Предпосылки к формированию финансовой грамотности населения в сельской местности. Партнерство с муниципальной властью | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

XVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2021)

Дата публикации: 27.01.2021

Статья просмотрена: 230 раз

Библиографическое описание:

Бабин, И. Э. Предпосылки к формированию финансовой грамотности населения в сельской местности. Партнерство с муниципальной властью / И. Э. Бабин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16357/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье рассматриваются основные аспекты формирования финансовой грамотности населения в сельской местности, анализируются возможные методы взаимодействия с муниципальной властью по вопросам финансового просвещения населения, предпринимается попытка осмысления этого явления.

Ключевые слова: партнерство, муниципальная власть , финансовая грамотность.

С начала 2000-х годов рынок финансовых услуг в России претерпел существенные изменения и к настоящему времени получил значительное развитие. Получение финансовых услуг с течением времени становится все более доступным, финансовые операции, которые еще несколько десятилетий назад считались сложными и занимали определенное количество времени, сейчас совершаются за несколько секунд посредством пользования мобильными приложениями банков. Безусловно, все это стало доступно благодаря серьезному информационному прогрессу, который сейчас позволяет существенно сократить временные затраты на совершение финансовых операций.

К сожалению, приходится констатировать, что новинки и новшества финансового рынка наиболее активно используются жителями крупных городов, нежели жителями сельской местности. Об этом, в частности, свидетельствует недавнее выступление депутата Государственной Думы, президента Общероссийского Конгресса муниципальных образований, Виктора Кидяева, в котором он обозначает данную проблему следующим образом: «Отчасти экономическая слабость сельских территорий связана с труднодоступностью банковских услуг для жителей и предпринимателей. Сегодня в сельской местности, которая составляет порядка 70 % территорий России, проживает около 20 % населения страны», подводит итог своего выступления В. Кидяев [13]. О формах и методах работы с сельским населением в этом направлении также рассказала представитель Министерства финансов РФ Анна Зеленцова: «Для нас на селе — три опорных точки. Первая — это администрация. При многих администрациях мы стараемся создавать совместные информационно-консультационные центры. Вторая — это школа. Третья — это, конечно же, банки», — поделилась мнением стратегический координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Действительно, создание информационно-консультационных центров с функцией координации деятельности органов, компетентных и ответственных за уровень финансовой грамотности населения в сельской местности, является актуальным и нужным нововведением, которое должно быть реализовано и распространено максимально широко. Партнерство с муниципальной властью является важнейшим критерием успеха в деятельности по актуализации вопросов финансовой грамотности и реализации конкретных проектов в рамках этой тематики. Очень показательными являются данные, полученные в результате опроса сельских жителей, проведенного аналитическим агентством НАФИ. В России услугами финансовых организаций пользуются 77 % сельских жителей, половина опрошенных имеет опыт использования банковских карт, кредитами пользуется каждый четвертый, депозитами — каждый пятый житель села. При этом самооценка финансовой грамотности — низкая. Таковы данные опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).

Сельские жители наряду с трудовыми мигрантами и пенсионерами остаются одной из самых исключенных из потребления финансовых продуктов групп населения. Не пользуются никакими финансовыми продуктами 23 % опрошенных в этой группе. Банковские карты — самый распространенный финансовый продукт для сельских жителей, однако доля пользователей низкая. 58 % селян имеют банковские карты, но большинство тех, кто их имеет, ссылаются на отсутствии необходимости в ней (63 %). У 11 % нет лишних денег для оформления, а еще 11 % ничего не знают о банковской карте. Денежный вклад или депозит есть у каждого пятого (21 %) сельского жителя, преимущественно в банке (98 %). В основном они открывают вклады для безопасного хранения денег (25 %). При этом 34 % сельских жителей никогда не брали кредитов или займов. Самые распространенные причины — нежелание жить в долг (33 %), недостаточный уровень дохода (22 %), а также дорогое обслуживание кредитов, высокая процентная ставка (22 %). Безналичные платежи не распространены в селах. 44 % респондентов указали на отсутствие у них такого опыта. Также для российских сёл характерен низкий уровень использования интернета — 37 % сельских жителей пользуются им редко или не пользуются совсем. Только 20 % жителей сёл имели непосредственный опыт совершения платежей или переводов через мобильное приложение или интернет-банк (16 %). В целом свою финансовую грамотность опрошенные в сельской местности люди оценивают как низкую (72 %). О правилах и нормах грамотного финансового поведения они чаще всего узнают из СМИ (33 %).

Опрос проведен в октябре 2017 года. Опрошены 800 жителей сёл в РФ. Опрос проводился в ходе исследования «Состояние и уровень финансовой доступности среди наиболее исключенных групп потребителей» в рамках проекта Минфина [14].

Положительным фактором в приведенной выше статистике является лишь то, что большинство опрошенных сельских жителей осознают низкий уровень своей финансовой грамотности, а значит, готовы повышать уровень своей финансовой компетентности, во всяком случае в том объеме, в котором они сами видят необходимость. Большинство жителей сельских территорий — это люди старшего поколения и их дети, воспитанные в рамках советской идеологии, которая, увы, не давала в рамках школьного курса достаточного количества информации об основах функционирования экономики, конкуренции, бизнесе, личных финансах. Это упущение, во многом вызванное соображениями идеологии, в итоге сыграло негативную роль в финансовой жизни многих людей, чье детство и юность прошли в СССР. К счастью, в настоящее время ситуация меняется и основы финансовой грамотности уже начинают изучать во многих, прежде всего, городских школах. Но нечасто приходится видеть, чтобы такой предмет как финансовая грамотность, был бы полноценно включен в образовательную программу образовательных учреждений и существовал бы в школе наравне с математикой или русским языком. Увы, зачастую финансовой грамотности уготована роль факультативного занятия в рамках подготовки к экзамену по обществознанию, и это в лучшем случае, в худшем — финансовая грамотность удостаивается лишь одного внеклассного мероприятия в год. Это, безусловно, очень существенное упущение, негативно влияющее на финансовые компетенции выпускников школ — будущих совершеннолетних граждан Российской Федерации.

В настоящее время складывается ситуация, когда такую важную тему, как личные финансы, являющуюся непременным атрибутом взрослой жизни, подростки вынуждены изучать самостоятельно. Нужно учитывать, что источники, которыми пользуются подростки, далеко не всегда являются достоверными и актуальными. Именно поэтому финансовую грамотность необходимо пропагандировать и продвигать максимально, чтобы в нашем государстве было меньше проблемных кредитов, займов в МФО под 365 %, а иногда и 730 % годовых и т. д. Очевидно, что основы финансовой грамотности, необходимо прививать начиная с детства, буквально с детского сада, пока ребенок изучает мир, ему интересно все новое и необычное. И инициатива в этом вопросе должна исходить от государства, ведь финансово грамотный гражданин — это человек, способный правильно распоряжаться своими финансами, инвестировать свои средства, в том числе и в экономику Российской Федерации. Например, приобретая ценные бумаги крупных российских компаний. От этого процесса получает явную пользу как государство (капитализация гос. компаний растет), так и финансово грамотный гражданин-инвестор, получающий доход в виде дивидендов или прироста курсовой стоимости ценных бумаг. Высокий уровень развития финансовых компетенций граждан — это залог успеха и процветания государства.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что компетентность сельских жителей в вопросах финансов — это ключевой показатель эффективности государственной политики в области финансового просвещения населения. Федеральные программы, направленные на повышение уровня финансовой грамотности, должны реализовываться равномерно и равноправно по отношению как к жителям крупных городов, так и к жителям сельской местности.

Отсюда следует вывод о том, что на уровне муниципалитетов проблема недостаточного уровня финансовой грамотности населения должна стать одной из ключевых и получить приоритет при решении вопросов местного значения. Когда сельские территории активно включатся в процесс всеобщего повышения финансовой грамотности, реализация политики государства в области повышения финансовой грамотности населения, вероятно, станет гораздо более успешной и будет реализована в полном объеме.

Государство, заинтересованное в повышении финансовой грамотности граждан — гарант стабильной, развивающейся экономики, финансово грамотный гражданин — гарант развития и становления экономически сильного государства.

Литература:

  1. Бланк, И. А. Управление финансовыми ресурсами.– М.:Омега-Л,2019.–768с.
  2. Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента.– Киев: Эльга, 2018.– 511 с.
  3. Блискавка Е., Как научиться считать деньги и планировать семейный бюджет // Домашний очаг. — 2018. — № 1. — С. 149–150
  4. Горяев А. П. и Чумаченко В. В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие 2018.
  5. Евдокимова, Л. А. Финансовый менеджмент: Учебник. — М.: МГИУ, 2019. — 216 с.
  6. Киреев А. П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. — М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
  7. Кийосаки, Роберт Поднимите свой финансовый IQ / Роберт Кийосаки. — М.: Попурри, 2018. — 525 c.
  8. Колесов, Геннадий Где взять деньги для накопления пенсии? / Геннадий Колесов. — М.: АВТОР, 2016. — 507 c.
  9. Мамедов, О. А. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. О.Мамедова. — Ростов/н/Д: изд-во «Феникс», 2018. — 545 с.
  10. Теплова, Т. В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЗ, 2018. — 504 с.
  11. Пакова Е. Н., Уроки финансовой грамотности необходимы каждому // Педагогическая мастерская. Все для учителя! — 2017. — № 7/8. — С. 50–55.
  12. Холяпина В. Е., Искусство считать деньги. Как повысить финансовую грамотность // Библиотечное дело. — 2012. — № 20. — С. 12–14. — (Библиотека и общество).
  13. Пресс-служба Федеральное Агентство Новостей «Финансовую грамотность селян в России повысят дети и «электронные деревни» https://riafan.ru/1159702-finansovuyu-gramotnost-selyan-v-rossii-povysyat-deti-i-elektronnye-derevni
  14. Аналитика и прогнозы НАФИ. https://nafi.ru/