был участником Великой Отечественной войны. Здесь не будет красочных историй о победе и счастье, наступившим после её окончания. Бабушка рассказывала историю своего отца, начиная с момента взятия его фашистами в плен. Его освободили, он вернулся домой. После чего его, как и многих военнопленных, обвинили в измене Родине. Не могу представить, что чувствовал человек, который был готов пожертвовать всем ради родной страны и которого после этого обвинили в предательстве. Его сослали на Урал. Прабабушка собрала чемодан и уехала вслед за ним. Вот и вся история, выводы делайте сами.

Цитаты известных личностей

Слова известных политиков, учёных, философов, религиозных деятелей, деятелей культуры и искусства, являющихся авторитетами для многих, могут повлиять на мнение аудитории.

«Война — это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди», — Уинстон Черчилль.

«Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством», — Джон Кеннеди.

«Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но Четвёртая — палками и камнями», — Альберт Эйнштейн.

Наблюдения за окружающим миром, законы природы

Влияние оружия на человека и природу.

С развитием человека, сила его воздействия на окружающую среду возрастала. К сожалению, развитие может пойти в неверном направлении, что, как я считаю, и случилось, когда военные конфликты привели к созданию новых видов оружия. Чем это обернулось для нас и среды, в которой мы живём?

Сначала было создано химическое оружие — во время Первой мировой войны. Стоит ли рассуждать о том, как ядовитые вещества, распространяемые в виде газа или жидкости влияют на человека, животных, природу? Думаю, нет. На смену химическому оружию пришло ядерное — наследие Второй мировой войны. История бомбёжки японских городов Хиросимы и Нагасаки известна всему миру. Повсеместные пожары, загрязнение атмосферы, лучевая болезнь, поражающая живые организмы — всё это колоссально вредит нашей планете. Однако даже после окончания войны, люди продолжили развивать оружие массового поражения в погоне за мнимой победой. Для этой были созданы полигоны в американском штате Невада и городе Семипалатинск в восточной части Казахстана. Последствия ядерных испытаний на полигонах давали о себе знать ещё не один десяток лет. Даже появилось понятие «ядерная зима». Казалось бы, куда дальше? Но нет — идеи о создании нового биологического оружия так и манят человека. Новые виды вирусов и инфекций, распространяющихся всеми возможными способами, лишь усугубят нынешнее положение. Как ни крути, но война не сулит нашему миру ничего хорошего.

Исторические примеры

Что-что, а история человечества преисполнена примерами, когда люди «обращались за помощью» к одному из всадников Апокалипсиса.

С античности и до наших времён человек воспринимал войну инструментом наживы, главенства одной расы над другой. Походы Александра Македонского, Монгольское нашествие, завоевание Наполеона, военные конфликты на Ближнем Востоке, названные «Арабской весной», Гражданские и Мировые войны. Казалось бы, столько возможностей сделать выводы и прекратить насилие и военный произвол, но список жертв ежегодно пополняется из-за подобных столкновений.

Лучше всего использовать несколько разных аргументов, например, обращаться к примерам из литературы, истории и СМИ. Тогда ваше эссе будет полным, аргументы взвешенными, а выводы обоснованными.

Вы, наверное, уже отметили, что в таблице не хватает последней группы аргументов — логических рассуждений. Их я бы хотела разобрать более подробно на примерах из книги итальянского писателя и философа Умберто Эко «Пять эссе на темы этики». В ней есть множество примеров того, как автор размышляет о сложных обширных понятиях, посредством простых рассуждений, построенных на логических доводах и моральных принципах. Размышлениям о войне посвящено второе из пяти эссе в сборнике. Война всегда была грязным делом, ведь на ней погибают люди, чаще всего непричастные к первопричинам её развязки. Но, как говорит автор книги: «… речь о невозможности и бесполезности войны рискует показаться нелогичной, так как никто не согласится считать бесполезным или невозможным действие, позволившее достичь намеченных целей» [6]. Рассуждения автора направлены на то, чтобы разрушить «иллюзорное», как он сам говорит, суждение о том, что развязка войны может в итоге стать хорошим решением, если это приведёт к положительному результату. Вот некоторые из его аргументов:

1) «Сначала все осознали, что атомная война антиэкологична; на следующем этапе стало ясно, что любая антиэкологичная война по существу атомна; а затем укоренилось убеждение, что на самом деле антиэкологична любая война. Сбрасывая атомную бомбу (или загрязняя моря), ведется война не только с теми, кто держит нейтралитет, но с планетой в ее комплексе».

2) «… война нового типа, разумеется, обогащает пушечных фабрикантов, но режет без ножа (и главное, в масштабах всего земного шара) индустрию авиатранспорта, развлечений, туризма, подрывает положение тех же самых СМИ (которым перестают заказывать коммерческую рекламу) и вообще наносит громадный ущерб всей индустрии необязательного — то есть костяку системы — от рынка недвижимости до автомобилей».

3) «Старинная война напоминала шахматную партию, где каждый играющий пытался не только съесть как можно больше фигур противника, но и заманить противника в мат. А в современной войне, если представлять ее через шахматы, на доске не черные и белые, а сплошь одноцветные фигуры, и игроки, воздействуя на одну и ту же сеть, едят что попадется. Самопожирание».

Умберто Эко говорит о войне просто, но красочно, используя нестандартные для описания образы. В качестве аргументов приводятся элементарные, казалось бы, вещи. Он показывает читателям, что правила, которые столько веков поддерживали условия для существования войны, больше не работают. Их попросту нельзя применить к эпохе, в которую мы живём. С другой стороны, Умберто Эко описывает ущерб, который война наносит экономике, не прибегая к какой-либо статистике — в этом нет необходимости, ведь все понимают, что это действительно так. Всё это доказывает, что понятие войны исчерпало себя — больше к войне нельзя прибегать как к инструменту для достижения своих целей.

В данной статье были раскрыты ключевые моменты: особенности жанра, структура произведения, виды аргументации. Жанр эссе не теряет своей актуальности. Он, наоборот, расширяет инструментарий современного человека, в том числе и интернет-пользователя в общении, так как позволяет, даже в случае применения отдельных его элементов (тезиса, аргументов), вывести диалог на новый уровень.

Литература:

  1. Афганская война: потери среди казахстанских воинов-интернационалистов // Sputnik.kz. URL: https://ru.sputnik.kz/afghan/20190211/9250782/voyna-afganistan-kazakhstan-poteri.html (дата обращения: 16.02.2021).
  2. Мимка Д. «Для меня война всегда была поражением, в ней нет победителей», — военный репортер Войцех Ягельский // Громадское Телевидение. URL: https://hromadske.ua/ru/posts/dlya-menya-vojna-vsegda-byla-porazheniem-v-nej-net-pobeditelej-voennyj-reporter-vojceh-yagelskij (дата обращения: 16.02.2021).
  3. Потери в Первой мировой войне [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Потери_в_Первой_мировой_войне (дата обращения: 15.02.2021).
  4. Шолохов М. А. Тихий Дон, т. 2. — М.: Худож. лит., 1985. — 352 с. — С. 172.
  5. Шуман Е. Вторая мировая война в цифрах [Электронный ресурс] / Е. Шуман, У. Бауэр // Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/ru/вторая-мировая-война-в-цифрах/a-50184751 (дата обращения: 16.02.2021).
  6. Эко У. Пять эссе на темы этики [Электронный ресурс]. URL: http://www.fb2pdf.com/book.php?key=9ed6c06a29ecce2c65ee0121cab4f44e (дата обращения: 27.02.2021).

Ключевые слова

эссе, сочинение, аргумент