Политическая безграмотность — тормоз развития демократии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

XXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 27.01.2022

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Куликов, А. А. Политическая безграмотность — тормоз развития демократии / А. А. Куликов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 32-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/416/16945/ (дата обращения: 03.05.2024).



Работа посвящена исследованию развития демократии и демократических институтов в Российской Федерации на современном этапе в контексте новой экономической ситуации в стране, которая в свою очередь существенно повлияла на общественно-политическую сферу. Все это потребовало определенных шагов со стороны руководства страны для поддержания стабильности и правопорядка, минимизации негативных последствий для Российской Федерации политики экономического давления и санкций со стороны западных стран. В сложных экономических и внешнеполитических условиях зарождающаяся демократия в Российской Федерации прошла серьезные испытания, предопределившие ее изменения. Факторы, влияющие на становление и развитие демократии в России, анализируются с помощью диалектического метода; особое внимание уделяется политической безграмотности. Представлен анализ построения демократии. Обозначены основные проблемы действующего законодательства, препятствующие развитию различных форм демократии. В исследовании ставится вопрос о повышении политической грамотности граждан российского общества как важном факторе повышения уровня электоральной активности жителей России и развития демократии; дает рекомендации по повышению осведомленности людей о политике.

Ключевые слова: демократия, закономерность, фактор, исторический опыт, политическая безграмотность.

Введение

Целью данной работы является исследование политической безграмотности, как фактора, которые влияет на развитие демократии.

В работе нами были выполнены следующие задачи:

— исследована политическая безграмотность;

— предложены пути по повышению политической грамотности населения.

Научная новизна заключается в сформулированных вывод по политической безграмотности и предложенных методах ее ликвидации в России.

Для исследования поставленной проблемы мы использовали научные исследования российских ученых, исследовавших ранее данную проблематику. Так же нами использованы статистические данные и научная литературы и статьи.

Основная часть

Первая идея демократии как формы правления пришла из Древней Греции. Однако по сей день многие страны пытаются претворить ее принципы в жизнь. Западные государства на собственном примере показывают, что соблюдение принципов демократии ведет к процветанию во всех сферах общественной жизни [10; С. 686]. Экономики Англии, Франции, США и других демократических стран уже полностью построены, поскольку принципы рыночной экономики очень близки принципам демократического режима. Объясняется это тем, что демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которых невозможно эффективное производство.

Демократический режим, основанный на интересах членов общества в защите их прав собственности, предлагает комфортные условия для рыночной экономики. Духовная сфера в государствах с демократическими режимами предполагает разнообразие видов и форм искусства, что дает талантливым людям широкий простор для творчества. Идеологический плюрализм и многопартийность дают гражданам возможность выражать свое мнение и участвовать в управлении государством. Один из принципов демократии — это власть народа [9; с. 155].

Актуальность проблемы построения демократического режима в России сегодня неоспорима. Наша страна находится в режиме перехода от авторитаризма к демократии, но этот переход затянулся на многие годы [8; с. 229].

Проведем параллель между историей нашей страны и возникновением демократии в Западной Европе. Говоря о выборах в России в октябре 1917 г., Г. П. Федотов констатировал, что русский народ предпочитает государственную власть свободе. Для западных стран начало 20 века стало ключом к внедрению демократических принципов и ценностей в реальную жизнь. Россия же продолжала свой путь авторитарного государства. Советская власть наконец привела общественное сознание к выводу, что государство должно решать все важные вопросы и что граждане не должны вмешиваться. Такой образ мышления, на наш взгляд, является главной проблемой, стоящей перед российским народом. Гражданское общество не может развиваться в стране, где все решают за одного человека правящая партия и глава государства. Демократия, возникшая после распада СССР, не способствовала развитию наших граждан как людей, способных принимать решения и участвовать в жизни государства. Люди не могут защищать свои права даже на уровне компании, опасаясь, что потеряют свое место. Русские люди не осведомлены о социальной защите, которую имеют жители западных стран благодаря их широкой федерации профсоюзов, законам, которые действительно гарантируют права и свободы. Результатом стали прогулы, юридическая безграмотность, сосредоточенность на личном благополучии и отсутствие интереса к политике среди большинства современных граждан. Согласно определению, гражданское общество — это сфера появления свободных граждан и добровольно основанных некоммерческих объединений и организаций, защищенная от прямого вмешательства и произвольного регулирования со стороны государства и экономики, а также других внешних факторов. Это дает понять, что гражданское общество в России только начинается, которое, к сожалению, не может исправить сложившуюся ситуацию и направить нашу страну к демократии [6; с. 65].

Условия для построения демократического государства в России существуют уже почти десять лет. Есть основы рыночной экономики. Со своими недостатками и несовершенствами, но все же существуют в РФ. В стране есть конституция, определяющая демократические принципы, такие как разделение властей, верховенство закона и федеративное устройство [4; с. 47]. Выборы регулярные. При этом реального политического плюрализма в нашей стране нет, он остается формальным. Формирующийся средний класс в России может проявить себя и сыграть значительную роль в социально-экономическом развитии страны, но для этого необходимы гарантии соблюдения верховенства закона во всех сферах общественной жизни [3; с. 202].

Возникает вопрос: почему Россия не смогла стать демократическим государством и что с этим нужно делать сейчас.

Во-первых, демократия невозможна без соблюдения закона, и этот закон должен быть единым для всех.

Во-вторых, принцип демократии — разделение властей.

В-третьих, демократия не может существовать в условиях правовой безграмотности и пассивности граждан, о которых мы уже говорили [7; С. 134].

Развитие правового государства и гражданского общества невозможно без участия граждан, их активной позиции в защите своих прав. Изменения в жизни России привели к ряду проблем. Среди проблем: кризис системы образования и образования, произошла экономическая дифференциация общества с формированием малоимущих жителей, склонных к девиантному поведению, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Все это сильно усложняет процесс адаптации в современных условиях. В этих условиях распространение юридических знаний, просвещение в области верховенства закона и верховенства закона среди всего населения страны имеет большое значение. Но воспитательная роль права не может быть достаточно эффективной, если она не подкрепляется сознательной деятельностью государства в области юридического образования.

Большинство населения в России плохо разбирается в современной политике и, как следствие, совершенно некомпетентно. Плохое знание и критически узкое понимание реалий современной политики также можно оценить по тем аргументам, обсуждениям и выводам, которые ведутся на форумах, блогах и социальных сетях Интернет-пространства и даже в реальной жизни [1; с. 71].

Сегодня политической культуре уделяется мало внимания, людям просто негде получить актуальные знания, экспертные и авторитетные мнения, четкие определения, навыки контент-анализа и т. д. создать глобальное информационное пространство, где пропаганда и общественная инициатива, ненормативная лексика, настоящие новости и «утка», правдивая и ложная история, факты и лженаука находятся на перепутье.

Одним из возможных способов повышения политической грамотности является создание информационно-образовательной программы, с помощью которой можно проводить курс лекций и семинаров, тем самым повышая политическую грамотность для всех, эти уроки можно транслировать на телеканалах или размещать в Интернете.

Кроме того, для повышения политической грамотности необходимо расширять участие граждан в самоуправлении, поощрять собрания для обсуждения политических вопросов и проведения дебатов.

Создать бесплатный общероссийский портал для граждан России, где будет освещена вся информация, а именно:

Информация о законах и законопроектах, затрагивающих интересы молодежи;

Онлайн-консультации со специалистами, а именно: психологами (анонимно), юристами и др.

И главное, юридическое образование нужно начинать в раннем возрасте. Школа и другие учебные заведения должны стать агитаторами участия молодежи в общественной жизни, формировать у учащихся чувство гражданственности, необходимость иметь свою точку зрения и способность ее выражать, а также учить заботе не только о собственном благополучии. -бытие, но и о процветании своего государства.

Плохое знание закона среди молодежи в России приводит к росту социальной напряженности, что выражается в острых политических и социальных конфликтах. Юридическое образование и воспитание молодежи — путь к экономическому, политическому, нравственному и духовному процветанию Российской Федерации. Вспомним советское время, годы перестройки. В эти периоды в России была проделана большая работа по предоставлению гражданам правовой информации, повышению их правовой культуры: велась активная лекционная и издательская деятельность с участием юристов, практикующих правоохранительных органов, юрисконсультов. И как почетно было носить алый галстук, нагрудный знак ВЛКСМ, Тимуровцы, макулатуру [2; с. 42–43].

То есть необходимо организовать изучение права на всех уровнях образовательного учреждения: ввести в учебный план образовательных учреждений не менее одного часа в неделю дисциплину «Право: основы правовой культуры». Следует отметить важность и значение таких документов, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации по гражданскому воспитанию и патриотическому воспитанию. молодых людей.

Таким образом, политическая безграмотность действительно является фактором, препятствующим развитию демократии. Без повышения политической грамотности количество людей, безразличных к политическому участию, увеличится, что приведет к злоупотреблениям со стороны государственных властей. Политическая грамотность должна стать достойной частью воспитания современных граждан в России.

Вывод

Политическая сторона жизни государства имеет большое значение для его развития, в том числе развития его социально-экономической сферы. Кроме того, при построении гражданского общества проведение общенациональных выборов возлагает на граждан большую ответственность за текущую политическую ситуацию. В связи с этим целесообразно заняться вопросом политического просвещения граждан России.

Один из способов повысить уровень гражданского образования — создать информационную и образовательную программу.

Для повышения уровня гражданского образования необходимо также расширить участие граждан в самоуправлении.

И особенно, когда речь идет о мерах по политическому просвещению, следует уделять внимание молодежи как будущему нашей страны.

Литература:

  1. Гундаров И. С. Проблемы демократии в современной России: взаимодействие общества и государства / И. С. Гундаров // Право. Экономика. общество: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 01 апреля 2017 года / Под общей редакцией Е. В. Барашевой. — Иркутск: ООО «Сетевой институт дополнительного профессионального образования», 2017. — С. 70–72.
  2. Ковалевская, В. В. Политическая безграмотность: влияние её на образ жизни молодёжи / В. В. Ковалевская // Патриотическое воспитание в поликультурном пространстве славянского приграничья: Материалы межрегионального форума: тезисы докладов, Брянск, 05 декабря 2019 года. — Брянск: Общество с ограниченной ответственностью «Ладомир», 2019. — С. 42–44.
  3. Ниезов С. О. Гражданское общество и демократия / С. О. Ниезов // Роль политических институтов в формировании гражданского общества: Маводи конференсияи ҷумҳуриявии илмӣ-назариявӣ, Душанбе, 12 декабря 2018 года. — Душанбе: Таджикский национальный университет, 2018. — С. 201–209.
  4. Мазаев В. Д. Конституция России — неоднозначность матрицы развития / В. Д. Мазаев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2018. — № 3(122). — С. 47–53.
  5. Попырин, Ф. Е. Развитие демократического процесса в современной России / Ф. Е. Попырин, С. А. Сарбин // Государство, власть, управление и право: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 27 ноября 2019 года / Государственный университет управления. — Москва: Государственный университет управления, 2019. — С. 197–198.
  6. Прохода В. А. Россияне о демократии: ожидания и реальность // Социальные явления. 2016. № 2. С. 65–70.
  7. Сердюк С. В. Политическая грамотность как условие формирования гражданского общества / С. В. Сердюк // Материалы Научной сессии: В 2 т., Волгоград, 23–27 апреля 2018 года / отв. ред. А. Э. Калинина. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. — С. 133–136.
  8. Смирнов, И. О. Демократия в Российской Федерации: проблемы и перспективы / И. О. Смирнов // Право и законность: вопросы теории и практики: Сборник материалов VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Абакан, 21–22 апреля 2017 года. — Абакан: ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2017. — С. 228–230.
  9. Соколова М. А. Проблемы становления и развития демократии в России: историко-правовой анализ / М. А. Соколова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2020. — № 1. — С. 154–163.
  10. Стуколова Л. С. Теоретические подходы к понятию «демократия» / Л. С. Стуколова, В. У. Шафиков // Аллея науки. — 2017. — Т. 4. — № 10. — С. 686–689.

Ключевые слова

фактор, закономерность, демократия, исторический опыт, политическая безграмотность