Причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Сычева, А. В. Причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок / А. В. Сычева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16212/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются причины и условия коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок, обусловленные несовершенством законодательства. В результате анализа изменений, внесенных в законодательство о контрактной системе в сфере закупок, сформулированы предложения по его совершенствованию в направлении противодействия коррупционным проявлениям.

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, коррупционное преступление, причины, условия, государственный контроль и надзор, национальные проекты, контракт.

The article deals with the causes and conditions of corruption crimes in the sphere of state and municipal procurement caused by imperfection of legislation. As a result of the analysis of changes made to the legislation on the contract system in the field of procurement, proposals are formulated for its improvement in the direction of countering corruption.

Keywords: state and municipal procurement, corruption crime, reasons, conditions, state control and supervision, national projects, contract.

Одной из самых острых и широкомасштабных проблем в современной России выступает коррупция. Ее многочисленные проявления, выраженные в виде преступлений и других правонарушений, наносят ущерб росту экономики, социальной стабильности страны, существенно уменьшают поступления в бюджеты различных уровней, снижают уровень жизни населения, негативно влияют на степень доверия населения к органам власти и представителям социальных и финансовых структур.

Коррупция активно проникает во все сферы общественной жизни. Однако наиболее благоприятная почва для развития коррупционных проявлений возникает в сферах, связанных с оборотом финансов и материальных ценностей. Это обусловлено самой сущностью коррупции, подразумевающей корыстную или иную личную заинтересованность лиц, совершающих коррупционные преступления.

Сфера осуществления государственных и муниципальных закупок, несмотря на довольно подробную законодательную регламентацию, не обходится без совершения громких резонансных преступлений.

Так, было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего руководителя администрации главы Хакасии Владимира Бызова по факту хищения бюджетных средств, выделенных для осуществления закупки медицинских товаров учреждениям здравоохранения (аукционы в интересах конкретных коммерческих организаций), в том числе и управлением капитального строительства. Приговором суда ему был определен срок лишения свободы на 16 лет с одновременной уплатой штрафа в размере 85 миллионов рублей [5].

Фигурантом еще одного уголовного дела стал бывший руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница) Дмитрий Безделов, экстрадированный из Италии в связи с обвинением в преступлении, совершенном в рассматриваемой сфере. Он определял победителя на строительство (подконтрольную ему строительную организацию) пунктов пропуска через госграницу и осуществлял последующее заключение государственного контракта. Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации был доказан сговор Росграницы с застройщиком, а Следственный департамент МВД расследовал уголовное дело, участникам преступной группы были вынесены обвинительные приговоры [4].

Указанные факты коррупционных преступлений наглядно свидетельствуют о наличии существенных причин и условий их совершения в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок.

В связи с этим представляет интерес анализ этих причин и условий, связанных, прежде всего, с несовершенством нормативного регулирования осуществления государственных и муниципальных закупок.

В настоящее время происходит непрерывный процесс обновления законодательства в сфере закупочной деятельности в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и развития конкуренции. С момента вступления в силу федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было принято более 50 федеральных законов о внесении в него изменений, которые затронули порядка 50 % его статей. С одной стороны, данные изменения позволили повысить уровень эффективности закупок, в то же время, с другой стороны, не обеспечили в полной мере пресечение коррупционных злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок [1].

Недостаточным является правовое регулирование в части возможности осуществления полного контроля всего жизненного цикла контракта. Невозможно эффективно ликвидировать все недостатки в целях снижения уровня коррупционной составляющей: например, в части контрактов, имеющих цену свыше 25 млн. рублей, целесообразно предусмотреть возможность промежуточной оплаты — по факту выполненных работ. Зачастую заказчики, преследуя в качестве цели выбор добросовестного подрядчика, ставят возможность осуществления оплаты по контракту только при выполнении 98 % всех предусмотренных проектной документацией работ. Для исполнителя работ в рамках заявленной цены контракта и собственных финансовых возможностей осуществить выполнение данного условия зачастую не представляется возможным без привлечения субподрядчиков, которые в большинстве случаев являются аффилированными организациями, что уже предполагает коррупционную направленность в рамках исполнения предусмотренных контрактом обязательств [2, с. 5].

Воздействие на указанные причины и условия представляется возможным посредством усиления контроля за расходованием бюджетных средств и повышения прозрачности осуществления государственных и муниципальных закупок, для чего следует внести в действующее законодательство следующие изменения:

  1. Проработать вопрос о введении института для определения себестоимости товара/работы/услуги. Цель данного предложения заключается в снижении до минимально возможного количества коррупционных правонарушений, связанных со сговором заказчика и уже «найденного» потенциального подрядчика [3, с. 198].
  2. Уточнить обязанности заказчика по контролю за исполнением условий государственных контрактов, для чего в Федеральном законе № 44-ФЗ закрепить обязанность заказчика по обращению в суд за взысканием сумм неустоек, пени и штрафов за нарушение контрагентом обязательств;
  3. Сконцентрировать полномочия правового регулирования в конкретном органе исполнительной власти. В настоящее время указанным полномочием наделены Министерство финансов России, Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития России, следствием чего является большой объем методического обеспечения в виде разъяснений, уточнений, инструкций по одному предмету регулирования — осуществлению государственных и муниципальных закупок [6].

Указанные изменения будут способствовать повышению эффективности противодействия коррупционным проявлениям в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок, поскольку смогут устранить или, как минимум, снизить влияние рассмотренных выше причин и условий на злоупотребления в рассматриваемой сфере.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.04.2020 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации от 08.04.2013 № 14 ст. 1652.
  2. Арсентьева Ю. Е. Проблемы правового регулирования государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации // Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей. Материалы XIII Всероссийской молодежной научно-практической конференции. под ред. И. А. Шаралдаевой. 2019. С. 3–6.
  3. Атарщикова Е. Н. Правовое регулирование государственных закупок в Российской Федерации // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2019. Т. 5. № 2. С. 196–199.
  4. Уголовное дело в отношении бывшего руководителя Росграницы Дмитрия Безделова [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://tass.ru/info/4852524 (дата обращения: 20.11.2020).
  5. В Хакасии создавший ОПГ чиновник осужден на 16 лет [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rg.ru/2020/10/05/reg-sibfo/v-hakasii-sozdavshij-opg-chinovnik-osuzhden-na-16-let.html (дата обращения: 20.11.2020).
  6. Паулов П.А., Радица М.Д. Основные проблемы в области правового регулирования государственных закупок, возможные пути их решения // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2020. № 18. С. 119