Профессиональная прикладная физическая подготовка студентов высших образовательных учреждений ФСИН | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

XXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 30.01.2022

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Вихарева, В. И. Профессиональная прикладная физическая подготовка студентов высших образовательных учреждений ФСИН / В. И. Вихарева, А. А. Ходатович. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 56-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/416/16953/ (дата обращения: 04.05.2024).



Сейчас в нашем мире, как мы все прекрасно знаем, востребовано высшее профессиональное образование. И физическая культура является одной из важных дисциплин, представленной во всех циклах непрерывного образования — от дошкольного до высшего. А если рассмотреть конкретно структуру ФСИН, то можно понять, что без физической подготовки получение высшего образования просто невозможно. В статье представлены результаты исследования качества физической подготовленности и профессиональной компетентности сотрудников системы пенитенциарной службы, проходящих специальную начальную подготовку и повышение квалификации, а также рассмотрены возможные направления их подготовки к применению физической силы и специальных средств при выполнении служебных обязанностей.

Ключевые слова: ФСИН, подготовка, физкультура, квалификация, компоненты.

В современном российском обществе неуклонно растет востребованность высшего профессионального образования. Физическая культура является важной частью образовательного процесса — от дошкольного до высшего образования. Её важной задачей является формирование у студентов осознанного стремления к сохранению своего здоровья и работоспособности на долгие годы и плодотворной трудовой деятельности.

В связи с этим, перед специалистами в области физического воспитания стоят важные образовательные задачи по реализации современных образовательных программ в системе высшего профессионального образования [1, с. 164]. При этом изучение мнений специалистов в области физической культуры позволяет говорить о том, что в научно-методической литературе на сегодняшний день авторами не акцентировался вопрос о расхождениях в программах разных направлений подготовки по дисциплине «Физическая культура», что обеспечивает новизну данной статьи.

Просмотрев сравнительные данные, анализ показал значительные расхождение учебной нагрузки и доли практических занятий для разных специальностей в системе высшего образования. Можно отметить, что наиболее сложные и длительные программы физической подготовки логично сбалансированы в учебных планах высшего образования для специальностей, таких как: ФСИН, МВД, МЧС, ФСБ и т.д. По анализу некоторых данных можно определить, что для высших образовательных организаций характерно четкое структурирование учебного процесса: в новых учебных планах присутствует два обязательных элемента: теоретический курс «Физическая культура и спорт», являющийся базовым и обязательным для изучения и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», включающие практические занятия по физической подготовке. Важным является тот факт, что четкая профессионально-прикладная направленность наблюдается исключительно при подготовке специалистов силовых структур и медицинских работников.

В остальных же случаях содержание учебного процесса определяется конкретным учебным заведением. В то же время в системе среднего профессионального образования предмет «Физическая культура» четко разделен на два блока: базовый и профессионально-прикладной [2, с. 106].

Очевидно, что базовый курс предусмотрен для студентов, поступивших в колледж или училище по окончании неполного среднего образования, и его содержание согласуется с содержанием учебных планов общего полного образования (10–11 классов общеобразовательной школы).

А вот большая часть курса «Физическая культура» в программе высшего профессионального образования отведена именно профессионально-прикладной подготовке. К сожалению, на сегодняшний день само понятие профессионально-прикладной физической подготовки является весьма размытым: очевидным признается лишь факт ее привязки к особенностям конкретной профессиональной деятельности.

Таким образом, на данном этапе возникает необходимость разработки содержания предмета «Физическая культура» по каждому направлению профессиональной подготовки. Однако, наибольшую сложность представляет процесс выбора средств и методов её реализации и недостаточную проработанность описанного направления работы на сегодняшний день. Исследование уровня физической подготовленности персонала выявило противоречие между требованиями к профессиональной компетентности персонала системы пенитенциарной службы с учетом возможности реализации концепции развития системы пенитенциарной службы до 2022 года и фактическими навыками работы в стандартных и аварийных ситуациях.

Специалистами обоснован ряд организационно-методических мероприятий, реализация которых может способствовать повышению уровня владения боевыми маневрами, формированию достаточного объема правовых знаний для надлежащего выполнения служебных, оперативных и боевых задач [1, с. 164]. В соответствующих исследовательских отчетах за последние несколько лет, в которых представлена справочная информация о прогрессе и современной ситуации в Федеральной службе исполнения наказаний, неоднократно подчеркивалась растущая серьезность статистики преступности в системе службы ФСИН, т. е. тяжкие преступления, зарегистрированы по привычным преступным мотивам. Сообщается, что процент осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, рецидивистов и правонарушителей, зарегистрированных в различных журналах по профилактике правонарушений, вырастет с 11,6 % до 12,4 % от общего числа спец-контингентов.

В 2019 году зарегистрированные случаи агрессии в отношении дежурных сотрудников пенитенциарной службы увеличились на 6,5 % (со 105 до 120 случаев). Эти негативные тенденции в системе привели к ужесточению требований безопасности службы в отношении безопасности служебного персонала, задействованного в деятельности системы ФСИН. Ввиду того, что профессиональные обязанности сотрудников ФСИН предполагают постоянный контакт с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, которые могут быть склонны к преступной агрессии, часто осложняется как минимум нежеланием подчиняться законным требованиям сотрудников и максимум физической агрессией, включая вооруженные нападения, которые могут быть непредсказуемыми, внезапными и очень опасными [3, с. 134]. И сейчас для того, чтобы повысить свою безопасность, у сотрудников стоит главный приоритет, который состоит в том, чтобы как можно чаще и больше тренироваться на повышение тактической и оперативной подготовленности.

Эта область процесса обучения персонала основана на методах, приемах и подходах, разработанных для развития хороших практических навыков с должной интеграцией теоретических юридических знаний и стандартных специальных методов обучения, чтобы сотрудники были хорошо подготовлены к эффективным действиям в сложной службе. В случае психологического и физического давления, включая тяжелые боевые ситуации, сотрудник должен быть хорошо подготовлен к возможным нападениям со стороны спец-контингента, чтобы иметь возможность эффективно противостоять индивидуальными и коллективными действиями в динамически меняющихся сложных ситуациях с максимальной мобилизацией индивидуальных физических, умственных и физиологических ресурсов.

В процессе реализации концепции развития пенитенциарной службы на период до 2021 года служба сталкивается с необходимостью наличия надлежащих теоретических оснований и практических методов для разработки и управления современной системой физической и психологической подготовки личного состава с целью повышения их готовности к боевым действиям [4, с. 85]. Сейчас необходимо создать улучшенную программу по прикладной физической подготовке сотрудников, в которой будет уделяться внимание по совершенствованию методов и инструментов обучения, чтобы молодой военнослужащий был хорошо приспособлен к действительно сложным условиям службы, способным определить правильные решения в самых разных ситуациях, в том числе и в экстренных.

В соответствии с требованиями вступительной программы, в рамках поступления студентов в высшие образовательные учреждения, они должны пройти вступительные испытания, чтобы оценить свои теоретические знания, полученные на этапе начального образования, и фактическую физическую подготовку, полученную в результате прохождения стандартного курса обучения.

Таким образом, разработка четких критериев и построение алгоритмов конструирования содержательной части профессионально-прикладной физической подготовки позволит существенно конкретизировать и стандартизировать процесс формирования базовых профессиональных компетенций средствами физической культуры в системе профессионального образования [5, с. 165].

Следует отметить, что студенты, поступающие на специальный курс высшего образования, проходят теоретическое тестирование и показывают свои результаты по физической подготовке. Современная система обучения будет разработана на основе традиционной учебной программы с отдельными курсами теоретического и практического обучения, при этом полученные знания будут немедленно применены и проверены на практике для обеспечения высокой эффективности учебного процесса.

Так же необходимо обновить специальные тренировочные площадки, которые дадут возможность усовершенствовать профессиональные навыки сотрудников [6, с. 35.] Современные комплексные методы обучения, позволяющие повысить готовность сотрудников к выполнению своих служебных обязанностей, включая обучающие технологии для моделирования реальных боевых ситуаций и помощи в разумно пошаговом овладении приемами физического противодействия, уделяя должное внимание юридическим аспектам силовых действий. — будет способствовать совершенствованию навыков боевой борьбы сотрудников и формированию соответствующей правовой базы знаний для выполнения ими служебных, оперативных и боевых задач.

Литература:

  1. Астафьев, К. А. Физическая подготовка в образовательных организациях ФСИН России: учебник для образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний: учебник / К. А. Астафьев, Н. В. Анкудинов, А. Е. Батурин [и др.]. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. С. 272
  2. Ацута А. Д. Физическая подготовка средство повышения профессионального уровня сотрудника ОВД / А. Д. Ацута // Современные проблемы развития системы физкультурного образования. — Иркутск, 2005. -С. 412.
  3. Ашмарин Б. А., Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 2011. С.223
  4. Бизин В. П. Физическая подготовка студентов первого курса политехнических ВУЗов / В. П. Бизин, B. C. Гуменный // Теория и практика физической культуры. — 2011. № 2. — С.85
  5. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей / П. Благуш. М.: Физкультура и спорт, 2009. С. 345
  6. Блауберг И. В. Понятие целостности и его роль в научном познании / И. В. Блауберг, Б. Г. Юдин. М., 2013. — С.278.