Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

XVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2021)

Дата публикации: 26.01.2021

Статья просмотрена: 859 раз

Библиографическое описание:

Васяева, М. И. Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям / М. И. Васяева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16356/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье описаны методы создания необходимой психической подготовленности у пловцов. Рассмотрено, какие аспекты необходимо учитывать тренерам, а также их воспитанникам для достижения высоких результатов и успешного выступления на соревнованиях.

Ключевые слова: плавание, тренировочный процесс, соревновательная деятельность, психология, психологическая подготовка.

Введение. Создание у пловца состояния психической готовности к соревнованиям осуществляется при помощи мероприятий, которые делятся на две части: заблаговременные (применяемые задолго до соревнований) и непосредственные (управление состоянием воспитанника в условиях соревновательной деятельности) [1–3].

Заблаговременные мероприятия относятся к общей психологической подготовке спортсмена. Это прежде всего формирование свойств личности, характерных для спортсменов высокого класса, и обучение способам саморегуляции неблагоприятных предстартовых состояний. К наиболее значимым свойствам личности принадлежат: уверенность, спокойствие, наличие боевого духа и воли к победе. Обладая этими свойствами, спортсмен при хорошей мотивации проявляет в подавляющем большинстве соревнований наиболее благоприятное состояние психической готовности — состояние спокойной боевой уверенности. Формирование и воспитание данных свойств личности требует сложной воспитательной работы со стороны тренера и даже родителей.

Цель исследования. Рассмотреть методы психологической подготовки пловцов на основе теоретического анализа литературных источников.

Большинство из неудач спортсмена в соревнованиях происходят от чрезмерной эмоциональной напряженности, являющейся следствием неумения сохранить спокойствие в ответственные моменты спортивной деятельности. Добиться для эмоционально возбудимого спортсмена спокойствия, определяющего дальнейший успех в соревнованиях высокого ранга — это трудная задача, но реальная. Поэтому оптимальной и близкой к идеальному состоянию спортсмена в соревнованиях является спокойная боевая уверенность. Для регуляции эмоционального состояния применяют внушения и убеждения в виде бесед, внушенном отдыхе и гипнозе, чтобы спортсмен до конца мог оставаться в оптимальном состоянии, несмотря ни на какие внешние возбудители.

Воспитание необходимых свойств личности будет малоэффективным, если спортсмен не занимается параллельно самовоспитанием. Как известно, хороший педагог не просто обучает и воспитывает своих подопечных, но в первую очередь помогает им обучать и воспитывать самих себя. Желание к собственному самовоспитанию выполняется благодаря обучению приемам саморегуляции и последующее применением их.

Овладение способами саморегуляции и их применение — процесс трудоемкий, сложный и практически бесконечный. Несколько приемов являются настолько простыми, что их просто нужно выучить и по необходимости уметь применять. Имеются и сложные способы совершенствования, которые могут продолжаться в течении всей жизни человека.

Рассмотрим несколько методов, помогающих в создании у пловца психической готовности.

Первыми разберем приемы отключения и переключения, выполняющие роль регулятора состояния спортсмена. Смысл заключается в длительном удержании направленности сознания на теме, далекой от угнетающей ситуации. То есть, чтобы снизить отрицательное воздействие возбуждающих и негативных мыслей о выступлении лучше переключиться на какое-либо более интересное, увлекательное дело. Помогают отвлечься таким способом пловцам их любимые увлечения, то есть хобби, художественная литература, прослушивание любимой музыки и др.

Применение дыхательных упражнений также можно включить в один из приемов для регуляции эмоций пловца. Умеренное, глубокое дыхание помогает уменьшению предсоревновательной напряженности. Ритмичное дыхание является хорошим методом регуляции эмоциональной перенапряженности.

Своеобразным методом саморегуляции является разрядка. Специфичность заключается в том, что в этом методе нет установки на уменьшение уровня эмоционального возбуждения. При разрядке дается выход эмоциональному напряжению. Он характеризуется в специальных вариантах разминки, например, проплывание 25-метровых отрезков в максимальную силу, иногда до четырех раз. Разрядка тесно связана с регуляцией темпа движений. Снижение темпа, замедление движений не всегда приносит успокоение и может даже служить лишним раздражением. Для того, чтобы данное снижение темпа было эффективным, необходима предварительная, оптимально дозированная психическая разрядка спортсмена.

Более эффективными методами, чаще всего используемыми в комплексе с другими, являются методы самовнушения и самоубеждения. В процессе самовнушения пловец может давать себе наставления, приказывать себе, обращаться к себе с просьбой. Оно осуществляется путем повторения формулировок фраз или словосочетаний. В свою очередь, самоубеждение является своеобразной рациональной психотерапией, осуществляемой в разговорах с самим собой или с кем-либо другим.

Индивидуальная манера поведения спортсмена перед стартом, включающая личный его опыт и какие-либо из описанных выше способов, составляет в комплексе ритуал предсоревновательного поведения. Так как в основе этого ритуала заключены динамические стереотипы, обуславливающие эффективность деятельности с минимальными нервными затратами, то нарушение или изменение этого ритуала перед выступлением не принесет положительного эффекта. Получается, что выполнение данного ритуала уже само является успокаивающим фактором. Задача тренера заключается в том, чтобы не мешать пловцу в выполнении отработанного ритуала предстартового поведения.

Несомненно, общение тренера и воспитанника является также важным аспектом в психической подготовленности пловца. Перед выступлением спортсмена тренер не должен ни при каких обстоятельствах проявлять волнение, сомнения, касающиеся прохождения пловцом дистанции. В период соревнований для любого спортсмена обычно характерна высокая чувствительность ко всему, и в первую очередь к любому из проявлений состояния тренера, к его деятельности, что так или иначе определяет его спортивный результат. Конечно, это не означает, что не нужно совсем указывать на ошибки и что ни в чем нельзя упрекнуть спортсмена. Если это делается в тактичной форме и в надлежащее время, то служит стимулом к будущим успехам.

Заключение. Итак, момент доведения пловца перед соревновательной деятельностью до благоприятного состояния, несомненно, трудоемкий, но эффективный. Он способствует росту спортивных результатов, обеспечению стабильности выступлений на высоком уровне и открывает дополнительные возможности для переносимости возрастающих тренировочных нагрузок.

Литература:

  1. Макаренко Л. П. Подготовка юных пловцов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 285 с.
  2. Максименко, A. M. Теория и методика физической культуры / А. М. Максименко. — М.: Физическая культура, 2005. — 342 с.