Мировой опыт реализации национальных проектов и возможность их использования в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

XX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 25.04.2021

Статья просмотрена: 656 раз

Библиографическое описание:

Таболина, А. И. Мировой опыт реализации национальных проектов и возможность их использования в России / А. И. Таболина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16517/ (дата обращения: 26.04.2024).



Предмет данного исследования заключается в анализе мирового опыта в реализации национальных проектов. В статье приведены исследования национальных проектов и выделены их основные направления и инвестиции таких ведущих стран мировой экономики, как: Китай, Великобритания, Финляндия и США. Автор проводит параллель между нацпроектами перечисленных стран и отечественными национальными проектами. Также в статье автор определяет возможность использования приоритетных НП зарубежных государств в Российской Федерации.

Ключевые слова: приоритетные национальные проекты, инвестиции, экономика, социальная сфера, инфраструктура, мировой опыт.

The subject of this study is the analysis of the world experience in the implementation of national projects. The article presents a study of national projects and highlights their main directions and investments of such leading countries of the world economy as China, the EU and the United States. The author draws a parallel between the national projects of these countries and domestic national projects. Also in the article, the author defines the possibility of using priority NP of foreign states in the Russian Federation.

Keywords: priority national projects, investments, economy, social sphere, infrastructure, world experience.

Приоритетные национальные проекты в современном мире используются уже достаточно давно и не являются чем-то новым. Анализ зарубежного опыта показывает, что проекты реализации социально-экономической политики — это тот самый механизм, имеющий возможность решать проблемы в социальной сфере комплексно.

Мировой опыт реализации национальных проектов в иностранных государствах говорит о том, что отличия приоритетных нац. проектов от мер институционального характера заключаются в следующем: потребность в привлечении экономических и других ресурсов; необходимость установления четких сроков реализации проектов; у всех участников проекта имеются свои обязательства для достижения общей цели; государство и бизнес совместно участвуют в принятии тех или иных решений.

Не так давно приоритетные национальные проекты России стали рассматриваться, как инструменты социально-экономического развития. В России национальный проект, как новый инструмент социально-экономического развития, был задуман сразу после начала нынешнего президентства Владимира Путина. Национальные проекты должны работать в соответствии с целями его указа от мая 2018 года, которые включают увеличение продолжительности жизни до 78 лет (к 2030-ым годам), сокращение бедности вдвое и вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира. Согласно официальной статистике, запуск нацпроекта планируется в 2019 году до 2024 года. В июле 2020 года было принято решение отложить реализацию некоторых показателей до 2030 года и скорректировать план с учетом меняющейся ситуации.

Автор предлагает более подробно рассмотреть мировой опыт реализации национальных проектов на примерах нескольких стран. Для анализа были выбраны следующие страны: Китай, Великобритания, Канада, США. Эти государства были выбраны не случайно, они показывают контраст в разном управлении приоритетными национальными проектами.

Китай — чемпион по вливанию государственных денег в экономику.

В период глобального кризиса 2008 г. Пекин вложил в экономику 4 триллиона юаней (586 миллиардов долларов США). Сразу после кризиса китайская экономика достигла роста на 9,4 % — все благодаря масштабным инвестициям в инфраструктуру.

Практически весь пакет (более 80 %) экономических стимулов выделен на строительство. 38 % направлено на строительство инфраструктуры (транспорт, электричество), 10 % — на строительство дорог и коммуникаций в сельской местности, еще 10 % — на строительство бюджетного жилья. Было создано 5,6 миллиона долгосрочных и 50 миллионов краткосрочных рабочих мест.

Первоначально центральное правительство Китайской Народной Республики не имело четкого набора программ финансирования. Фактически, формирование пула инфраструктурных проектов осуществляется относительно автономными провинциальными властями с точки зрения фискальной и денежно-кредитной политики, и эти органы имеют возможность получать средства от центра для финансирования своего собственного развития. Эти проекты позволяют увеличить ВРП в каждой провинции, которая включена в списокKPI местных чиновников.

В последние годы примером национального проекта является программа борьбы с бедностью. На уровне президента Китая Си Цзиньпина искоренение бедности было названо одной из «трех главных битв Китая» до 2024 года (к тому времени Пекин планирует добиться нулевой бедности в стране). В настоящее время на Китай приходится 70 % мировых усилий по сокращению бедности, и с 1981 года более 700 миллионов человек были спасены от бедности.

Для достижения этой цели только в 2019 году правительство Китая потратило 13 миллиардов долларов. В данной кампании имеется несколько аспектов: в наиболее неблагополучных районах будут развиваться отрасли, обеспечивающие инфраструктуру и возможности трудоустройства; из некоторых сложно доступных или опасных районов будут переселять жильцов в специально построенные для этого здания в других районах (с 2016 по 2024 переедут 9,8 млн. человек). Правительство также будет заниматься обучением и развитием социального страхования наиболее нуждающегося населения.

Автор предлагает рассмотреть отдельный этап проекта Великобритании в сфере здравоохранения. Особенностью программы стало введение практики семейной медицины. За оплату услуг всех работников медицинских учреждений по контракту: врачей общей практики, стоматологов, фармацевтов и др. ответственно правительство страны. Данная программа несет в себе не только формирование и развитие основного направления в медицине, но и также контроль качества предоставляемых услуг и всех используемых ресурсов. Результатами проекта стали: улучшение качества медицинских услуг; стали динамично развиваться и модернизироваться те сферы медицины, которые считаются наиболее перспективными. В итоге Соединенное Королевство смогло достичь низкого уровня показателей детской смертности, СПИДа, туберкулеза и других, опасных для жизни и здоровья, заболеваний. Удалось добиться снижения заболеваемости со среднегодовым темпом — 6,6 % и уровнем первичной заболеваемости -1,2 %. Также снизились темпы роста инфекционных заболеваний (среднегодовой темп роста менее 0,7 %).

Продолжая тему о социальных проектах в области здравоохранения, следует упомянуть еще один удачный опыт, который провели власти Канады. Идея канадского национального проекта заключается в том, чтобы упростить доступ к получению адресной медицинской помощи, сделать предоставление необходимых для здоровья и жизни услуг более доступными для всех слоев населения, в особенности, это касается малоимущих граждан. Проект стал носить название «Новые перспективы здоровья канадцев». Основная его цель — это облегчение документационного обеспечения при оказания необходимой мед. помощи. Результатом программы стало уменьшение документооборота в профильных учреждениях на 49,2 %, а возможность получения гражданами своевременной бесплатной медицинской помощи возросла на 65,4 %

Один из самых масштабных проектов в США стал «Закон об оздоровлении национальной экономики и реинвестировании в нее», который подписал Барак Обама. Администрация президента затратила на проект 832 млрд. долларов. Основная цель — создание новых рабочих мест и стимулирование производства: 425 млрд долл. — на снижение налогов для предприятий; 208 млрд. долл. — расходы федерального бюджета; 130 млрд. долл. — развитие инфраструктуры, социальные пособия.

Даже 12 лет спустя об эффективности этой программы не утихают споры. Защитники закона говорят о том, что благодаря ему удалось снизить безработицу, началось создание новых рабочих мест, сократился разрыв между фактическим и потенциальным объемами производства в экономике с 7,5 % до 5,7 % ВВП.

Противники же закона говорят о проблеме роста дефицита бюджета США из-за активных расходов. За 4 года дефицит увеличился на 5,5 % годового ВВП.

Все же, несмотря на усилия правительства, безработица в США в те годы достигла уровня в 10,1 %. Защитники программы полагают, что без действующих мер потеря рабочих мест равнялась бы 12,4 млн, критики же напротив, говорят о том, что Бюджетное управление Конгресса США прогнозировало 8,7 % безработицы, если бы правительство США отказалось от стимулирующих мер. Критика также заключается в том, что создание рабочих мест в основном ограничилось организацией краткосрочной занятости населения.

Нельзя игнорировать тот факт, что западный опыт может быть использован в России только при учете особенностей национального менталитета.

Несомненно, политическое направление китайских властей состоит главным образом в том, что государство делает большой упор на то, чтобы решить проблему обеспечения жильем населения страны, а также на сокращение социального и экономического разрыва между очень богатыми и очень бедными. Следует отметить, что поляризация доходов населения в России стремительно прогрессирует. Для властей страны это должно стать серьезной проблемой, которая требует незамедлительного вмешательства. Причиной такой проблемы называют переход России на новый, рыночный уровень экономики, а также то, что политика предшествующих руководителей страны значительно отличается, но что, впрочем, не мешает обогащению ограниченной группе людей.

Автор считает, что рассмотренный опыт формирования и реализации национального проекта здравоохранения в Великобритании может быть полезен и для Российской Федерации.

Соединенное Королевство уже давно практикует семейную медицину. Для такой политики характерно устойчивое снижение динамики заболеваемости в течении некоторого планируемого периода. В данной сфере в России осуществлялся проект «Здоровье». Итогом реализации проекта стало то, что первичная заболеваемость смогла сократиться на 15 %, а общая — чуть больше, чем в 2 раза. Также уменьшились инфекционные и паразитарные заболевания. Однако, ситуация по всем видам заболеваний в Соединенном Королевстве 5–8 раз лучше, чем в Российской Федерации, отчасти и потому, что в нашей стране не практикуется семейная медицина.

Следует принять во внимание канадский опыт проекта «Здоровье». Можно провести сравнение с отдельным субъектом России городом Омск, в котором для того, чтобы получить помощь в некоторых случаях заболеваний, следует предоставить достаточно большое количество документации (от 5мдо 19), доказывающих малообеспеченность. Это подтверждает излишнюю бюрократизацию страны, которая, в свою очередь, значительно затрудняет оказание в полной мере материальной поддержки тем, кто в этом действительно нуждается.

Таким образом, для России изучение мирового опыта ведения национальных проектов может быть очень полезным не только для внедрения подобных программ, но и для анализа отрицательного опыта и не повторения ошибок других государств.

Литература:

1. Балаев А. И. Влияние структуры бюджетных расходов на экономический рост в России//Экономическая политика. — 2018. — Т. 13. — № 6.

2. Дробышевский С., Назаров П. Теоретические аспекты оценки бюджетного мультипликатора в РФ//М.: РАНХиГС.– 2013.

3. Каменских М., Иванова Н. Эффективность государственных расходов в России//Экономическая политика. — 2011. — № 1. — С. 176–192.

4. Кудрин А., Кнобель А. Бюджетная политика как источник экономического роста//Вопросы экономики. — 2017. — № 10. — С. 5–26.

Ключевые слова

инвестиции, экономика, инфраструктура, мировой опыт, социальная сфера, приоритетные национальные проекты