Влияние архитектуры на самочувствие и поведение человека | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Никитина, Т. А. Влияние архитектуры на самочувствие и поведение человека / Т. А. Никитина, М. Д. Чиненная. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 12-17. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/402/16711/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье представлены аспекты восприятия человеком самого себя и своих чувств через архитектуру.

Ключевые слова : архитектура, природная среда, любовь, страсть и благоговение, скука и тревога, колористика.

Окружающая среда имеет огромное влияние на нас. Она может способствовать нашему развитию, восхищать и вдохновлять, или, наоборот, вызывать агрессию и отправлять в депрессивное состояние. Другими словами, архитектура человеческого тела взаимодействует с архитектурой его же руками созданной. Обстановка вокруг может оказывать невероятное влияние на наше самочувствие, мысли и эмоции. Всё благодаря сверхпластичному мозгу человека. Размеры зданий, их эстетика и различия, наличие плавных линий или прямых углов, а также зеленые насаждения поблизости — всё это в значительной степени может воздействовать на качество жизни человека. Хорошие проектировщики и архитекторы стараются приблизить окружающее пространство к природе, учесть элементы естественной среды в контурах домов и планах улиц.

Влияние естественной природы

Однажды Роджер Ульрих из Техасского университета A&M заметил: «Пациенты госпиталя, имеющие возможность видеть за окном траву и деревья, быстрее выздоравливают и меньше нуждаются в обезболивающих препаратах, чем те, кому видны только бетон и асфальт» [1]. Это важное открытие вызвало множество тематических исследований, которые подтвердили: природа и вправду лечит, ободряет и восстанавливает жизненные силы. Удивительный нюанс этих исследований заключается в том, что, если человек вынужден проводить много времени в помещении с непримечательным видом, благотворное влияние будет оказывать даже фотография жизнерадостного пейзажа на стене.

При этом, близость к «реальной» природе, а именно — живописный вид из окна, наличие цветов и растений в помещении, помогает понизить уровень стресса. Заметьте, насколько изменяется ваше моральное состояние, например, после поездки в лес или на пикник в парк! Природа наполняет нас энергией и позитивным настроем. Мы можем слышать пение птиц, шум воды, шелест листьев — те «естественные» звуки природы. Например, отдыхая за городом, а потом возвратившись в шумный, пестрый город, можно заметить отличия в нашем настроении и поведении. Природа помогает нам обрести покой, почувствовать умиротворение и спокойствие. Природа позволяет нам помечтать и вдохновиться на новые свершения.

Современное градостроительство также учитывает наличие зелёных насаждений. Особенно обязательны «зеленые» зоны в жилых районах. Возвращаясь домой после тяжелого рабочего дня в душном офисе, человек стремится отдохнуть. Деревья, кустарники, газоны, даже балконы, которые украшены цветами и растениями, — всё это способствуют комфорту человека.

Архитектура любви, страсти и благоговения

Любовь к неодушевленным предметам свойственна человеку, она особенная. Мы можем испытывать привязанность к предметам быта, к своим личным вещам, которые дороги для нас. Однако, места «любви» открывают в нас более сильные чувства. Что же подразумевается под термином «Место любви»? Это место, куда хочется возвращаться снова и снова, где Вы испытываете по большей части только позитивные эмоции, где максимально комфортно. Нет пространства более интимного, чем то, куда мы возвращаемся после тяжелого трудового дня в расчете на отдых, поддержку и защиту — это наш дом. Это наше личное пространство, где должны царить уют и гармония.

Тематические парки аттракционов, могут нам рассказать о страсти и её психогеографических выражениях. Одной из требований к зданиям и сооружениям — функциональное — объект должен соответствовать своему функциональному назначению и удовлетворять потребностям человека. Парки аттракционов функционируют, главным образом, как площадка для получения острых ощущений.

Немаловажную роль для возникновения и поддержания чувства страсти также играют импульсивные покупки, в которых замешаны большие торговые центры. Зачастую они снаружи выглядят безликими и непроницаемыми, так что таящиеся в них чудеса скрыты от внешнего мира. Оказавшись внутри ТЦ, посетитель погружается в полностью изолированную, тщательно выстроенную среду со своим микроклиматом. Учитывая, что весь смысл шопинга, с точки зрения продавца, в том, чтобы покупатель оставил в магазине как можно больше денег, заветной целью маркетологов является создание условий для импульсивная покупка. Значительная часть денег, которые тратятся в моллах, выкладывается за товары, которые посетители не намеревались приобретать, когда входили в магазин. Дизайн торгового помещения оказывает мощное воздействие: высокие потолки, яркие рекламные вывески, много зеркал и светоотражающих поверхностей, коридоры извилистой формы и т. д.

Согласно словарям, термин «благоговение» — это уникальная комбинация удивления и страха. Подобные переживания уносят нас за пределы своего тела, заставляя поверить, что наше существо — это не просто маленький человек в хрупком теле. У нас возникает чувство безмерности, когда сдерживающие нас ограничения пространства и времени попросту исчезают. Мы можем так же благоговеть перед застроенной средой.

Впервые оказавшись в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге, многие ощущают, будто у них подгибаются колени при виде огромного высокого купола, сияющего драгоценной отделкой и великолепными росписями. Такие сооружения и задумывались для того, чтобы менять ощущения людей, побуждать их задуматься о своем месте во Вселенной, унимать их страхи обещанием вечной жизни и контролировать их поведение еще долгое время после того, как они покинут эти стены. Научные исследования подтверждают: созерцание чего-то величественного — будь то захватывающие дух красоты природы, такие как усыпанное звездами черное небо или бездна Большого каньона, либо такие творения рук человеческих, как своды собора, — может существенным образом влиять на наше самовосприятие, отношение к другим людям и даже на то, как мы ощущаем ход времени.

Архитектура скуки и тревоги

Известный градостроитель Ян Гейл путем простого наблюдения за пешеходами выяснил, что мимо невыразительных фасадов люди ходят быстрее, чем вдоль оживленных дружелюбных фасадов [1]. Люди с меньшей охотой останавливаются или хотя бы поворачивают голову в сторону безликих зданий, идут быстрее вперед, пытаясь прорваться сквозь неприятное однообразие улицы, пока не окажутся в другом её конце в надежде найти что-то более интересное. Плохое проектирование чревато скоплением скучающих граждан. Уровень счастья и возбужденности у людей, стоящих перед безликим зданием, очень низок. Подобные постройки не нравятся нам, потому что мы биологически предрасположены к стремлению находиться в тех местах, где присутствует какая-то сложность, увлекательность, где мы получаем сообщения того или иного рода. Скорее всего, такая архитектура, которая позволяет нам скучать, не сможет дать будущим поколениям ни комфорта, ни счастья, ни оптимальной функциональности.

Некоторые научные исследования дают нам основания предполагать, что в архитектурной среде присутствуют элементы, которые вызывают тревогу. Не только очевидное нарушение жизненного баланса, но и форма построек способствует формированию чувства тревожности у горожан. Ученые, исследующие вопросы психологии, пришли к выводу, что все мы предпочитаем гибкие линии. Мы воспринимаем изгибы как нечто мягкое, манящее и красивое, в то время как острые углы кажутся нам жесткими, отталкивающими и могут сигнализировать о риске. Острые углы увеличивают активность миндалевидного тела — важной части системы, позволяющей нам распознать чувство страха и реагировать на него.

К большому несчастью, так бывает, что спортивные мероприятия, уличные торжества, парады и демонстрации иногда заканчиваются гибелью людей, поэтому требуются профилактические меры. Сейчас существует много способов не допустить трагедии, однако, уровень тревоги, которую испытывают люди в любом помещении, будет влиять на их поведение и на индивидуальном уровне, и в совокупности, на уровне толпы. Когда мы осознаем, что нам что-то угрожает, мы естественным образом стремимся быстрее покинуть опасное место. В застроенной среде проблемы возникают в том случае, если нет возможности эффективно отреагировать на то, что мы воспринимаем как опасность. Когда люди вынуждены постоянно пребывать в неприятных им местах, ощущая сильную угрозу, у них вырабатывается целый каскад нервных и эндокринологических реакций, которые способны привести к психическим расстройствам и ухудшению физического здоровья.

Колористика

Влияние цвета на человека изучали и использовали еще в Древнем Египте, но только в XIX веке появилась самостоятельная наука — психология цветовосприятия. Этот раздел изучает связь энергии цветовых оттенков и здоровья, настроения, состояния человека.

Впечатление от цвета, которое оно передаёт, имеет первостепенное значение для создания психологического настроя и атмосферы, которая поддерживает функцию пространства.

Специфика влияния цвета зависит от его волны. Короткие и длинные волны воздействуют на разные участки головного мозга. Длинноволновые теплые оттенки бодрят, коротковолновые (холодные) — тормозят психическую активность. Например, красный цвет возбуждает аппетит, повышает силу и выносливость. Этот цвет ассоциируется с силой, страстью и опасностью. Синий — успокаивающий цвет. Он снижает возбуждение и тревогу, усмиряет аппетит, улучшает концентрацию внимания, освежает разум [2].

Заключение

Все вышеперечисленные масштабные выводы и предположения еще раз убеждают нас в том, насколько окружающая застройка влияет на человека и общество. На наш взгляд, каждому уважающему себя специалисту в области архитектуры и дизайна подобные знания необходимы, ведь их можно отразить в своих «произведениях». То, как проектируется и застраивается город сейчас, будет влиять на живущих там людей уже через несколько лет. Как они себя будут чувствовать, находясь в том или ином здании, гуляя по улицам? Именно поэтому надо не просто смотреть на все происходящее вокруг, но и принимать активное участие в вопросах застройки и облагораживания своих городов.

Литература:

  1. Эллард, Колин. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М: «Альпина Паблишер», 2015. — 330 с.
  2. Волкова К. Э., Бартенева Ю. В. Влияние цвета на эмоциональный фон и психологию человека. [Электронный ресурс]. Точка доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tsveta-na-emotsionalnyy-fon-i-psihologiyu-cheloveka — дата обращения: 05.05.2021

Ключевые слова

любовь, архитектура, природная среда, колористика, страсть и благоговение, скука и тревога