Система государственного управления в Российской Федерации: некоторые теоретические аспекты | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 950 раз

Библиографическое описание:

Насонов, Д. А. Система государственного управления в Российской Федерации: некоторые теоретические аспекты / Д. А. Насонов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-29. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/406/16757/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автором предпринята попытка рассмотрения ключевых теоретических аспектов системы государственного управления в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная власть, государственное управление, государственный аппарат, государство, методы государственного управления система, система управления, функции государственного управления.

Система государственного управления Российской Федерации — это часть социального управления, связанная с практическим разрешением вопросов, которые затрагивают интересы общества. Государственное управление в узком понимании, без сомнения, составляет систему [3, с.5]. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система [7, с.41].

Власть в системе государственного управления будет реализовываться через форму правления, которая будет задавать специфику функционирования, прежде всего, исполнительных органов власти. Управление, будет направлено на регулирование политических и социально-экономических процессов, а также отражать политический режим как совокупностью методов выполнения функций государства в государственной системе управления. Территория будет определять форму государственного устройства, так как от нее зависит численное создание управленческих уровней. Наконец, экономическая система будет отражать модель хозяйствования в государстве и окажет влияние на выбор методов государственного урегулирования политических и социально-экономических процессов.

Системе государственного управления Российской Федерации присуще управленческие отношения, т. е. есть управляющая и управляемая системы, следовательно, можно выделить объект и субъект управления.

Управляющая система (подсистема) выступает в роли координирующего инициатора, направляющей и контролирующей силой. Она определяет параметры, содержание и временные рамки управленческого взаимодействия. В качестве такого субъекта в государственном управлении Российской Федерации выделяют: 1) народ; 2) государство; 3) государственный аппарат; 4) политические лидеры [6, с.65].

К управляемой системе (подсистеме) относят все те объекты, в связи с которым возникают, изменяются и приукрашаются государственно-управленческие отношения. Ее основные объекты составляют предприятия, организации, политические, социальные, экономические и культурные образования, налоги, выборы, отдельные граждане и т. д., по отношению к которым осуществляется организационно-распорядительная деятельность, т. е. осуществляется государственное управление или политика.

Прямые связи между объектом и субъектом управления представляют собой воздействие управляющего субъекта на объект. Такие связи могут быть постоянными, временными, «мягкими» или диктаторскими, силовыми. Обратные связи являются реакцией объекта на управленческие решения субъекта и проявляются в форме согласия и подчинения либо наоборот. Могут быть активными, пассивными, конфликтными, консенсусными, постоянными, цикличными. Негативное выражение обратной связи представляется в виде безразлично-пассивном и активно-протестном характере, и могут привести к кризису власти в целом.

Понять специфику системы государственного управления невозможно без определения ее функций и принципов.

Воплощение государственного управления происходит через систему его функций, а именно взаимосвязанную совокупность объективно необходимых практический действий всей системы государственного управления.

Среди основных функций системы государственного управления Российской Федерации можно выделить следующие:

1) информационную — всесторонний анализ ситуаций, положение дел, происходящих процессов в обществе для осуществления государственной управленческой деятельности [1, с.8];

2) целеполагающую — разработка задач, определение и выбор приоритетных направлений развития, а также путей и средств их достижения;

3) регулятивную — установление системы норм (законов), которые регулируют поведение субъектов;

4) идеологическую — формирование и продвижение идей, призванных консолидировать население государства [8, с.14];

5) моделирующую — выработка стратегии управления и ожидание ее результатов на основе полученных научно обоснованных и достоверных данных, анализа, опыта, информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и объективных и субъективных факторов развития;

6) координирующую — согласование деятельности различных органов управления, подведомственных им объектов, с целью достижения наиболее эффективного выполнения их взаимосвязанных или общих целей и задач;

7) контролирующую — наблюдение за управленческой деятельностью, выявление и устранение отклонений, а также принятие мер ответственности;

8) развитие сферы образования [14].

Перечисленные выше функции являются основополагающими для системы государственного управления Российской Федерации и характеризуют собой первоочередные направления в деятельности государственных органов для реализации приоритетных задач государственного управления.

При помощи методов государственного управления выполняются функции системы государственного управления и, благодаря им достигаются цели стоящие перед субъектом управления, а также методы позволяют сделать процесс управления эффективным, гибким и динамичным.

В зависимости от общности методов деятельности органов государственного управления выделяют по характеру воздействия: прямые (административные: обязывающие, управомочивающие, запрещающие) и косвенные (неадминистративные: социально-психологические и экономические) методы государственного управления. И по степени универсальности: убеждение, поощрение и принуждение [2, с.131].

Для системы государственного управления Российской Федерации характерны определенные принципы, то есть те фундаментальные идеи, положения и основные руководящие начала, на которых основывается и функционирует вся управленческая деятельность государства [6, с.130].

Они могут быть сформулированы в виде определенных правил, закрепляемых правом. Например, в статье 3 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [10] выделяются принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципы народовластия, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, единства системы публичной власти.

Можно выделить несколько основных доктринальных принципов системы государственного управления в Российской Федерации: 1) публичность властных полномочий; 2) иерархия и централизация органов власти; 3) разделение управленческого труда; 4) единоличное руководство всей системой; 5) конкретность исполнителей в управлении; 6) подчинение государственной службы интересам государственного управления; 7) анализ информации; 8) управленческий опыт.

Специалисты выделяют и ряд других основополагающих принципов в системе государственного управления Российской Федерации [5, с.211]: разделения властей; комплементарности; субсидиарности; суверенности (независимости); демократизма; гомогенности [5, с.211]; социальности; ответственности.

Можно выделить также частные принципы, применяемые в различных подсистемах государственного управления. В качестве примера можно привести принципы гражданской службы, которые нормативно закреплены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [9].

Таким образом, сущность государственного управления, его функции и методы, а также принципы органически связаны между собой, образуя систему.

Литература:

  1. Административное право России: учебник / под ред. А. П. Алехина, А. А. Кармолицкого. М.: Зерцало-М, 2013. 752 с.
  2. Административное право: краткий курс лекций / под ред. Н. В. Макарейко. М.: Юрайт, 2014. 212 с.
  3. Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 254 с.
  4. Ермоленко В. В., Ермоленко Д. В. Новые функции государственного управления и регулирования условиями формирования экономики знания // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 60. С.257–281.
  5. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019. 299 с.
  6. Охотский Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2015. 845 с.
  7. Рой О. М. Основы государственного и муниципального М.: Питер, 2015. 415 с.
  8. Система государственного управления: учебник / Шедько Ю. Н., Мидлин Ю. Б., Цыпин И. С. Из-во: Юрайт, 2016. 462 с.
  9. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
  10. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.

Ключевые слова

государство, государственное управление, система управления, государственная власть, государственный аппарат, методы государственного управления система, функции государственного управления