К вопросу о государственной поддержке семей с детьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2020)

Дата публикации: 21.10.2020

Статья просмотрена: 2148 раз

Библиографическое описание:

Мирзоян, А. А. К вопросу о государственной поддержке семей с детьми / А. А. Мирзоян. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16073/ (дата обращения: 04.05.2024).



В данной статье авторы исследуют меры государственной поддержки семей воспитывающих детей. Рассматривают и анализируют пособия и ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые органами ПФР и органами социальной защиты населения в субъектах РФ.

Ключевые слова: пособие, ежемесячные денежные выплаты, социальное обеспечение, уход за детьми, меры государственной поддержки, Российская Федерация

Забота о материнстве и детстве имеет важное социальное значение в любом цивилизованном государстве. Под материнством в целях социального обеспечения понимаются беременность, рождение ребенка и выполнение матерью обязанностей по уходу за ним [1, с. 186].

Термин «пособие» в юридических словарях и энциклопедиях раскрывается как денежная помощь, оказываемая лицам, испытывающим экономические затруднения. Денежных выплат, называемых законодателем пособиями, достаточно много, однако не все они регулируются нормами права социального обеспечения [2]. Следует также отметить, что законодательно дефиниция «пособие» не закреплена, поэтому в научной литературе и в нормативных актах можно встретить разные толкования.

В праве социального обеспечения сложилось общее понимание пособия как денежной выплаты, предоставляемой гражданам по системе социального обеспечения ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка (в полном объеме или частично) либо оказания материальной поддержки [3].

На протяжении долгого времени в России существовало заблуждение о том, что «детские» пособия положены лишь матерям. Но стоит отметить, что указанную выплату может получить любой родственник, опекун, усыновитель, который фактически осуществляет ежедневный уход за ребёнком. Считаем необходимым, подчеркнуть и то, что не всем лицам, ухаживающим за ребенком, назначается одинаковый размер пособий. На размер таких выплат влияет и страхование в системе обязательного социального страхования, и количество детей, и некоторые другие факторы.

Согласно Конституции РФ социальные пособия устанавливаются законом (п. 2 ст. 39) [4]. В рамках нашего исследования хотелось бы остановиться на следующих мерах государственной поддержки семьям воспитывающих детей:

− ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до 1,5 лет) [5];

− ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте до 3 лет [6];

− ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 [6].

Указанные выше выплаты относятся к мерам социальной поддержки материального характера, которые с учетом имеющихся в науке признаков [7, с. 233] можно также считать пособиями.

Итак, в ст. 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ, закреплен исчерпывающий перечень лиц, которым в соответствии с законодательством РФ, положена выплата пособия по уходу за ребенком до полутора лет.С 1 января 2007 года круг получателей пособия был расширен: правом на пособие законодатель наделил не только лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, но и лиц, которые застрахованными не являются.

Государственное пособие по уходу за ребенком, устанавливаются в твердом фиксированном размере, ежегодно индексируется и дифференцируется в зависимости от того, на какого ребенка данное пособие выплачивается. Так, с 1 февраля 2020 года ежемесячное пособие выплачивается в следующих минимальных размерах: в случае ухода за первым ребенком — 3 375 рублей; по уходу за вторым и последующими детьми — 6 751 рубль.

Для занятых лиц страховое пособие по уходу за ребенком устанавливается Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Право на его получение имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны при одновременном соблюдении следующих условий: они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; фактически осуществляют уход за ребенком; находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Страховое пособие устанавливается в размере 40 % среднего заработка, на который начисляются страховые взносы. Если работник является совместителем, проработавшим в пределах двух последних лет у одних и тех же работодателей, пособие по уходу за ребенком ему платит один из них, в зависимости от выбора самого работника. При совпадении по времени отпусков, а именно отпуска по уходу за ребенком и по беременности и родам, женщине выбирает один из видов отпусков, а соответственно и пособий. Страховое пособие по уходу за ребенком выплачивает работодатель, а государственное — орган социальной защиты населения.

Говоря о ежемесячных денежных выплатах на ребенка в возрасте до 3 лет, необходимо обозначить, что право на получение ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Эта выплата введена для семей, в которых родились дети с 1 января 2018 г. В случае рождения первого ребенка выплаты осуществляют органы социальной защиты населения, из средств государственного бюджета. При этом, размер дохода на одного члена семьи не должен превышать с 1 января 2020 г. 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения (до 1.01.2020–1,5-кратную величину ПМ), установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал прошлого года. На территории Краснодарского края при рождении первого ребенка в 2020 году, выплата установлена в размере 10639 рублей и предоставляется адресно, малоимущим семьям, в которых доход на одного члена семьи не превышает 24060 рублей.

Таблица 1

Прожиточные минимумы и доходы семьи в ЮФО

Субъект РФ

Прожиточный минимум трудоспособного гражданина в субъекте РФ

Доход на члена семьи из расчета 2-кратного прожиточного минимума трудоспособного гражданина

Доход семьи из 4 человек в 2019 году (родители и два ребенка)

Размер ежемесячной выплаты семье — прожиточный минимум ребенка в субъекте РФ (прожиточный минимум за второй квартал 2019-года)

Республика Адыгея

10 103,00

20206,00

80824,00

9 599,00

Республика Калмыкия

10 592,00

21184,00

84736,00

10 211,00

Республика Крым

11 512,00

23024,00

92096,00

11 225,00

Краснодарский край

12 030,00

24060,00

96240,00

10 639,00

Астраханская область

11 067,00

22134,00

88536,00

11 256,00

Волгоградская область

10 794,00

21588,00

86352,00

10 123,00

Ростовская область

11 371,00

22742,00

90968,00

11 099,00

г. Севастополь

12 381,00

24762,00

99048,00

12 094,00

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка определяется в таком же размере и предоставляется гражданам, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, из средств, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». При этом размер материнского (семейного) капитала ежемесячно уменьшается на сумму ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. В этом и состоит существенное отличие между указанными выплатами, на детей, рожденных с 2018 года.

В связи с острой эпидемиологической обстановкой на территории России, были введены ежемесячные дополнительные выплаты семьям с детьми до 3 лет. Указанная мера государственной поддержки устанавливалась на детей, не достигших 3 лет до 30 июня 2020 года включительно, независимо от наличия у семьи права на материнский капитал.

Выплата в размере 5000 рублей ежемесячно и предоставлялась в период с апреля по июнь 2020 года из федерального бюджета органами ПФР [8], и не зависела от доходов семьи, наличия работы и получения заработной платы, а также получения каких-либо пенсий, пособий, социальных выплат и иных мер социальной поддержки и не учитывается в доходах при определении права семьи на другие меры социальной поддержки.

Говоря о пособии по уходу за ребенком от 3 до 7 лет, следует отметить, что они введены с 1 января 2020 года в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [9]. В соответствии с ним были приняты региональные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и размеры выплат.

В Краснодарском крае, ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно осуществляется в размере 5319 рублей 50 копеек (50 % величины прожиточного минимума для детей, установленной в Краснодарском крае за второй квартал 2019 года) одному из родителей, являющемуся гражданином Российской Федерации, на каждого такого ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Краснодарском крае за второй квартал предыдущего года (11107 рублей).

Важно, что семьям, обратившимся не позднее 31 декабря 2020 года, выплата будет назначена за период с 1 января 2020 года, но не ранее дня достижения ребенком трех лет. То есть, если родитель, у которого ребенку 3 года исполнилось 5 января 2020 года, обратится 26 декабря 2020 года, ему будет назначена выплата с 5 января 2020 года [10].

Проведя наше исследование, можно сделать некоторые выводы:

  1. Социальная поддержка семей с детьми в России осуществляется: в рамках обязательного социального страхования в связи с материнством и посредством государственного социального обеспечения.
  2. Социальная поддержка семей с детьми осуществляется как на федеральном уровне (органами ПФР), так и на уровне субъектов РФ (органами социальной защиты населения).
  3. Социальная поддержка семей, имеющих детей, на уровне субъектов РФ характеризуется, как правило, адресностью и целевым назначением.

Литература:

  1. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 406 с. — (Высшее образование). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450848/p.186 (дата обращения: 02.10.2020).
  2. Право социального обеспечения России. Тучкова Э. Г. (2016). — Текст: электронный //: [Электронные учебники по праву]. — URL: http://be5.biz/pravo/s016/16.html (дата обращения: 02.10.2020).
  3. Право социального обеспечения России. Миронова Т. К. (2015). — Текст: электронный //: [Электронные учебники по праву]. — URL: http://be5.biz/pravo/s004/9.html (дата обращения: 02.10.2020).
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 / (дата обращения: 02.10.2020).
  5. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ (дата обращения: 02.10.2020).
  6. Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/ (дата обращения: 02.10.2020).
  7. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 426 с. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 233 — URL: http://biblio-online.ru/bcode/467058/p.233 (дата обращения: 02.10.2020).
  8. Указ Президента РФ от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349618/#dst0 (дата обращения: 02.10.2020).
  9. Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348134/#dst0 (дата обращения: 02.10.2020).
  10. Министерство труда и социального развития Краснодарского края. Официальный сайт. // Режим доступа: URL: http://sznkuban.ru/informatsiya-dlya-grazhdan/ (дата обращения: 02.10.2020).