Коррекция координационных способностей детей 12–15 лет с умственной отсталостью посредством игры в бочче | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Поспелова, Н. Я. Коррекция координационных способностей детей 12–15 лет с умственной отсталостью посредством игры в бочче / Н. Я. Поспелова, А. М. Буркова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 51-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/414/16904/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье предложена методика коррекции координационных способностей детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью посредством игры в бочче. Представлены результаты тестирования уровня развития координационных способностей на начальном и заключительном этапах эксперимента, проведен анализ полученных данных и дана оценка эффективности предложенной программы занятий.

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, координационные способности, бочче, адаптивное физическое воспитание.

Тревожной тенденцией современности является нарастающее ухудшение показателей здоровья и физического развития детей. Одной из основных причин этого стало изменение образа жизни человека, который в настоящее время характеризуется недостатком двигательной активности. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН только 10 % детей, поступающих в школу, можно считать здоровыми, а 50–60 % школьников имеют хронические заболевания [14]. Дефицит движения несет двойную угрозу детям с ограниченными возможностями здоровья, поскольку усугубляет существующие нарушения и ограничивает перспективы их социализации. Среди детей с ОВЗ 60 % составляют дети с нарушениями интеллекта [15, с. 146], физическое и психическое развитие которых протекает с нарушениями в связи с необратимым поражением ЦНС до двухлетнего возраста. Для детей с умственной отсталостью характерны самые разнообразные нарушения в физическом и двигательном развитии. Особенно значительное отставание представляет уровень развития координационных способностей [15]. Неточность движений в пространстве, неумение выполнять ритмичные движения, низкий уровень дифференцированных мышечных усилий, дискоординация движений — это лишь некоторые проявления нарушений двигательной сферы умственно отсталого ребенка [5, с. 20–21]. Устранение недостатков моторики и расширение двигательных возможностей ребенка с нарушением интеллекта являются главными условиями подготовки его к жизни и дальнейшей трудовой деятельности [7, с. 24]. Различные исследования доказывают необходимость проведения дополнительных занятий физической культурой с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии [5, 6, 17].

Подвижная игра рассматривается как одно из важнейших средств физического воспитания детей нарушением интеллекта [4, 10]. При педагогически правильном, оправданном практическом использовании она становится эффективным методом коррекции физических и двигательных недостатков данных школьников. В связи с этим предлагается использовать в процессе адаптивного физического воспитания детей с умственной отсталостью игру бочче, которая является популярным видом спорта и активного досуга. Существует множество вариантов этой игры, с различными правилами и различным числом игроков. В ходе нашего исследования обучение игре в бочче проводилось по правилам, которые используются в международной спортивной программе Special Olympics (Специальная Олимпиада) [12, 13].

Овладение навыками игры бочче, посредством которой мы рассматриваем коррекцию координационных способностей детей с умственной отсталостью, будет способствовать повышению уровня дифференциации временных параметров, сохранения статического равновесия, определения своих мышечных ощущений и регулирования степени напряжения мышц, способности быстро ориентироваться в пространстве, которые являются основными параметрами координационных способностей.

Исследование проводилось в период с 2020 по 2021 гг. на базе СООБО «ДИСпО-центр» — общественной организации, представляющей международное Специальное Олимпийское движение на территории Свердловской области. Практическая часть исследования была реализована при работе с группой учащихся ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1», занимающихся в секции бочче. В исследовании приняли участие 20 детей 12–15 лет с умственной отсталостью, по 10 в экспериментальной и контрольной группах. Экспериментальная группа детей посещала занятия в секции бочче 3 раза в неделю по 1,5 часа в спортивном зале, где был установлен корт для этой игры. Дети из контрольной группы посещали только уроки физической культуры в школе в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы.

На момент начала исследования занимающиеся контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных возрастных отличий, а также значимых различий по половому составу и в антропометрических показателях. Обе группы состояли на 70 % (n=7) из мальчиков и на 30 % (n=3) из девочек. В среднем, рост детей в экспериментальной группе составил 151,8±12,74 см, вес 49,6±12,69 кг. В контрольной группе соответствующие показатели составили — рост 155,7±13,92, вес 54,5±15,62 кг. Сравнительная характеристика групп исследуемых представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика занимающихся групп исследуемых

Характеристики

Экспериментальная группа

(n=10)

Контрольная группа

(n=10)

Мужской пол, % (n)

70 % (n=7)

70 % (n=7)

Средний возраст, лет

13,4±1,17

13,7±1,16

Средний рост, см

151,8±12,74

155,7±13,92

Средний вес, кг

49,6±12,69

54,5±15,62

Овладение навыками игры бочче обеспечивает развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью движения шара (дифференцирование пространственно-временных ощущений; развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение моментом воздействия руками на шар (при подаче). Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приема; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, мышления.

Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Прежде всего — это зрительный образ изучаемого действия; логический, основанный на объяснении; кинестезический образ или двигательное ощущение. То есть, один анализатор дополняет или заменяет другой и тем самым осуществляется механизм компенсации в познании.

Организация овладения двигательными действиями в процессе коррекции координационных способностей через игру бочче имеет три основных этапа [2]:

  1. Этап начального разучивания.

Создается ориентировочная основа действия: показ захвата, способа держания паллино и бочче, исходного положения, в котором должен стоять игрок для того, чтобы катнуть шар.

  1. Этап детализированного обучения.

Формируется первоначальное умение на основе сформулированного представления: тренировка основной фиксированной стойки у фаул-линии (стартовой линии), объяснение и показ подачи паллино и бочче, используя способ катания, тренировка в сочетании стойки и подачи, показ различных видов бросков. Здесь большое значение имеет контроль, осуществляемый органами чувств, затем, как движение выполняется, насколько соответствует эталону (представлению). На основе этого корректируются неточности.

  1. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Двигательное действие совершенствуется путем многократного повторения: повторение захвата, фиксированной стойки, подачи паллино и бочче путем катания, знакомство с игровыми ситуациями, установлением мячей в разных позициях, объяснение стратегии для выигрыша.

В процессе коррекции координационных способностей учащихся с недостатками интеллекта посредством игры в бочче из всего многообразия движения можно выделить наиболее простые (элементарные): для принятия стойки у стартовой линии необходимо поставить опорную ногу к линии, толчковую ногу — сзади, тело отклонить назад и отвести назад руку с бочче, затем плавно перенести тело вперед, подающую руку подвести к стартовой линии, при этом центр тяжести тела перенести с толчковой ноги на опорную; для захвата бочче кисть развернуть ладонью вверх, положить бочче на ладонь, обхватить шар таким образом, чтобы мизинец находился напротив большого пальца.

Такой подход соответствует и дидактическим правилам «от простого к сложному» и «от известного к неизвестному», требующим учета в процессе изучения новых двигательных действий.

Исходя из вышеизложенного можно предположить, что игра бочче будет способствует коррекции координационных способностей детей с умственной отсталостью при соблюдении этапов овладения двигательными действиями и использовании определенных методических приемов.

Работа по коррекции координационных способностей детей 12–15 лет с умственной отсталостью проводилась в экспериментальной группе в период обучения игре бочче при использовании подготовительных упражнений (для развития физических качеств), подводящих упражнений и упражнений по технике (имитационные упражнения), а также применении упражнений для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов и их многократного выполнения в сочетании с действиями с шаром.

Упражнения для развития физических качеств были включены в подготовительную часть занятия, выполнялись в течение 15 минут. Комплекс состоял из 10 общеразвивающих упражнений, которые повторялись по 8–10 раз. При проведении использовался фронтальный метод организации деятельности занимающихся.

Имитационные упражнения проводились как в группе, так и индивидуально. Эти упражнения можно выполнять как в спортивном зале, так и на открытой площадке с любым покрытием. Имитационные упражнения и подвижные игры помогают решить задачи по коррекции нарушений координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий, пространственной ориентировки, точности движений во времени, равновесия.

Подводящие упражнения и упражнения по технике проводятся в первой половине основной части занятия в течение 15–20 минут. Для становления навыка используются упражнения с повторением 8–10 раз, при закреплении уже изученного движения — в пределах 20–30 раз.

Подвижные игры включаются в основную часть занятия и проводятся за 10–15 минут до ее завершения.

Перед началом занятий было проведено тестирование для определения уровня координационных способностей занимающихся в экспериментальной и контрольной группах до проведения эксперимента. Для оценки динамики и определения эффективности методики через 12 месяцев было проведено повторное тестирование в обеих группах.

Функциональные тесты:

1 тест. Дифференцирование временных параметров.

Учащемуся предлагается несколько раз «почувствовать» время в течение 15 с. Затем дважды испытуемый сам без контроля за секундомером дает команду, когда нужно его выключить. Разность от истинного времени записывается в протокол в секундах. Берется лучший результат.

2 тест.Способность сохранять статическое равновесие.

Стоя на одной ноге, стопа второй упирается в опорную ногу, на уровне колена, бедро развернуто наружу, руки на поясе, глаза закрыты. Упражнение длится до полной потери равновесия (время фиксируется по секундомеру). Время сохранения статического равновесия записывается в протокол в секундах.

3 тест.Согласование последовательных движений

И.п. — о.с. ноги врозь, в руках, согнутых под прямым углом, теннисные мячи. Подбросить вверх на 1 м над головой оба мяча и поймать их. Считается количество повторений до потери мяча (количество раз) и записывается в протокол.

4 тест. Пространственная ориентация, основанная на мышечном чувстве

Учащийся ударяет теннисным мячом об пол, выполняет поворот кругом и ловит подскочивший мяч двумя руками. Засчитывается количество правильно выполненных повторов упражнения до потери мяча (количество раз) и записывается в протокол.

5 тест. Способность к произвольному мышечному расслаблению в координационных движениях

И.п. — о.с. ноги врозь, руки в стороны, в правой руке мяч. Перебросить мяч через голову и поймать левой рукой, затем перебросить обратно. Стоять на месте. Считается количество перебросок до потери мяча (количество раз). Результат записывается в протокол.

На момент начала исследования существенных различий между исходными показателями детей из обеих групп выявлено не было. Сравнительные результаты тестирования координационных способностей занимающихся экспериментальной и контрольной групп на начальном и заключительном этапах эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные результаты тестирования координационных способностей занимающихся экспериментальной и контрольной групп на начальном и заключительном этапах эксперимента

п/п

Наименование теста, единица измерения

Группа (n=10)

Началь-ный

этап

Заключи-тельный этап

Прирост (снижение), %

p

1

Дифференцирование временных параметров, секунды

ЭГ

4,1±1,52

1,8±1,14

127,8

< 0,05

КГ

4,6±1,84

2,9±2,02

58,6

< 0,05

2

Способность сохранять статистическое равновесие, секунды

ЭГ

6,5±2,22

11,3±1,83

73,8

< 0,05

КГ

5,0±1,89

6,5±1,58

30,0

< 0,05

3

Согласование последовательных движений, количество раз

ЭГ

1,7±0,95

3,2±1,75

88,2

< 0,05

КГ

2,0±1,76

2,6±1,65

30,0

> 0,05

4

Пространственная ориентация, основанная на мышечном чувстве, количество раз

ЭГ

3,1±1,20

5,2±1,62

67,7

< 0,05

КГ

3,3±1,89

3,8±1,62

15,2

> 0,05

5

Способность к произвольному мышечному расслаблению в координационных движениях, количество раз

ЭГ

1,9±1,52

3,1±1,79

63,2

< 0,05

КГ

2,1±1,79

2,6±1,43

23,8

> 0,05

Через 12 месяцев после начала занятий было проведено повторное тестирование в обеих группах. Анализ результатов диагностики координационных способностей занимающихся экспериментальной группы показал, что в ходе эксперимента средние арифметические значения показателей увеличились. Достоверность различий полученных результатов оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента, по всем проведенным тестам различия достоверны (p < 0,05). Значительно улучшились способность дифференцировать время (в 2,3 раза), а также способность согласовывать последовательность движений в (1,9 раза). Результаты тестирования способности сохранять статистическое равновесие и пространственной ориентации имеют положительную динамику (в 1,7 раза), показатели способности к произвольному мышечному расслаблению в координационных движениях также улучшились (в 1,6 раза). Стандартные отклонения в выборке по первому и второму тестам уменьшились, что свидетельствует о выравнивании возможностей занимающихся в группе.

Диагностика координационных способностей детей контрольной группы показала, что средние арифметические значения величин в начале и конце эксперимента имеют значимые различия только по двум из пяти тестов (тест 1 и тест 2). При этом % прироста по ним в 2 раза меньше, чем у экспериментальной группы. В связи с чем мы можем предполагать, что, при отсутствии специально созданных условий для коррекции координационных способностей, физические качества занимающихся развиваются, но в более медленном темпе. На рисунке 1 представлена динамика развития координационных способностей в группах исследования.

Динамика развития координационных способностей в экспериментальной и контрольной группах

Рис. 1. Динамика развития координационных способностей в экспериментальной и контрольной группах

Анализ данных, полученных в ходе исследования, по оценке влияния программы занятий по игре в бочче на уровень развития координационных способностей детей 12–15 лет с умственной отсталостью позволяет сделать следующие выводы:

1. В обеих группах учащихся (контрольной и экспериментальной) наблюдалось объективное и субъективное улучшение показателей уровня развития координационных способностей.

2. В группе детей, обучавшихся игре в бочче по предлагаемой методике, по сравнению со стандартными занятиями физической культурой в школе, наблюдалось более выраженное увеличение показателей по всем предложенным тестам.

3. Сравнительный анализ результатов тестирования координационных способностей на начальном и заключительном этапах исследования позволяет нам констатировать, что использование подготовительных упражнений (для развития физических качеств), подводящих упражнений и упражнений по технике (имитационные упражнения) при обучение игре бочче является одним из условий, способствующих коррекции координационных способностей детей 12–15 лет с умственной отсталостью.

4. Предложенная методика может быть рекомендована преподавателям адаптивного физического воспитания, педагогам дополнительного образования, воспитателям группы продленного дня работающим с детьми 12–15 лет с умственной отсталостью.

Литература:

  1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. М.: ФИС, 1991. — 32 с.
  2. Бойко О. Я., Козлова Е. С. Бочче. Программа спортивного мастерства: Методическое пособие для тренеров Специальной Олимпиады/ под ред. О. Я. Бойко. — Екатеринбург, 2021. — 96 с.
  3. Ванюшкин В. А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: Монография / В. А. Ванюшкин. Екатеринбург: ЕФ УралГУФК, 2007. — 89 с.
  4. Ванюшкин В. А. Методика проведения подвижных игр с детьми, имеющими недостатки интеллектуального развития: учебно-методическое пособие для студентов, специалистов коррекционной педагогики / В. А. Ванюшкин. Екатеринбург, 2007. — 140 с.
  5. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176 с.
  6. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебн. пособие. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.: ил.
  7. Казакевич Н. Н. Физическое воспитание детей с легкой степенью умственной отсталости: учебное пособие / Казакевич Н. Н., Пономарев В. В. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2019. — 114 с.
  8. Калмыков Д. А. Особенности проявления координационных способностей детей с умственной отсталостью / Д. А. Калмыков, Г. И. Дерябина // Физическая культура, спорт и здоровье. — 2017. — № 29. — С. 130–134.
  9. Калмыков Д. А. Тестовый контроль развития координационных способностей детей с умственной отсталостью / Д. А. Калмыков, Г. И. Дерябина // Психолого-педагогический журнал Гуадеамус. — 2017. — Т. 16, № 3–38–43.
  10. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л. В. М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
  11. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 290 с.
  12. Официальные спортивные правила Специального Олимпийского движения: Методическое пособие/ Н. О. Рубцова, В. А. Ильин, Т. И. Ольховая. — М.: РГУФК, 2005. — 296 с.
  13. Полевщиков М. М. Бочче. Официальные правила игры и проведения соревнований Специальной Олимпиады России / М. М. Полевщиков, О. Н. Устыменко. М.: ООБОПИсУО «Специальная Олимпиада России», 2005. — 30 с.
  14. Савина Л. Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sostoyanii-zdorovya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov (дата обращения: 27.08.2020).
  15. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил.
  16. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л. В. Шапкова. М.: Советский спорт, 2003. — 151 с.
  17. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.