Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 04.12.2021

Статья просмотрена: 1195 раз

Библиографическое описание:

Байметова, Ильмира. Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» / Ильмира Байметова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/408/16800/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетании элементов сравнительного, типологического и герменевтического подходов к анализу литературных явлений.

Ключевые слова: болезнь века, роман-исповедь, разочарование, психологизм, исповедальный роман.

Роман известного французского писателя-романтика Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» (1836) повествует о «болезни века», охватившей всё французское общество в начале XIX века. Болезнью века становится меланхолия или, по-иному, разочарование, неверие в будущее, овладевшее умами большинства французов молодого поколения.

К написанию романа А. де Мюссе подтолкнули реальные события, произошедшие в его жизни. Но рассказом о личных переживаниях главного героя писатель не ограничился; он поместил обычную, казалось бы, историю в широкий общественно-политический контекст. По названию романа уже можно судить, что этот роман относится к жанру психологического исповедального романа, ставшему популярным во французской романтической литературе.

Романтический исповедальный роман представляет собой лирический монолог — исповедь героя. Характерной особенностью исповедального романа является перенос внимания с изображения событий внешнего мира на раскрытие внутренней жизни главного героя, сложной и противоречивой личности. Особенностью жанра является автобиографизм, близость автора к герою, которого он наделяет своими чувствами, переживаниями, свои жизненным опытом. В исповедальных романах начала19 века отразилось состояние умов и сердец, порожденное эпохой социальных потрясений.

Мюссе даёт нам обзор современности, эпохи кризисной и переходной, где уже прожитое своими последствиями загромождает настоящее и не даёт дорогу будущему. Мюссе предпослал рассказу о несчастной любви Октава де Т. главу, поясняющую, какие исторические и социальные причины вызвали к жизни во Франции «пылкого, болезненного, нервного поколения», осужденного властями «на бездействие, праздность и скуку», утратившего нравственные ориентиры и предавшегося «отрицанию всего земного и всего небесного» [1, с. 3]. Это состояние Мюссе назвал «болезнью века». Герой романа болен именно ею, то есть разочарованием и неверием в будущее, и все его нравственные изъяны — недоверчивость, непостоянство, цинизм, неспособность быть счастливым — изображены писателем не столько как индивидуальные черты данного героя, сколько как «чудовищная болезнь» целого поколения. Мюссе не был первым в литературе писателем, который обратил внимание на такую болезнь. Еще раньше до него Рене де Шатобриан и Джордж Гордон Байрон писали о такого рода болезни. Также Мюссе создал человеческий тип, близкий Октаву де Т. в своих предыдущих произведениях: поэме «Ролла» и пьесе «Прихоти Марианны». В поэме «Ролла» Мюссе изображает героев, не верящих в любовь, живущих пустой и бессодержательной жизнью. «Они рисуются Мюссе жертвами безвременья, жертвами прозаического, бездушного века, жертвами общественного упадка и распада», — заключает Д. Д. Обломиевский. [2, с.203] В пьесе «Прихоти Марианны» писатель изображает двух друзей, образы которых схожи с образами Октава и Дэжене. Если один из них очень легкомысленный, с легкостью относящийся к любовным переживаниям, то другой умеет любить, готов посвятить всю свою жизнь любимой женщине. Таков был и Октав де Т. Но под влиянием Дэжене, который приобщает его к разгульной пустой жизни, он утрачивает свои лучшие качества. Именно Дежене вводит Октава в круг молодых бездельников и куртизанок, «углубляет и усиливает начинающееся разочарование героя в жизни, обучает его цинизму, отвращает его от любви, от веры в женщину, содействует его духовному и моральному падению». [2, с.204] В этом то и схожесть героев Мюссе.

Героя Мюссе Октава изначально не коснулась «болезнь века». Под влиянием Дэжене он утратил свои положительные качества, свои духовные идеалы, живет лишь для удовлетворения своих потребностей в еде, питье и сновидениях. «Но жизнь для собственного удовольствия, жизнь, имеющая своей целью одно наслаждение, жизнь без дружбы и любви, без связи с другими людьми, без уважения и внимания к ним оказывается на практике бессодержательной и пустой». [2, с.205]

В «Исповеди сына века» выразился душевный кризис, пережитый поэтом в середине 1830-х годов в связи с личными переживаниями — любовью к Авроре Дюдеван и обстоятельствами общественной жизни того времени. Можно ясно видеть, что трагедия «сына века» напрямую связана с трагедией эпохи. «Чтобы написать историю своей жизни, надо сначала прожить эту жизнь, поэтому я пишу не о себе» [1, с.3], — такими словами начинает повествование писатель, задумавший своим рассказом излечиться от чудовищной болезни, поразившей целое поколение молодых людей. Мюссе особо подчеркивает в первой части типичность судьбы поколения: «Будь болен я один, я не стал бы говорить об этом, но так как многие другие страдают тем же недугом, то я и пишу для них, хотя не вполне уверен в том, что они обратят внимание на мой рассказ». [1, с.3] Уже с первых строк романа можно говорить о том, что Мюссе пишет не об одной личности, а показывает в лице этой личности целое поколение людей, охваченных этой неизлечимой болезнью. В начале своего повествования автор объясняет причины, повлиявшие на возникновение такого болезненного поколения — это причины политического, социального и литературного характера.

Во второй главе Мюссе очень подробно описывает, что послужило появлению на свет такого болезненного поколения. «Во время войн Империи, когда мужья и братья сражались в Германии, встревоженные матери произвели на свет пылкое, болезненное, нервное поколение». [1, с.4] Изображая историческую эпоху рубежа веков, Мюссе видит лишь негативные последствия революционных сдвигов. Действие между 1794–1814 годами, время неопределенное, очень чётко сказано автором «Болезнь нашего века происходит от двух причин: народ, прошедший через 1793 и 1814 годы, носит в сердце две раны. Все то, что было, уже прошло. Все то, что будет, еще не наступило. Не ищите же ни в чем ином разгадки наших страданий». [1, с.8]

Центральным образом первых глав и всей истории Франции описываемого периода является образ Наполеона, который своим появлением на политической арене изменил судьбы многих поколений. Наполеон — это выдающийся политический и военный деятель. Писателем даётся неоднозначная оценка образу Наполеона, сравнивая его с мифологическими и библейскими персонажами. С одной стороны, Наполеон уподобляется вихрю, который разрушил всю Францию и погубил молодое поколение. С другой стороны, автор сравнивает его с Цезарем, называет «Солнцем Аустерлица», «бессмертным императором». Свое отношение в Наполеону Мюссе выразил в словах: «То была дань, приносимая Цезарю, и если бы за ним не шло это стадо, он не мог бы идти туда, куда его вела судьба…. Некоторые говорили, что бог создал его нарочно для этого человека, и называли его солнцем Аустерлица. Но вот однажды бессмертный император стоял на холме, созерцая, как семь народов убивают друг друга». [1, с.4] Также Наполеона рассказчик жестокость властителя: «Каждый год Франция дарила этому человеку триста тысяч юношей. И этого могущественного существа может убить только ангел смерти Азраил». [1, с. 4] Без них Наполеон не смог бы обрести такую мощь и завоевать чуть ли не всю Европу. Автор говорит, что только один человек в то время жил полной жизнью, а остальные лишь следовали за ним и выполняли его желание… «…и если бы за ним не шло это стадо, он не мог бы идти туда, куда его вела судьба. То была свита, без которой он не мог бы пройти через весь мир, чтобы лечь потом в узенькой долине пустынного острова под сенью плакучей ивы». [1, с.4]

Но в какой-то момент император терпит поражение. А после поражения императора, другие властители смогли подняться и разделили его земли между собой. «Услыхав шум его падения, умирающие властители поднялись на смертном одре, и, протянув крючковатые пальцы, все царственные пауки разорвали Европу на части, а из пурпурной тоги Цезаря сшили себе наряд Арлекина». [1, с.7]

«Болезнь века» — это преждевременная старость души, полное разочарование в жизни. Это, прежде всего, недуг, которым болели молодые люди того поколения. Тема «болезни века», которая как отмечал Пушкин, стала болезнью всего романтического поколения, появляется и становится ведущей в произведениях европейских романтиков. Поэтому «болезнь века» можно определить как социально-историческое явление. Болезнь века в первую очередь зародилась в душе героя, а не в его теле.

Подводя итоги, можно сказать, что события политического и социального характера, произошедшие во Франции в начале XIX века, повлиявшие отрицательно на французское общество, послужили возникновению болезни всего поколения. В результате чего появилась молодёжь, не видящая будущее, предавшаяся веселью и ведущая разгульную жизнь. Мюссе в своём произведении пытается излечить своего героя от этого недуга, но, к сожалению, эта болезнь не излечима.

Литература:

  1. Мюссе А. де. Исповедь сына века. М., 2007. С. 3–15.
  2. Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947. С.203–205.

Ключевые слова

исповедальный роман, психологизм, болезнь века, роман-исповедь, разочарование