Педагогика и психология в современном мире. Психологический аспект урока английского языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шумская, О. А. Педагогика и психология в современном мире. Психологический аспект урока английского языка / О. А. Шумская, И. Г. Придворева, Е. Г. Татарникова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16107/ (дата обращения: 03.05.2024).



В современном обучении английскому языку существуют различные методы, но эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока. Насколько учитель может организовать психологическое общение с обучающимися, мотивировать их на изучение английскому языку.

Как для учителя, так и для учеников урок интересен только тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Урок, который имеет непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека. Сегодня школа учит учиться, a учитель обучает способам творческой деятельности. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик теперь сам участвует в постановке целей и задач каждого урока, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, участвует в оценивании своей деятельности и деятельности своих одноклассников. Именно психологический компонент деятельности является главным, определяет эмоциональный тон урока. [1, c. 31] Оптимального результата не достигается если не учтены особенности коллектива, взаимоотношения между учащимися, личностно-индивидуальные психологические особенности учащихся. Чтобы правильно строить отношения с учениками учителю важно понять психологию каждого ребенка, стараться понять их своеобразие и интересы. Если учитель не может построить правильные взаимоотношения с учениками это нарушает познавательную деятельность, мешает раскрытию творческих особенностей ученика [2, c. 13]. Поэтому, мы считаем, что одна из основных педагогических задача учителя английского языка — это организация благоприятных условий для успешных учебных действий на уроке. Требования к современному уроку заключается в том, чтобы вся учебная деятельность строилась на основе системно-деятельного подхода. Целью которого является развитие личности каждого обучающегося, на основе освоения универсальных способов деятельности. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Поэтому важно определить следующие требования к современному уроку английского языка:

– формирование цели урока

– определение содержание урока в соответствии с требованием учебной программа и уровнем подготовки учащихся

– прогнозирование умений и навыков как на всех этапах его уроках

– урок должен быть проблемным и развивающим

– учитель организует и направляет учеников на сотрудничество с учителем и учениками

– учитель создает условия успешного обучения обучающихся [8, c. 21].

Как же подготовить современный урок? Для того, чтобы уровень подготовки урока был достаточно высоким, нужно, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его произведением искусств, чтобы урок давал учащимся не только знания и умения, но и вызывал у детей подлинный интерес и формировал их творческое сознание. При планировании урока необходимо учитывать дифференциацию учащихся, чтобы создавать у каждого из них ситуацию успеха. Необходимо продумать формы организации работы на уроке. В современном уроке должны присутствовать в большей степени индивидуальная, групповая и парная работа. Групповая работа больше всего используется при создании разного рода проектов [7, c. 21].

«Инерция мышления, инерция привычек- огромная сила, тормозящая развитие любой области человеческой деятельности. Особенно велика это сила в процессе обучения. Поэтому, когда некоторые учителя иностранного языка слышат о необходимости внедрения в обучение педагогического общения, они спрашивают: «А это еще зачем?»». Я считаю, что оптимальное педагогическое общение учителя и учеников, это то, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения. Общения нет, и не может быть без контакта. Поэтому всегда нужно предельно внимательно слушать самому и учить этому учеников. Для этого следует следить за позами учеников, смотрят ли они в глаза собеседнику, повернулись ли они к нему. Общение не может быть без эмоциональности и выразительности. Если ученик говорит не выразительно, его нужно подбодрить и при этом очень важно быть доброжелательным. Желательно предлагать учащимся высказывать свое мнение, а не заставлять отвечать на вопрос. Атмосфера общения, созданная вначале урока, должна поддерживаться в течении всего урока и должна выполнять свою главную функцию: вводить учеников в атмосферу иноязычного общения. В современном уроке большая роль отводится парной работе. Это одна из наиболее естественных форм общения. Никакая другая форма организации обучающихся не дает таких возможностей для них учиться друг у друга, повышает их активность, растет взаимопомощь. Особенно полезна парная работа для подростков, для которых очень важно общение. Быстро меняющиеся социальные условия оказывают влияние на внутренний мир подростка, создают атмосферу страха, рождают чувство неуверенности, замешательства. [6, c. 17] Педагогическое внушение помогает развивать способности личности поверить в свои силы, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, помогает решать проблемы межличностного общения, вырабатывать жизненно важные навыки. [3, c. 8] Педагогическое внушение осуществляется с помощью следующих формулировок. Для начала урока можно использовать фразы: «Я вижу, что вы готовы к уроку», «Вы легко поймете и запомните учебный материал». В процессе учебной деятельности использую следующую фразу: «Вы все можете выполнить это задание. Для домашнего задания произношу фразы: «Это задание будет для вас интересным», «Вы все справитесь с домашним заданием». Задача педагогического внушения заключается в формировании внутренних процессов восприятия, памяти, воли, необходимые для решения определенных задач.

Существует и проблема учета индивидуальных способностей и ликвидации разрыва между сильными, средними и слабыми учениками, но для этого нужны такие приемы обучения, которые обучая всех одновременно создают и благоприятные условия обучения каждого ученика. Целенаправленная помощь в «критических точках урока». Например:

1) при презентации нового грамматического материала в первую очередь (под руководством учителя) выводят ученики со слабой способностью функциональных признаков грамматических явлений;

2) использование опережающих индивидуализированных заданий. Слабому ученику сложно за несколько минут подготовить связное высказывание. Поэтому ему заранее дается материал, который нужно подготовить;

3) использование упрощенных и усложненных заданий. Применяется главным образом в домашних заданиях;

4) использование дополнительного внепрограммного материала (для сильных);

5) оказание помощи слабых со стороны сильных;

6) более частый опрос учеников со слабыми способностями. Это активизирует учеников и заставляет их работать весь урок [9, c. 14].

Очень важно для учителя постоянно поддерживать интерес к предмету. Необходимо так построить обучение английскому языку, чтобы значимость изучения предмета прослеживалось во всем.

Еще один важный вопрос о приемах исправления ошибок. «Поставьте себя на месте ученика, которого на каждом слове перебивают и исправляют. Будет у вас расположение к учителю как к собеседнику? Вряд ли» 2. Учитель решение «исправлять или не исправлять» должен принимать в зависимости от цели и вида работы. К ошибкам, которые повторяются желательно привлекать особое внимание. Но при монологическом высказывании, нецелесообразно исправлять все ошибки, так как это сбивает говорящего. Достаточно исправить лишь те, которые искажают мысль, мешают взаимопониманию. [10, c. 142]

Требования ФГОС предусматривают обязательное самостоятельное оценивание учеников своей деятельности. При обучении самоконтролю и самооценки у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. При обучении оцениванию устных ответов учащиеся приучаются слушать и слышать своих одноклассников, высказывать свою точку зрения. Что также очень благоприятно влияет на психологический климат в классе. Также целесообразно ввести такую форму оценки как взаимооценивание письменных работ [4, c. 2].

И конечно же нельзя добиться положительной мотивации, развития интереса к предмету, решения образовательных и воспитательных задач, не основываясь на психологическом анализе изменений личности ученика, учета результатов этих изменений.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Процесс обучения иностранному языку должен учитывать личность обучаемого, его потребности, мотивы, интеллекта и другие индивидуально — психологические особенности. Учет психолого-педагогических и индивидуальных особенностей учащихся позволяет с большей эффективностью внедрять новые технологии в учебный процесс, повышать результативность обучения, формировать прочные и глубокие навыки, развивать творческие способности учащихся, повышать уровень самостоятельной деятельности учащихся на уроке, развить личностные качества учащихся. Все это убеждает, что иностранный язык может быть «действенным фактором всестороннего развития личности». Ученик выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации творческого потенциала, развитии своих способностей в области изучения английского языка, стремится к «самообразованию и осознанию своих профессиональных склонностей», что является одним из условий реализации стандарта образования нового поколения [5, c. 27].

Литература:

  1. Загорский А. П. О психологическом компоненте предмета «иностранный язык» в школе. Иностранные языки в школе, 1990, № 6.
  2. Зимняя И. А. Психология оптимизации обучения иностранному языку в школе. Иностранные языки в школе, 1989, № 2.
  3. Колкер Я. М. Практическая методика обучения английскому языку. Учебное пособие. — Издательский центр «Академия», Москва, 2000 год
  4. Новые образовательные стандарты по иностранным языкам — М.: АСТ/ Астрель, 2004
  5. Полат, Е.С. // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 1998
  6. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка, Иностранные языки в школе, № 2, 2000г.
  7. Рогова, Г.В. // Методика обучения иностранным языкам. М., Просвещение, 1991.
  8. Рубинштейн, С.Л. // Основы общей психологии. СПб — 2000.
  9. Пассов Е.И «Урок иностранного языка в средней школе»-1988
  10. Пассов Е.И «Урок иностранного языка в средней школе»-1988 С. 142