Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)

Дата публикации: 31.12.2020

Статья просмотрена: 3568 раз

Библиографическое описание:

Федотовских, Д. Я. Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию / Д. Я. Федотовских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16305/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья посвящена обзору исследований психологического благополучия. Излагаются современные представления о психологическом благополучии. Проблема психологического благополучия актуальна на современном этапе развития общества, поскольку переживание человеком состояния собственного благополучия является основой его успешного функционирования в обществе. Изучение проблемы психологического благополучия имеет глубокие корни в философии, психологии, социологии и других науках.

Ключевые слова: благополучие, психологическое благополучие, проблемы благополучия, факторы психологического благополучия, субъективное благополучие.

Сегодня такое выражение, как психологическое благополучие, часто используется как в отечественной, так и в зарубежной психологии для лучшего понимания состояния человека в призме взаимосвязи его психических, физиологических и многих других факторов.

Само слово «благополучие» достаточно широко представлено, и в науке, и в повседневном сознании людей. Однако, в то же время, само словосочетание, «психологическое благополучие» личности вошло в аппарат психологической науки относительно недавно, и в современной психологии нет общепринятого определения. Его сложно дать в силу семантической неопределенности словосочетания «психологическое благополучие» личности, что всегда будет подразумевать определенную долю субъективизма, в зависимости от того, кто апеллирует данной формулировкой. Благополучие воспринимается как многоступенчатая конструкция, со сложным механизмом взаимодействия таких факторов, как: социальных, культурных, экономических, психологических, физических, а также духовных. В рамках психологии, и с учетом жизненного опыта, быть психологически благополучным, означает быть счастливым, успешным, удовлетворенным настоящим, одним словом, жить в гармонии с собой.

В психологических исследованиях можно найти перекликающиеся понятия «субъективное благополучие», «удовлетворенность настоящим», «счастье», «психологическое благополучие», «оптимизм», их можно определить, как синонимы. Я склонна согласиться в данном вопросе с исследователями, которые считают эти концепции близкими, но не идентичными.

Сам феномен психологического благополучия был определен в исследованиях Н. Брэдбурна. Он представляет термин «психологическое благополучие» и отождествляет его с субъективным чувством счастья и общего удовлетворения в жизни. Более того, сам автор ссылается на аристотелевское описание концепции «эвдемонии» как отражающей сущность психологического благополучия. Н. Брэдбурн отмечает, что он не включает в свою концепцию психологического благополучия ряд других широко используемых тезисов, таких как самоактуализация, самооценка, автономия, но в то же время исследователь отмечает, что эти понятия могут иметь области взаимного пересечения. [1]

Труды Э. Динера внесли существенный вклад в осознание феномена психологического благополучия. Он ввел понятие «субъективное благополучие». Фактически, определение данного понятия приближенно к той трактовке «психологическое благополучие», которая обозначена в концепции Н. Брэдбурна. Субъективное благополучие, по мнению автора, составляют три компонента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти компоненты составляют «субъективное благополучие». Здесь рассматривается когнитивная (интеллектуальная удовлетворенность в сферах жизни) и эмоциональная (наличие плохого-хорошего настроения) сторона принятия себя. Э. Динер считает, что большинство людей так или иначе судят о том, что с ними происходит, по принципу «хорошо — плохо», но такая интеллектуальная оценка всегда имеет соответствующую окраску эмоции. [3]

Социально-экономические факторы — важная часть психологического благополучия, но иногда они могут отсутствовать. Если подробно говорить о внешних факторах, то уровень доходов не имеет линейной зависимости от психологического благополучия, поскольку он определяется удовлетворением основных потребностей. Можно вывести формулу психологического благополучия: взаимодействие с другими людьми + активная социальная деятельность = увеличение показателей психологического благополучия и также положительная динамика социальных контактов.

Если же мы будем рассматривать психологическое благополучие в более узкой форме, как удовлетворение субъективно важных областей деятельности и поведения, то возможно, что его высшей формой станет самоактуализация.

При изучении индивидуальных внутренних психологических характеристик психологического благополучия респондентов было установлено, что оно связано с преобладанием положительных эмоций и высокой степенью удовлетворенности жизнью, эмоциональной стабильностью, отсутствием тревожности от эмоциональных проблем, энтузиазмом, самоконтролем, любовью к себе, преобладание позитивных мыслей и позитивного отношения к окружающему миру, к нашему прошлому, настоящему и будущему [2].

В трудах Минюровой С. А., Заусенко И. В. было выявлено, что личные качества, присущие человеку, характеризуют его стремление к личному развитию и служат личными детерминантами психологического благополучия. Те качества человека, которые отвечают за психологическое благополучие, являются определяющими мотиваторами, которые связывают отношение человека к себе и его стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию.

По мнению Д. А. Леонтьева, благополучие определяется смыслом жизни: например, гедонистический образ жизни, основанный на стремлении к счастью и удовольствиям, является тупиком с точки зрения поиска и осознания смысла жизни и, следовательно, благополучия.

Уровень тревожности, который также относится к понятию «эмоциональная нестабильность» или в более запущенной форме «невротизм», является одним из наиболее изученных терминов психологического благополучия.

Многочисленные исследования, проведенные в рамках эвдемонического подхода к оценке психологического благополучия, подтверждают существование таких концептов, как «смысл жизни» и «личностный рост».

Основываясь на существенной разнице между гедонией и эвдемонией, К. Рифф разработал модель психологического благополучия, постулируя: 1) психологическое благополучие — это непрерывный личностный рост и полноценная ценность жизни; 2) эвдемоническое благополучие — следствие эффективной саморегуляции различных психологических и физиологических систем.

Изучая проблему психологического благополучия, можно выделить две позиции: внутреннюю, которая связана с самосознанием, особенностями личности и внешнюю, которая связана с возможностью повышения уровня благополучия. Анализ данных позиций приводит к выводу, что достижение психологического благополучия происходит в результате воздействия различных факторов. Большинство ученых (М. Аргайл, Э. Динер, Р. Эммонс, Джидарьян И. А., Л. В. Куликов, М. В. Соколова и др.) выделяют объективные и субъективные факторы, влияющие на психологическое благополучие.

На мой взгляд, для анализа проблемы психологического благополучия большую значимость играют понятия свойства личности, отношения личности к себе и окружающему миру.

Психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в сфере взаимодействия на уровне «человек-среда».

Можно предположить, что уровень психологического благополучия будет соответствовать удовлетворению потребностей на разных уровнях: жизненных (биологических) потребностей; социальные потребности, которые будут включать в себя желание принадлежать к определенной социальной группе (сообществу) и занимать в ней свое место. Пользоваться привязанностью и вниманием других, быть объектами их уважения и любви.

Данное построение согласуется с концепцией А. Маслоу, который предполагает, что степень самореализации личности соответствует иерархической структуре сферы потребности. Оно основано на биологических потребностях человека, поэтому психофизиологические, социальные, и высшие позиции занимают так называемые «метапотребности».

Для понимания субъективного благополучия важно, что теория А. Маслоу подчеркивает «переход» от одной потребности к другой в результате удовлетворения первой.

Таким образом, психологическое в которой необходимо выделить когнитивную и эмоциональную составляющие. Кроме того, психологическое благополучие есть результирующая реального успеха поведения и деятельности, удовлетворенности межличностными отношениями и общением.

Проблема психологического благополучия все чаще становится предметом исследований психологов. Это связано с острой необходимостью в науке и психологической практике определить, что является основой внутреннего баланса личности, из чего она состоит, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в ее основе. Как она участвует в регуляции поведения, насколько это возможно помочь личности в решении проблемы благополучия.

Литература:

  1. Идобаева О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 351. — С.128–133
  2. Кузнецова С. С., Осин Е. Н. Представления о счастливой и осмысленной жизни: связаны ли они с психологическим благополучием? // В кн.: Парадигма: философско-культурологический альманах / Отв. ред.: Н. Х. Орлова; под общ. ред.: М. С. Уваров. Вып. 19. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2012. С. 179–188
  3. Павлоцкая Я. И. Социально-психологический анализ уровней и типов благополучия личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-analiz-urovney-i-tipovblagopoluchiya-lichnosti (дата обращения: 11.10.2020).