Чжэн Хэ — забытый «Колумб» Поднебесной | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петров, Р. С. Чжэн Хэ — забытый «Колумб» Поднебесной / Р. С. Петров. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16172/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассмотрена история экспедиции китайской флотилии под предводительством адмирала Чжэн Хэ, почти на столетие опередившей Великие географические открытия, но сопоставимой с ними по масштабу.

Ключевые слова: Чжэн Хэ, Китай, экспедиция, мореплаватель, путешествие, флотилия, адмирал, династия Мин, флот.

Сегодня практически все знают об известном мореплавателе Христофоре Колумбе, о тех открытиях, которые он сделал во время своих путешествий. Между тем, мало кому известно имя адмирала Чжэн Хэ, который возглавлял огромную флотилию Китайской империи во времена правления Сына Неба Чэн-цзу.

Фигура Чжэн Хэ и его путешествия привлекают внимание исследователей потому, что они стали важным моментом в истории империи Мин. Благодаря этим походам, империя значительно расширила свое влияние в Индии, Персидском заливе и даже на Африканском континенте. Кроме того, это были первые в мировой истории морские исследования такого масштаба, которые более чем на 70 лет опередили эпоху Великих географических открытий на Европейском континенте.

Весьма спорным является вопрос, о причинах, заставивших императора Чэн-цзу снарядить эту военно-морскую экспедицию и создать огромный по своим масштабам флот. Исследователи выдвигали различные версии относительно целей, которые были поставлены перед флотилией. По мнению некоторых, Чжэн Хэ являлся первопроходцем как Кук или Колумб. Другие утверждают, что целью экспедиций был поиск будущих колоний для Империи, свидетельством чему являются размеры флотилии. Третьи рассматривают морские походы Чжэн Хэ как торговые предприятия, а хорошо вооруженные корабли с большим количеством солдат призваны были обеспечить военное прикрытие на случай возникновения неприятностей. Противники последней версии, не соглашаясь с ней, отмечают, что к тому моменту, как флот Чжэн Хэ отправился в путь, Китай вел достаточно оживленную торговлю с Индией, Индокитаем, Японией, Корейским полуостровом и Аравией. Таким образом, развитие торговых связей не могло быть основанием для похода. Помимо этого, жители Китая достаточно свободно расселялись на соседних территориях, создавали там свои диаспоры, а потому создавать колонии не было необходимости.

Известный же российский китаевед А. Бокшанин в своем труде «Китай и страны Южный морей» высказал предположение о том, что целью путешествия был поиск союзников для оказания отпора монгольскому хану Тамерлану, поскольку в эпоху Мин отношения между монголами и Китаем были достаточно напряженными [2, c. 94]. Однако, по мнению ряда исследователей, данная версия является несостоятельной. Дело в том, что к моменту организации похода наблюдается спад напряженности. Кроме того, сам Тамерлан умер в 1405 г., в тот год, когда корабли армады Чжэн Хэ тронулись в путь.

Сегодня многие историки сходятся во мнении о том, что целью экспедиции было получение признания со стороны соседних государств молодой династии Мин в лице Чэн-цзу, поскольку последний взошел на трон, отобрав это право у своего племянника Чжу Юньвэня. Необходимость в признании была обусловлена распространяющимися слухами о том, что Чжу Юньвэня выжил во время пожара во дворце. Он сбежал, скрылся за пределами Китая и был занят поиском союзников, для того чтобы вернуть принадлежащий ему по праву трон. Таким образом, отправляя в плавание внушительных размеров флот, император рассчитывал, что продемонстрирует своим соседям мощь Поднебесной, и если слухи все-таки верны, и его племянник жив, то у него не получится найти себе союзников.

Однако это была не единственная цель экспедиции. Поход должен был способствовать оживлению торговых связей Китая с соседями, которая пошла на спад в ходе политики самоизоляции, проводимой предшественником Чэн-цзу. Видел император в этой экспедиции и возможность пополнить свою казну, поскольку внешняя торговля сулила немалую прибыль, а сухопутные пути стали небезопасны, а некоторые из них вообще недоступны в результате нашествия монголов.

По приказу Чэн-цзу была создана целая флотилия, которая включала порядка 300 кораблей. Согласно археологическими данными, некоторые из этих кораблей в длину могли достигать 138 метров, а в ширину — 55. Размеры же флагманского корабля были еще более внушительными. Это был девятимачтовый корабль длиной в 150 м. К примеру, судно, на котором Христофор Колумб отправился бороздить океанские просторы, в длину достигало 30 м., а в ширину — 8. Это притом, что построено оно было спустя 70 лет. [1, с. 130]

Первая экспедиция, согласно данным, зафиксированным в хронике «Тай-цзуна», отправилась в путь 11 июля 1405 г. В путь отправились 255 дожонок, которые вмещали более 27 тыс. человек. Возглавил экспедицию сановник императора, евнух по имени Чжэн Хэ.

Чжэн Хэ (Мань Санбхо), родившийся в 1371 г. в провинции Юньнань, в возрасте 13 лет был захвачен в плен армией императора. В силу того, что по происхождению мальчик являлся представителем рода Юань монгольской династии, которая возглавляла провинцию Юньнань в XIII веке, его подвергли процедуре оскопления и сделали евнухом при императорском дворе. Постепенно он стал доверенным лицом императора Чэн-цзу, а позже возглавил «золотой императорский флот».

Под предводительством адмирала Чжэн Хэ было совершено целых семь морских экспедиций, которые проходили в период с 1405 по 1435 годы. Все морские походы адмирала начинались с вод Южно-Китайского моря. Далее корабли переплывали Индийский океан, двигаясь в направлении Цейлона и южного Индостана.

Во время первой экспедиции китайские мореплаватели посетили государство Тямпа. Это одно из двух государств, образованных на территории современного Вьетнама. Тямпа и Дайвьет находились в состоянии постоянной конфронтации, одновременно Дайвьет враждовал с Китайской империей. Во время посещения Тямпы Чжэн Хэ смог достичь соглашения о союзе против Дайвьета.

Следующими на пути флотилии Чжэн Хэ были Ява и султанат Палембанг, расположенный на Суматре. Далее флот двинулся к берегам Южной Индии. Миновав Бенгальский залив, мореплаватели добрались до Цейлона, а оттуда их путь лежал в город-государство Каликут. Прибывшая сюда китайская флотилия была благосклонно встречена местным правителем, который покровительствовал развитию морской торговли. Китайским мореплавателям удалось не только продать весь товар, бывший у них на кораблях, но и купить здесь разнообразные товары, которые они и доставили домой.

Первый поход Чжэн Хэ нельзя назвать полностью спокойным. Дело в том, что по дороге домой его флотилия встретилась с пиратами, которых возглавлял Чэнь Цзуи. Между ними завязался бой, Чжэн Хэ не только вышел из него победителем, но и захватила Чэнь Цзуи в плен, последний был казнен в Нанкине.

Одновременно с флотилией в Китайскую империю прибыли посланники из различных государств: Малакки, Суматры, Килона, Калитута и др., которые засвидетельствовали правителю Поднебесной свое почтение и преподнесли ему богатые дары.

Вторая экспедиция отправилась в путь где-то в конце 1407 — начале 1408 гг. Корабли должны были доставить иностранных посланников на родину, в связи с этим маршрут второго похода был идентичен первому. Экспедиция носила чисто политический характер. При поддержке китайских посланников в Каликуте был избран новый правитель Мана Вирканам. Также они вмешались в конфликт между кхмерами и сиамцами. Вернулась флотилия в Китай в 1408 г.

Новый, третий по счету, поход начался уже на следующий год. Согласно историческим источникам, в путь отправилось только 48 судов. Курс пролегал через Тямпу, Темасек (сегодня это Сингапур) в Малакку, где Чжэн Хэ подтвердил признание суверенитета султаната Парамешвара Китайской империей и, соответственно, гарантировал поддержку его власти здесь. Далее армада двинулась в султанат Самудра-Пасай, а оттуда на Шри-Ланку. Подтверждением того, что китайские мореплаватели посетили Шри-Ланку, является обнаруженная археологами в 1911 г. стела близ города Галле. Здесь, хоть и не сразу, китайцам также удалось утвердить свое влияние. Заглянул флот Чжэн Хэ в Килон, Кочин и Каликут, а в 1411 г. прибыл в Нанкин.

Первые три экспедиции позволили Китаю не только наладить торговые отношения, но и получить признание в качестве сюзерена со стороны многих государств южной Индии и юго-восточной Азии. В связи с этим, стратегическим направлением четвертого (1413–1415 гг.), пятого (1416–1419 гг.) и шестого (20-е годы XV в.) походов стали Персидский залив, Аравия и Африка. Несмотря на то, что эти территории были знакомы китайцам, но систематического их изучения не проводилось. Флот, состоящий из 63 судов и более чем 28 тыс. человек, отправился в путь в 1413 г. Экспедиция продлилась два года.

Во время своих плаваний китайским мореплавателям удалось посетить примерно около полусотни стран, по отдельным данным их число достигает 60. Исследователи составляли не только подробные карты своих путешествий (это позволяет предполагать, что эти карты были использованы европейцами в эпоху Великих географических открытий), но и описывали города, которые посетили (политическое устройство, климатические условия, местные обычаи и традиции, и даже легенды).

Приемник Чэн-цзу, Сюань-цзу во многом продолжал начинания своего деда. Он покровительствовал наукам, помогал своим подданным, которые пострадали в результате стихийных бедствий, снижая налоги, вел борьбу с коррупцией. А в начале 1432 года снарядил новую, седьмую, морскую экспедицию, которую, как и предыдущие шесть, было поручено возглавить Чжэн Хэ. Во время экспедиции планировалось обновить взаимоотношения с государствами, которые платили дань в казну императора Поднебесной, установить здесь мир и спокойствие, а также расширить свое влияние дальше, добравшись до Аравийского полуострова и северо-восточной Африки. Поставленные цели были достигнуты. Флотилия Чжэн Хэ, начав свое путешествие традиционно в водах Южно-Китайского моря, не только преодолела свой традиционный путь, но и достигла берегов Персидского залива, побывала в Красном море и достигла побережья восточной Африки, где побывала в Могадишо (город, который на сегодняшний день является столицей Сомали). По некоторым данным, флотилия смогла достичь Занзибара, китайские мореплаватели смогли посетить Малиндию (территория современной Кении). Однако во время похода императорский адмирал умер [3, c. 118].

Между тем, ситуация в стране коренным образом изменилась. К моменту возвращения флота на родину умирает император Сюань-цзу. Его старший сын Ин-цзун, взошедший на престол в шестилетнем возрасте, полностью попал под влияние своего учителя-евнуха, который практически управлял государством. Во время правления Ин-цзуна частым явлением становятся восстания (подданные были недовольны налоговым бременем и обязанностью участвовать в принудительных строительных работах), усугубилась ситуация и тем, что, начиная с 1435 г., отдельные регионы Китайской империи страдали от засухи. Весьма напряженной оказалась и внешняя обстановка: обострилась внешняя угроза со стороны монголов, была начата война против бирманского племени, требовавшая колоссальных денежных затрат. В этих условиях императоры Поднебесной не просто вынуждены были отказаться от новых морских компаний, но и забыли на достаточно продолжительное время о морских экспедициях под руководством Чжэн Хэ. Только хроники династии Мин сохранили данные о них [4].

Путешествия Чжэн Хэ стали значительной вехой в истории Китая. Они способствовали экономическому и культурному развитию страны, поскольку Чжэн Хэ во время своих походов не только налаживал торговые связи и устанавливал дипломатические отношения с соседями, но и возвращался на родину с трюмами, полными дани, а также подробнейшим образом фиксировал всю информацию о странах, в которых побывал.

Литература:

  1. Андрей Булгак Великие тайны и загадки от древнейших времён до наших дней / Булгак Андрей. — Тверь: Белфакс, 2008. — 263 c. — Текст: непосредственный.
  2. Волков А. Семь плаваний адмирала Чжэн Хэ //Исторический журнал. — 2014. — №. 10.
  3. Кравчевский И. В. Путешествия адмирала Чжэн Хэ (1405–1433) //Студенческое сообщество и современная наука. — 2019. — С. 114–119.
  4. Шисыр И. С. Предания о знаменитых исторических деятелях Китая: Чжэн Хэ //Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. — 2016. — №. 4. — С. 103–108.

Ключевые слова

путешествие, Китай, экспедиция, адмирал, флот, Чжэн Хэ, мореплаватель, флотилия, династия Мин