Искусство русского авангарда: рекламный плакат | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 27. Искусствоведение

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)

Дата публикации: 02.01.2021

Статья просмотрена: 1558 раз

Библиографическое описание:

Францева, А. А. Искусство русского авангарда: рекламный плакат / А. А. Францева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16311/ (дата обращения: 29.04.2024).



В статье рассматривается влияние искусства советского авангарда на плакатную рекламу, освещается деятельность художников, связанных с данным направлением.

Ключевые слова: русский авангард, реклама, конструктивизм, искусство, супрематизм, плакат.

Жизнь человека «замешана» вокруг рекламы. Афиша берет свои истоки еще в наскальных рисунках. Сегодня, проходя по улицам города мимо витрин, остановок, специальных стендов мы ежедневно можем наблюдать сотни вариантов рекламы. Рекламный плакат — один из самых старинных и популярных ее видов печатной рекламы — является многокрасочным, несфальцованным, как правило, односторонним изданием крупного формата [1, c.112].

Плакат имеет особое значение в искусстве русского авангарда: в 20-е годы прошлого столетия он являлся самым массовым видом графического советского искусства, служил одним из средств распространения рекламы, разного рода инструктажа или другой информации, а также выполнял задачи политической агитации. Период, в котором зародился Советский плакат, связан с попытками создания нового общества. Бедность населения, ожидание новой жизни, но в тоже время бурное развитие промышленности и отсутствие строгой цензуры — все это влияет на искусство того времени. Художники ощущают свободу в творчестве, перекраивая устоявшиеся каноны, создают уникально новые революционные течения. В то же время начинало активно развиваться авангардное течение, которое весьма повлияло на развитие плакатного дизайна [2, c.223].

Советский авангард — революционная форма искусства, она основана на отрицании и свержении классических и академических традиций. Театр, кинематография, архитектура, реклама, поэзия — все подверглось переосмыслению художниками-авангардистами. Супрематизм и конструктивизм являлись основными стилями, господствующими в плакатном дизайне того времени.

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший), был основан в 1915 году Казимиром Севериновичем Малевичем, он оказал огромное влияние на всю художественную жизнь России. Это направление в искусстве авангарда выражалось в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний, содержащих в себе некое философское начало. Суть супрематизма заключалась в визуальном поиске философско-логических категорий, последовательностей бытия и универсальных закономерностей. Удивительно, но такие сложные эстетико-философские идеи К. С. Малевича, а также его последователей нашли собственное отражение в таком конкретном и «вещественном» виде презентационного искусства, как политический плакат [3, c. 89].

Эль Лисицкий — одна из важнейших фигур русского авангарда, «Клином красным бей белых» — пропагандистский плакат, созданный им в технике литографии в 1919–1920 годах.

После того, как на историческую сцену возвратились товарные отношения, супрематисты стали предпринимать попытки работать в жанре коммерческой рекламы. Таковыми были эскизы вывесок Н. М. Суэтина — одного из крупнейших супрематистов [4, c. 260].

Подобных работ насчитывается не много, так как супрематизм в чистом его виде был не очень подходящим в качестве создания зрительных образов и интеллектуальной формализации для одной из главенствующих задач того времени — агитации и пропаганды среди широких народных масс.

Фотомонтаж являлся частым средством выражения художественной мысли в двадцатые годы. А фотограмма — снимок, созданный без аппарата методом демонстрации предмета на светочувствительной бумаге — стала качественно новым изобразительным приёмом. Первый опыт создания такой фотограммы Эль Лисицкий получил, создавая серию рекламных плакатов для канцелярской компании «Пеликан» в 1924 году.

Конструктивизм как направление в изобразительном искусстве, фотографии и архитектуре, зародился в 1915 году. Конструктивизм стал господствующим направлением в плакатах советской рекламы во времена НЭПа. Документальность, контрастное сочетание цветов, взаимодействие текста и графики выразительными и экономными средствами, метрический повтор элементов, создающий эффект конструктивной объемности — были главными отличиями рекламной продукции того периода [5, c. 306].

Одной ярчайших фигур конструктивизма был Александр Родченко. Через рекламу, книжные обложки, афиши и иллюстрации Родченко внес небывалый вклад в полиграфический конструктивизм. Будучи передовым художником, он уже выполнял работы по оформлению рекламного плаката, когда он начал сотрудничество с Маяковским. В 1923 году создается творческое объединение под названием «Реклам-конструктор Маяковский — Родченко». Оно создавало уникальные, яркие рекламные образы, ставшими произведениями искусства эпохи СССР.

Однако цензура двадцатого века не щадила ни одну из сфер жизни советского народа. Даже работа художников проходила под контролем и ограничивалась жесткими рамками. Особенно следили за деятельностью рекламных дизайнеров, право на продажу своих творений имели только крупные официальные госкомпании.

C развитием НЭПа изменения происходили в сфере экономики, преображалась торговая реклама. Рекламные плакаты, выполненные Родченко и Маяковским для изделий Резинотреста являются одними из самых известнейших примеров советской конструктивистской рекламы. Художники отказались от стандартного языка фигуративности, они создавали необходимые образы, с помощью простейших геометризированных элементов.

Шрифт был одним из главных инструментов дизайнера, с помощью него в композиции выражались самые общие, лишенные зримых черт, особенности предмета или явления. В шрифтовом оформлении плакатов в то время существовали идеи выражения конкретных свойств и раскрытия через надписи самых общих представлений.

Наглядность плаката являлась одной из важнейших его черт, так как большая часть трудящегося населения была малограмотной. Простота, «вещественность» и конкретность понятия упрощала восприятие народом.

Отмечалось, что Родченко «научил весь Союз поразительному вмонтированию фотографий, чем двинул далеко вперед плакат».

Во времена своего расцвета русский авангард показал неслыханные возможности человеческого гения. Русский авангард обогатил русскую культуру и стал предтечей современного искусства и акционизма.

Литература:

  1. Агитация искусством. Книга-альбом. Сост.: Шмитков Д., Зверев В. А., Авт. текста Шумков В. П. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 112 с.
  2. Бабурина Н. И. Русский рекламный плакат, — М.: «Контакт-культура» 2001. 223 с.
  3. Волков-Ланнит Л. Ф. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. М.: Искусство. — 1968. — C. 21–26, 89.
  4. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. — М.: «Рус Партнер ЛТД», 1994. — 260 с.
  5. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Проспект Пресс. — 2000. — C. 306–307.