Восприятие речи как предмет изучения психолингвистики и причины его искажения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 28.11.2020

Статья просмотрена: 1446 раз

Библиографическое описание:

Паразян, К. А. Восприятие речи как предмет изучения психолингвистики и причины его искажения / К. А. Паразян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 45-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16205/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье описано восприятие речи с точки зрения психолингвистики, рассказано о причинах его искажения и особенностях восприятия в контексте этой науки на конкретных примерах.

Ключевые слова : восприятие, речь, психолингвистика, патопсихолингвистика, психосемантика.

Большинство информации нами передаётся и воспринимается в процессе вербальной коммуникации. В большинстве психолингвистических школ процессы порождения и восприятия речевых высказываний рассматриваются как основной предмет исследования психолингвистики. Процесс порождения речи (на примере модели Ч. Осгуда) выглядит следующим образом: имеется некоторый отправитель; у отправителя имеется некоторое сообщение (1); отправитель, чтобы передать это сообщение, использует передатчик; этот передатчик преобразовывает (кодирует) сообщение в сигнал и передаёт по каналу связи. Пройдя по каналу связи, сигнал поступает в приёмник. Получатель с помощью кода преобразует (декодирует) сигнал в сообщение (2). В канале связи могут возникнуть помехи (шумы), которые искажают сообщение. Помехи представляют из себя любое вмешательство в процесс коммуникации, искажающее смысл сообщения. Поэтому сообщение (1) и сообщение (2) могут отличаться друг от друга [1].

Несмотря на многовековую историю применения и развития, речь не позволяет в точности передать мысль говорящего, что порождает, с одной стороны, сложности понимания, а с другой — способы воздействия на слушающего путём манипуляций с его системами восприятия, поэтому задача познания соотношения языка и человеческого мозга не теряет своей актуальности. Как будет воспринято передаваемое сообщение —принципиально важно для всех сфер жизни общества, ведь именно это позволяет удовлетворять социальные потребности человека или группы людей.

Восприятие в широком смысле — это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Оно включает в себя рецепцию слышимых или видимых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представлений об их значении. Восприятие тем самым разворачивается на двух ступенях — собственно восприятие и понимание. Восприятие речи в контексте психолингвистики представляет собой процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. На него значительно влияют факторы, искажающие значение сообщения. Они могут быть различны. Могут создаваться либо специально, как продукт воздействия на сознание, передающим, либо по независящим от него обстоятельствам (к примеру, при речевых нарушениях).

А. А. Леонтьев отмечает, что мы можем воспринимать как целое предметный мир только при условии, что в нём есть что-то постоянное: опорные элементы, отображённые в нашем сознании в виде образов «низшего порядка» — образов предметов и ситуаций, константных по сравнению с образом мира [2]. Согласно психолингвистической теории понимания речи, на результат восприятия слова оказывают влияние его эмоциональность и оценочность. Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом.

На этой особенности основано, производится создание «искусственных языков», которое осуществляется с учётом двух факторов: первый — денотация, второй — учёт коннотации, т. е. ассоциации, которые вызывает произнесение или прочтение слова. К примеру, с 1965 г. военные действия во Вьетнаме назывались в прессе США «программа умиротворения». Важное место занимали слова «сдержанность», «умиротворение». Помимо этого, ключевым понятием было словосочетание «защитная реакция». Из языка СМИ были исключены все слова, вызывающие отрицательные ассоциации: война, наступление, оружие по уничтожению живой силы. Вместо них были введены слова нейтральные: конфликт, операция, устройство [3].

Помимо прямого соотношения с опытом, как приёма воздействия на восприятие, психосемантика, как раздел психолингвистики, выделяет другие приёмы: эмоциональное воздействие на слушающего, псевдологика, психофизиологические приёмы.

В своем прикладном аспекте психолингвистика может быть связана практически со всеми прикладными областями психологии, ведь существует более 100 типов непроизвольных ошибок восприятия информации.

Примером эмоционального воздействия может служить инструмент политического языка — это ярлыки, которые «навешиваются» политическим противникам. Так в период холодной войны Р. Рейган по отношению к СССР употребил ярлык «империя зла».

Проявление псевдологики можно продемонстрировать на процессе повторения. Ассоциируя зачастую разрозненные утверждения и идеи, повторение создаёт видимость логической цепочки: к примеру, в целях пропаганды нацистами применялась особая конструкция фразы с однообразным повторением не связанных между собой частей сообщения.

Недаром Р. Никсон во время одного из своих выступлений сказал, что считает 1 доллар, вложенный в пропаганду и информацию, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в создание систем оружия. Значимость подобных манипуляций в политической сфере огромна, но это не единственная сфера общественной жизни для их применения.

В рекламе также активно используются приёмы псевдологики. Например, в телерекламе нет прямого призыва покупать, но демонстрируется процесс непрерывного потребления. Усиленно внушается, что простое обладание товаром сделает вашу жизнь счастливой, создаст ощущение праздника — в противоположность серым повседневным будням. Акцентируется внимание на том, что обладание рекламируемым товаром дает социальное преимущество над другими людьми в самых разнообразных жизненных ситуациях, а отсутствие этих товаров дает обратный эффект. В рекламном тексте используются трюизмы — «все знают, что…», «всем известно, что…», «все родители любят своих детей…», «все женщины покупают это…». Строится ложная причинно-следственная связь: реклама связывает явление и следствие, которые в действительности никак не соотносятся друг с другом. Либо же напрямую строится искусственная причинно-следственная связь между явлениями, которые не имеют ничего общего (крепкий чай для крепкой семьи).

Психофизиологические приёмы используются в рекламе для снижения критики восприятия. Популярен приём информационной перегрузки: фоновая песня и голос диктора, шум за кадром, звуковое сопровождение из двух или трёх голосов одновременно. Может использоваться установка психологического якоря: другой товар — хуже нашего (к примеру, постановочное сравнение двух стиральных порошков).

Искажение смысла не всегда бывает связано с волей говорящего. Такой раздел психолингвистики, как патопсихолингвистика занимается изучением случаев, в которых искажения в восприятии речи возникают против воли участников коммуникации.

К речевой патологии, изучаемой патопсихолингвистикой, относят речевые нарушения, вызванные локальными поражениями мозга — афазиями. Они представляют собой расстройства управления речевым процессом, возникают при поражении разных уровней организации речи, связаны с состоянием других психических процессов, а также с эмоционально-волевой сферой личности.

Сенсорная афазия — следствие поражения зоны Вернике. В тяжёлых случаях родная речь воспринимается человеком как иностранная или шум.

Семантическая афазия связана с поражением теменно-затылочной области левого полушария. Человеку становится сложно понимать лексико-грамматические конструкции, для него становится невозможным связать воедино детали сообщения, больной не понимает некоторых пространственных, сравнительных отношений, временные и пространственные конструкции.

В заключение следует сказать, что человеческая речь основана на образах: непосредственно отражаемых в сознании предметах, отношениях и качествах, которые передаются в процессе коммуникации. Их выражение воспринимается слушающим и в свою очередь порождает новые образы, в различной степени и по различным причинам отличающиеся от передаваемых изначально, ведь в отличие от значения слова, личностный смысл субъективен.

Литература:

  1. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
  2. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Век XXI. — М.: ТД Алгоритм, 2015. — 528 с.
  4. Глухов В. П., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. — М.: АСТ, 2007. — 223 с.
  5. Киселев М. В. Психологические аспекты пропаганды: реферат. — М., 2003.
  6. Ментальная инженерия: Психосемантика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mental-engineering.com/p/blog-page_6061.html
  7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
  8. Репина Н. В., Воронцов Д. В., Юматова И. И. Основы клинической психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 480 с.

Ключевые слова

речь, восприятие, психолингвистика, патопсихолингвистика, психосемантика