Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михайловский, А. Д. Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания / А. Д. Михайловский. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 50-55. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16361/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье автор пытается рассмотреть значимость понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания и его отражения в студенческой жизни.

Ключевые слова: эмоциональное истощение, эмоциональное выгорание, психологические состояния, эмоциональные состояния, студенты, стресс.

Характеристика эмоционального истощения. Д. А. Еловикова говорит о том, что учебный процесс в высшем образовании может выглядеть как: «…система организации учебно-воспитательной деятельности, в основу которой положено органическое единство и взаимосвязь преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность студента), направленных на достижение целей обучения, развития личности студента, его подготовки к профессиональной деятельности». Обучение в высшем учебном заведении требует немаленьких вложений, что подводит к эмоциональной нестабильности. Учащиеся фактически «живут» в ВУЗе, и все постоянно участвуют в учебной деятельности. Постепенно это может привести к эмоциональному истощению [4].

В. Е. Орел утверждает, что в этом смысле синдром эмоционального выгорания достаточно обсуждаемая проблема и, в частности, особенности эмоционального истощения студента не оставляют сомнения в своей актуальности, поскольку внутренний мир студента ощущает дисгармонию, снижается память, студент начинает мыслить не структурированно. Любой студент может оказаться под влиянием симптомов эмоционального выгорания, и, в частности, истощения [14].

Понятие «эмоциональное выгорание» было впервые определено X. Дж. Фрауденбергергом в 1974г. и стало известно, как ситуация физического или психологического коллапса из-за переутомления или стресса. Эмоциональное выгорание включает в себя три аспекта: эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижение личной эффективности.

Е. Ю. Чернякевич и Э. В. Погодина выделяют, что выгорание в меру измерено в области членов социономических, коммуникативно насыщенных профессий и областей, и «экспериментальные исследования нередко отмечают факт развития «выгорания» у молодых специалистов, в том числе и студентов» [18].

Е. А. Горшков указывал на обширные исследования, которые показывают, что эмоциональное истощение очень часто наблюдается среди студентов высших учебных заведений. Первоначально выгорание рассматривалось как явление, связанное с работой, но оно действительно иметь место быть и у студентов. Многие исследователи говорили о том, что с психологической точки зрения студентов можно и нужно рассматривать как полноценно работающих. Потому что они участвуют в структурированных принудительных действиях, таких как посещение занятий, выполнение заданий, и направлены на достижение конкретных целей, таких как сдача экзаменов [3].

«Студенческое истощение» может иметь и «внешние», и «внутренние» условия, — указывает В. Е. Орел. Эмоциональное бессилие, его внешние предпосылки можно представить как прямой путь к выгоранию. Например, плохую работоспособность можно считать внешним следствием эмоционального истощения. Исследования подтверждают, что эмоциональное истощение отрицательно сказывается на успеваемости. К «внешним» можно отнести также образовательные нормы, особенности обучения, организационные особенности работы студентов с педагогическими методами, динамику развития и изучения групп, психологический климат, курс, учебные заведения. Кахесию (с греческого Καχεξία — истощение), как внутренний аспект, можно рассматривать как интрапсихический процесс, основная функция которого непосредственно влияет на самочувствие студентов. Наряду с «внутренними» факторами, добавляет В. Е. Орел, выделяют такие личностные особенности учащегося, как: его духовный мир, с особенностями и самосознанием, смыслом, ценностями и мотивацией. Мотивация, связанная с экзистенциальным фактором влияния на вуз, имеет особое значение: либо из-за того, что данная профессия имеет ценность, либо сама по себе ценность высшего образования обусловлена или тем и другим значением единовременно [14].

К. Маслач и В. Шауфели выделяли, «профессиональное выгорание» — как совместимость признаков психического аспекта, наблюдаемого под прессингом профессиональных напряжений. Оба этих исследователя выявили, однако, что у тех, с кем они взаимодействовали, эмоциональная энергия постепенно истощается. Это истощение характеризовалось как неспособность индивида сохранять интенсивную приверженность, целенаправленность, заинтересованность, и не только, что способствовало значительному влиянию на его деятельность. Это логическое действие и получило наименование «выгорание» [2], [7]. Такое явление как «эмоциональное выгорание» так же было разложено К. Маслач, Б. Пельманом и Е. А. Хартманом в 1982г., в итоге чего определился его синдром [3], [11].

На сегодняшний день исследователями найдено приблизительно сотня симптомов, указывает на это О. Б. Полякова, причастных с «психическим истощением», вместе со следующими аспектами как «агрессивные и депрессивные чувства, бессонница, злоупотребление алкоголем, негативное отношение к работе, преступность и наркомания, психосоматические расстройства, и прочие подобные» [15].

А. Пайнс и И. Аронсон дополняют, что «профессиональное истощение» — касается как физического и психического полного истощения, возникающего из-за постоянного пребывания в перегруженных ситуаций. «Эмоциональное же выгорание — это сочетание физического, эмоционального и когнитивного выгорания, истощения и/или усталости» [6].

Д. В. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Дж. Сиксма дали свое понимание «burnout», где «эмоциональное истощение является «аффективным» компонентом и проявляется в жалобах на здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение, а деперсонализация — как «установочный» компонент, заключающийся в изменении отношения либо к пациентам, либо к себе» [8].

Е. А. Хохлова подчеркивает, что у современных студентов стресс — это не сверхъестественное явление, а накопленные проблемы, закрытые и перегруженные реакции, ежедневные трудности, которые нужно преодолеть. Стресс может быть вызван как личной жизнью, так и организациями или событиями в учебе, и связанными с ними деятельностью факторами. Личностные факторы так же играют значимую роль. Это вероятней будут нездоровье членов семьи, друзей, количество перемен у одногруппников и родственников, конфликты, перегрузки, значительные личные достижения или их сопутствие, изменения материального положения и многие разнообразные другие факторы [17]. Для успешного обучения студентов им нужно обладать определенными личностными качествами, такими как: физическое и психическое здоровье, уравновешенность нервной системы, сильное стимулирующее действие, коммуникативные навыки хорошего уровня, тактику практики, наблюдательностью, умственными способностями, организаторскими талантами, а также обращения к себе с высокими требованиями дальнейшего роста и успешного обучения. Все это давит на студента огромной эмоциональной и психологической нагрузкой. Без компенсации способности к сопротивлению студент может быстро получить «эмоциональное истощение».

Составляющие эмоционального истощения студентов . Эмоциональное выгорание (burn-out), развивается скрытно, постепенно, и может быть значительно растянуто во времени, и поэтому проблематично заметить его на начальных стадиях, говорит Л. М. Левина. В его развитии условно выделяют 3 фактора:

1) Личностный . Исследователи отмечают ряд противоречивых черт характера индивидов, подверженных «выгоранию». С одной стороны, гуманисты и идеалисты, которые всегда готовы помочь и поддержать. Аддиктивно настроенные люди, охваченные сверхидеями, суперцелями, гиперидеалами — тоже потрясающее «топливо» для синдрома. Это все человечки «горячего полюса». На другой полосе этого вектора — люди, которые эмоционально холодны, как в общении, так и в работе. Они очень расстраиваются только из-за собственных неудач и ошибок: интенсивность переживания и негатив у них сильно зашкаливают;

2) Ролевой . Неправильное распределение ролей. Предположим, что группе людей нужно работать в команде, и результат будет зависеть от хорошо организованной работы всех членов команды. Но ни один человек конкретно не распределил нагрузки и загруженность ответственности каждого. В итоге один «гребет за троих», а иной «валяет дурака». Но и те, и другие имеют одинаковую зарплату. В итоге получается, что трудолюбивый работник не получает того, чего заслуживает, и, как следствие, постепенно теряет мотивацию и развивается синдром выгорания;

3) Организационный . С одной стороны, есть сильное психоэмоциональное напряжение в слаженной команде. На этом фоне возникает интенсивная работа: общение, получение и обработка сообщений, разработка проблем. И все это делается хуже тем, что сотрудники могут заражать друг друга без лишних эмоций. С иной точки зрения, психотравмирующая ситуация на работе. Будь то конфликтная ситуация в коллективе, и/или плохие отношения с начальством, плохая организация, плохое планирование рабочего процесса, ненормированный рабочий день и незначительная оплата за внушительные переработки [9].

Ю. В. Скоробогатова указывает на типичные проявления эмоционального истощения: отсутствие эмоциональности (безэмоциональность); человек старается избежать эмоциональных контактов из вне, то есть самоустраниться; отрешенность и отстраненность от внешнего мира; нарушения психосоматической и вегетативной нервной регуляции [16].

Составленная К. Маслач и С. Джексоном система синдрома «психического выгорания» как не одномерная конструкция, а конструкция, имеющая три меры, наделяет в себя:

1) эмоциональное истощение, как специальное бессилие базовых составляющих (заниженный эмоциональный настрой, переживание, отсутствие интереса или эмоциональная загруженность). В то же время кончаются способы действий психического ресурса, начинает выглядывать депрессия, заканчивается эмоциональный тонус;

2) деперсонализация — как изменение личных связей с другими человеческими существами. В одних примерах говорится о аддикции в связях значений с иными человеческими существами, в других — о циничных принципах и чувствах по связи к реципиентам и себе;

3) редукция личных достижений, оно же понижение собственной выгоды, или негативная направленность в оценивании себя, своих достижений и статусов [15].

Синдром выгорания, принимая во внимание как пространственную конструкцию, А. Пинес и И. Аронесон рассматривают это выражение в телесном и духовном процессе истощения, которое вызвано эмоционально загруженными ситуациями и долгого нахождения в них. А. Шыром отмечает выгорание как комплекс физического, эмоционального и познавательного истощения или апатии, причем эмоциональное истощение является основным фактором [10].

Н. А. Огнерубов и М. А. Огнерубова выделяют следующие признаки ступени истощения. Характером этой ступени является истощение нервной системы, где синдром выгорания, в аспекте защиты, становится неотделимой составляющей жизни.

1) Признак эмоциональной недостаточности. Индивид осознает эти изменения. Включает данный симптом в себя некоторую потерю профессиональных навыков. Всегда позитивные эмоции заменяются негативными.

2) Эмоциональная отстраненность. На основе опыта полное отключение эмоций из рабочей деятельности. Бывает ничего не трогает, не вызывает эмоциональной реакции. Кроме того, это не признак жесткости, а некая приобретенная психологическая защищенность. Действия без чувства — наиболее отчетливый симптом выгорания-деформации личности.

3) Симптом дистензии (деперсонализации). В нем широкий диапазон параметров и действий, в процессе коммуникации. Прежде всего полная или частичная потеря человеком своих интересов по отношению к объекту профессиональной деятельности. Его (объекта) присутствие, проблемы и потребности только раздражают и тяготят специалиста. Партнер воспринимается как объект манипуляции. Это приводит к проявлению странной принципиальности. Сменяется система ценностей. Выгорание связано с личностными, невротическими и/или психопатическими состояниями, а также неврозоподобными определениями;

4) Симптом психовегетативных и психосоматических расстройств. Он формируется условно-рефлекторной взаимообусловленностью. Иногда мнение об общении приводит к плохому настроению, плохим ассоциациям, бессоннице, сосудистым реакциям, обострению хронических болячек. Эмоции, проходящие через психосоматический уровень, указывают на то, что защитные механизмы уже не справляются с ними. Нагрузки очень велики, и энергия эмоций распределяется между другими системами индивида, защищая себя от разрушительной силы эмоций [13].

Е. А. Андреева и С. А. Соловьева указывают на факторы в студенческой среде, способствующие проявлениям эмоционального истощения, это: желание и стремление к хорошей успеваемости, желание продуктивности в учебе, рост стипендий, учебный материал — его результат познания, это и нехорошо структурированная деятельность, а так же организационный и профессиональный стресс [1].

Эмоциональное истощение как внутренний фактор дезадаптации студентов. Эмоциональное истощение — это состояние, которое многие люди испытывают, не осознавая этого. Если человек когда-либо испытывал длительные периоды сильного стресса (из-за работы, учебы, отношений и тяжелого жизненного кризиса), то, возможно, он также при этом испытывал эмоциональное истощение. Эмоциональное истощение часто приводит к бессилию. Может также показаться, что жизнь человека не принадлежит ему, и поэтому ему все равно, что будет дальше.

Эмоциональное истощение является компонентом выгорания или может ему предшествовать, указывает на это Т. В. Москалёва. У каждого человека есть предел того, сколько проблем, и с каким количеством сложностей он может столкнуться и решить их, прежде чем они рухнут или сломают его. Если человек заметил, что уровень стресса постоянно растет, то следует обратить внимание на симптомы эмоциональные истощения как на значительные признаки:

1) настроение становится все более подавленным, пессимистичным или раздражительным. Психологическая реакция на постоянный или острый стресс может непосредственно привести к депрессии или тревоге, а некоторые из ее симптомов могут сделать это косвенно. Эмоциональное истощение возникает тогда, когда человек больше не может сопротивляться со стрессом, и подобные возникающие чувства могут повлиять на его настроение. Чувство безнадежности, депрессии и хронического раздражения часто являются симптомами эмоционального выгорания, поэтому очень важно обратиться за помощью, когда человек не может справиться с подобным состоянием;

2) человек также чувствуете себя эмоционально «онемевшим». Чувство отрешенности является серьезным признаком того, что стресс влияет на психическое здоровье. Подлинное эмоциональное истощение выходит далеко за рамки «плохого дня» или «плохой недели». Если человек чувствуете себя эмоционально «онемевшим» или оторванным от всего, что его окружает, это признак довольно серьезных проблем. Разговор с психологом, или же с другом, может помочь разобраться в корнях этих проблем, поскольку в данном процессе важно получить поддержку;

3) человек больше не чувствуете себя мотивированным. Эмоциональное истощение может значительно снизить мотивацию. Когда люди больше не чувствуют удовлетворения в своей работе, отношениях или проекте, которые побудили их действовать, это может только означать, что эмоциональное истощение забирает их энергетические резервы;

4) человек чувствуете себя неудачником. Ключевыми признаками эмоционального истощения являются чувства беспомощности и безнадежности. Такие люди могут ощущать, что им «нечего дать другим», поэтому начинают испытывать страх перед работой, учебой и отношениями. Эмоциональное истощение может вызвать ощущение, что, даже делая все, что от человека зависит, он все равно не справляется с ситуацией. Поэтому в результате он будете чувствовать разочарование в себе;

5) человек действительно очень устал. Эмоциональное истощение происходит на нескольких уровнях. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, могут чувствовать себя в ловушке, и совокупный ущерб, причиненный этим стрессом, может вызвать сильную физическую и психологическую усталость. Так как эмоциональное истощение может иметь серьезные последствия для здоровья (разного уровня), важно обратить внимание на то, начались ли проблемы со сном, не падает ли уровень бодрости и энергии. Необходимо обратиться к врачу, если стресс начал оказывать влияние на физический аспект здоровья;

6) человек не можете сосредоточиться. У людей с эмоциональным истощением часто бывает затуманено сознание. Исследования показали, что истощение может серьезно повредить когнитивные способности, что приводит к проблемам с концентрацией внимания, памятью или планированием. Кроме того, у человека может возникнуть необоснованное чувство страха, тревоги и рассеяности [12].

Е. В. Киселёва, рассуждая о студенческой жизни в обучении, отмечает, что она чревата чрезвычайными ситуациями, процессами и стрессами, так что эта молодежь часто страдает от стрессов и нервно-психических процессов. Особенно у студентов стрессово развивается информационный поток самого обучения, обусловленный семестром, и во время деятельности над системными вещами, а обычно и сессией, и всё это сопровождается стрессом [5]. Присутствие эмоционального напряжения и в промежутках между зачетами и экзаменами, такие дни — это подтверждение того, что экзаменационная встреча поражается нескончаемым, хроническим стрессом, подчеркивают Е. А. Андреева и С. А. Соловьева. «Последствием такого стресса может являться невроз, т. е. функциональное заболевание нервной системы». После этого, в основном, страдает нервная система, ее ресурсы истощаются, что ограничивает работу организма. Проблемы студента, в этом случае, следующие: недосыпание; загруженные и нерешенные лабораторные работы; невыполненные или неправильные задания; присутствие в паспорте каждого предмета большое количество часов; конечно, курсовая или проектная работа; отсутствие дисциплины; дисциплины недостаточно понятных по содержанию; плохая успеваемость по отдельным дисциплинам; перегрузка или очень низкая нагрузка на студента, и т. д. [1], [17], [19].

Именно поэтому признаки эмоционального выгорания и истощения необходимо дифференцировать на: физические, поведенческие и психологические.

Резюмируя, важно отменить, что исследователи, практикующие врачи и психологи всё более акцентируют внимание на то, что синдром эмоционального истощения является частью эмоционального выгорания, которое сопровождается множеством негативных симптомов и сопутствующих проблем, что требует, в свою очередь, как от студентов, так и молодых людей, более внимательного отношения к себе, а так же соблюдения, по возможности, минимальной психологической гигиены.

Литература:

  1. Андреева Е. А., Соловьева С. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 1 (14). С. 140–143.
  2. Блинков А. Н., Лебединцева О. И. Профессиональное выгорание как следствие дефицита профессиональной готовности (на основе анализа научной литературы) // Акмеология. 2018. № 1. С. 27–32.
  3. Горшков Е. А., Косоногова В. И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 51–55.

4. Еловикова Д. А. Теория обучения: Учебно-методический комплекс. Брянск: РИО БГУ, 2016. 300 с.

5. Киселёва Е. В., Акутина С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 417–419.

6. Лаптев Л. Г., Деркач А. А., Полякова О. Б., Лаптева И. Л., Рубцов В. В. Общепсихологический практикум. М.: Юрайт, 2019. 675 с.

7. Лаптева И. Л., Полякова О. Б., Лаптев Л. Г. Общепсихологический практикум. М.: Юрайт, 2017. 675 с.

8. Лебедева Н. А. Эмоциональное выгорание социального работника: актуальность проблемы // Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента социальной защиты населения города Москвы. 2015. № 5–6 (14). С. 130–133.

9. Левина Л. М. Профилактика эмоционального выгорания педагогов: Методическое пособие. И.: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2017. 49 с.

10. Милованова С. Р. Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международной научной конференции (Челябинск,2016 г.). 2016. С. 116–118.

11. Молокоедов А. В., Слободчиков И. М., Удовик С. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. М.: Левъ, 2018. 220 с.

12. Москалёва Т. В. Синдром эмоционального выгорания // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. 2018. № 4. С. 63–68.

13. Огнерубов Н. А., Огнерубова М. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов // Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Медико-санитарная часть № 97 Федерального медико-биологического агентства России, Воронеж, Российская Федерация. 2015. № 2 (20). С. 307–318.

14. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.2016.436с.

15. Полякова О. Б. Оценка собственной профессиональной эффективности как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций (выгорания): Научная статья // Мир образования — образование в мире. 2016. № 1 (61). С. 211–220.

  1. Скоробогатова Ю. В. Особенности эмоционального выгорания студентов педагогического вуза и его профилактика с помощью тайм-менеджмента // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 284–294.

17. Хохлова Е. А. Стресс в студенческом возрасте // ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет». 2015. № 4 (7). С. 148–152.

18. Чернякевич Е. Ю., Погодина Э. В. Исследование эмоционального выгорания в связи со смысложизненными и карьерными ориентациями у представителей социономических профессий // Вестник университета. 2020. № 1. С. 195–202.

19. Яруллина Л. Р., Сибгатуллин Р. Р. Учебный стресс как психологический барьер при формировании личности специалиста // ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», ГАПОУ «Казанский строительный колледж». 2017. С. 358–363.