Юридическая ответственность за налоговые правонарушения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ерохина, Е. В. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения / Е. В. Ерохина, Н. А. Бикалова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16666/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье рассмотрена тема налоговых правонарушений, причины их возникновения, ответственности за совершение налоговых правонарушений, ее актуальность, проблемы теоретического и практического применения.

Ключевые слова: налоговое правонарушение, юридическая ответственность, налоговая ответственность, Налоговый Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс РФ.

В России с каждым годом ужесточается контроль соблюдения налогового законодательства. Ответственность за нарушения нормативных правовых актов в сфере налогообложения о налогах и сборах при различных условиях, причинах и размере ущерба влекут применение ответственности, предусмотренной не только НК РФ и КоАП РФ, но в некоторых случаях по УК РФ. Знание основ юридической ответственности и ее основных принципов, позволит налогоплательщикам осуществлять свою деятельность по правомерному и безопасному варианту, использовать практику применения законодательных актов таким образом, чтобы избегать финансовых потерь и споров с налоговыми органами, а так же административной и уголовной ответственности.

Налоговая система РФ — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов, которая представляет собой сложную структуру по сбору и распределению налогов. Выбор системы, структуры налогообложения и видов налогового контроля является одним из главных основных вопросов развития страны. В условиях рыночной экономики финансовая деятельность государства структурно изменяется и усложняется, повышается значение и роль налоговых поступлений для формирования и исполнения бюджета.

С изменением экономической обстановки в стране постоянно меняются ставки налогов, объекты налогообложения, льготы, уточняются источники уплаты налогов. Ежедневно принимается большое количество нормативно-правовых актов, относящихся к экономической деятельности организаций. На основании Налогового Кодекса РФ, Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие документы, которые необходимы для того, чтобы конкретизировать и толковать положения и статьи НК РФ, а так же других федеральных законов РФ в области налогообложения. Публикуемые документы разъясняют неясные и спорные ситуации, в которые попадают организации-налогоплательщики.

Существует правило, что незнание законов не освобождает от ответственности. Однако большинство компаний не знают эти законы в силу их огромного количества, что приводит к нарушению законодательства о налогах и сборах. Нормативно-правовая база по налогообложению содержит отдельные положения, которые имеют недостаточную формулировку, в результате чего возникает возможность двойного толкования закона. Для повышения грамотности налогоплательщиков необходимо постоянно проводить профессиональное обучение работников организаций основам налогового права, с участием, как научных сотрудников, так и должностных лиц ФНС РФ, обеспечивать всеобщую доступность разъяснений и их своевременное размещение на ресурсах ФНС. В последние годы проделана большая работа в этом направлении. Сервис ФНС позволяет ознакомиться не только с правилами регистрации налогоплательщиков, расчета налогов и сборов, сроками сдачи отчетности, но и размере штрафов, пеней и неустоек за нарушения. Однако на практике у налогоплательщиков, вследствие изменения политической и экономической ситуации в стране, остается много вопросов организационного характера, в части соблюдения правовых норм.

С развитием налогового законодательства появляются и тенденции развития налоговых правонарушений. Во многих случаях причинами осознанного нарушения является то, что наказание за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия в меньшем размере, чем неуплаченный налог. Создаются схемы, связанные с искажением размера налоговой базы, с сокрытием объектов налогообложения или созданием искусственных условий для использования налоговых льгот. Именно поэтому проблема нарушений законодательства о налогах и сборах всегда останется обсуждаемой и актуальной.

Налоги устанавливаются на основании законов, уклонение от уплаты которых, влечет за собой юридическую ответственность. Во многих источниках юридическая ответственность за правонарушения в сфере налогового законодательства трактуется, как комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленном законом порядке. Согласно ст. 106 НК «Налоговым правонарушением признается виновно-совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность» [1, ст. 106].

Вопрос разграничения ответственности при нарушении налогового законодательства всегда вызывал различный взгляд ученых в части необходимости выделения налоговой ответственности из юридической ответственности. Ряд ученых считают, что налоговая ответственность сама по себе является разновидностью финансово-правовой ответственности, другие рассматривают налоговую ответственность как вид административной ответственности. Однако законодательство четко регламентирует, за какие правонарушения наступает административная ответственность, уголовная и дисциплинарная ответственность, что означает четкое разграничение ответственности по срокам, видам и субъектам налоговых правонарушений.

В НК РФ перечислено достаточное количество различных налоговых правонарушений и ответственности за их совершение. На практике, при нарушении налогового законодательства выделяют три основных вида налоговых правонарушений, с разным видом ответственности:

1) налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ;

2) административные правонарушения в сфере налогообложения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ);

3) уголовные правонарушения (преступления) в сфере налогообложения (налоговые преступления, ответственность за совершение которых установлена Уголовным кодексом РФ (далее УК РФ).

При детальном определении причин нарушения налогового законодательства и совершения налогового правонарушения, наряду с указанными видами ответственности правомерно выделить четвертый вид — это дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность применяется к должностным лицам, при этом порядок привлечения к ней регулируется Трудовым Кодексом Российской Федерации. Деление противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Ответственность за налоговые правонарушения несут все категории налогоплательщиков, при этом для каждой категории нарушителей назначены свои меры взыскания. При привлечении лиц к любой из видов ответственности работает принцип презумпции невиновности, главная идея которой в том, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в законном порядке. Все неустранимые сомнения в виновности лица, толкуются в пользу этого лица. Бремя доказывания вины налогоплательщика возлагается на налоговые органы [1, ст. 108].

Каждый год государственный бюджет из-за совершения налоговых преступлений не дополучает более 58 млрд. руб. В 2019 году ущерб от экономических преступлений, к которым относятся правонарушения в сфере налогообложения, составил 447,2 млрд. руб., из них 85,2 млрд. руб. от налоговых преступлений (данные МВД). В 2019 году было выявлено 104 тыс. экономических преступлений, что составляет на 4,1 % меньше, чем в 2018г. В 2018 году — 109,5 тыс. экономических преступлений, которые нанесли ущерб в размере 403,8 млрд. руб., в том числе ущерб от налоговых преступлений составил 94,9 млрд. руб. За 1 полугодие 2020 года, правоохранительными органами выявлено 3062 налоговых преступлений, в сравнении с 1 полугодием 2019 года снижение произошло на 17 %. Предварительно расследованы уголовные дела о 1730 преступлениях. В суд направлены уголовные дела о 728 преступлениях, выявлено 1562 лица, которые совершили преступления указанной категории. В половине случаев, налогоплательщики на стадии до следственной проверки, а также в ходе предварительного следствия возмещают ущерб (доначисленные налоги, пени, штрафы).

Снижение налоговых поступлений в бюджет повлечет за собой неэффективное выполнение страной своих обязанностей, внутренних и внешних функций, что, негативно повлияет на жизнь всех граждан.

Эффективной и надежной может быть только та налоговая система, которая построена с соблюдением всех требований и принципов, которая уравновешивает интересы государства и плательщиков, одинаково учитывая их потребности и возможности. Только такая налоговая система может обеспечить государство надежными и достаточными доходами, целенаправленно влияя на деятельность каждого плательщика и социально-экономическое развитие общества в целом. Важным направлением работы ФНС является создание комфортных условий для уплаты налогов, что способствует здоровой конкурентной среде и развитию бизнеса. Очень важно правильно и разумно применять их санкции, поскольку налоги являются основным источником экономического обеспечения и стабильности деятельности государства.

Как было отмечено, ответственность за нарушения налогового законодательства может попадать под сферу применения разных кодексов: НК РФ, КоАП или УК РФ. На применение соответствующей статьи влияет категория налогоплательщика, размер ущерба и вид нарушения. Наказания можно избежать, если заранее ликвидировать последствия нанесенного государству ущерба.

Условия, которые должны выполниться при привлечении правонарушителя к ответственности, указаны в ст. 108 НК РФ:

1) Привлечь нарушителя к ответственности можно только в установленном законом порядке

2) Дважды за одно и тоже нарушение лицо привлекаться не может

Существуют также смягчающие обстоятельства, к которым согласно п. 1 ст. 112 НК РФ относятся:

1) Тяжелое семейное или личное положение

2) Наличие угроз или принуждающих действий со стороны третьих лиц

3) Наличие зависимости от третьих лиц, которое повлияло на противоправные действия налогоплательщика

Наказание может быть уменьшено не более чем в два раза, равно как и увеличено в случаях: повторного привлечения к ответственности по одной статье, или если нарушение было совершено при отягчающих обстоятельствах.

Нужно так же отметить, что существуют обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с положениями ст.109 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности в следующих случаях: если отсутствует событие налогового правонарушения; если в совершении налогового правонарушения отсутствует вина указанного лица; если истекли сроки давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Наличие неточностей в законодательстве позволяет недобросовестным налогоплательщикам уходить от ответственности при неверных расчетах сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет, предъявляя в суде различные трактовки законодательных документов. Но, с другой стороны, из-за двояких формулировок могут пострадать и те налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по исчислению и уплате налогов. Ведь налоговый орган при проведении мероприятий налогового контроля может неправомерно наложить штрафные санкции на налогоплательщика, и чтобы не вступать в долгие судебные разбирательства, не поставить под угрозу течение своей предпринимательской деятельности налогоплательщики вынуждены оплачивать штрафы, пени в бюджет.

Для создания эффективного контроля в сфере налогообложения необходимо взаимодействие уголовной, административной и налоговой ответственности, устранение пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе, регулирующей данные правоотношения, развитие и модернизация действующего законодательства, соответствующие современным тенденциям роста числа и способов нарушения налогового законодательства, а так же принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых правонарушений.

Литература:

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // Правовая система: Консультант Плюс [21.11.2020];
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 // Правовая система: Консультант Плюс [21.11.2020].
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Правовая система: Консультант Плюс [21.11.2020].
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации // Правовая система: Консультант Плюс [21.11.2020].
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»// Правовая система: Консультант Плюс [21.11.2020].
  6. Дементьев, И. В. Налоговые правонарушения и налогово-правовая ответственность: учебное пособие / И. В. Дементьев. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2014. — 336 c. — ISBN 978–5-93916–440–5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/34562.html (дата обращения: 13.11.2020)
  7. Крохина, Ю. А. Налоговое право. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. С. 428.
  8. Овчарова Е. В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) // Административное право и процесс. 2005. № 2. С. 16–17.