Национальная идея и конституционализм | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2020)

Дата публикации: 12.09.2020

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Калашников, Н. А. Национальная идея и конституционализм / Н. А. Калашников. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16024/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье автор раскрывает сущность понятия «национальная идея», причины её возникновения и факторы, влияющие на это восприятие. Данная проблема является одной из главных на пути становления обновленного российского государства, поэтому с ней, безусловно, необходимо разобраться и понять, почему сейчас наблюдается её отсутствие. Вопрос национальной идеи всегда стоял в умах россиян достаточно остро, в первую очередь, потому что меняются времена, а вместе с ними и само общество. Поэтому необходимо провести сравнительную линию национальной идеи в разные отрезки существования российского общества и государства и попытаться выяснить, какая из идей должна быть общегосударственной. Автор выделит ряд основный идей, а также рассмотрит каждую из них подробно, с целью обоснования той или иной идеи.

Ключевые слова: национальная идея, конституционализм, менталитет, державность, неолиберализм, экзистенциальный раскол, внутренняя политика, геополитика, история России.

Под национальной идеей следует понимать совокупность лежащих в основе этическо-нравственных идей, доминирующую продолжительное время в психологии людей определенной национальности, которая необходима для достаточно длительного сохранения исторической самобытности этого народа, т. е. его репродуктивности, при этом сохраняя свободу выбора его собственной идеологии.

Сама по себе национальная идея как конституционно-политическая категория не зависит от таких факторов, как нынешний политический режим, общественно-экономическая формация и других подобных. Национальная идея определяется прежде всего мировоззрением конкретной нации.

Так случилось, что на сегодняшний день Россия не ещё не пришла к своей концепции национальной идеи, отчасти потому, установление обязательной идеологии запрещено ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации. Поэтому необходимо найти решение данной проблемы.

Любые попытки искусственной выработки национальной идеи бесперспективны, нельзя пытаться выточить на станке деталь под названием «Национальная идея Российской Федерации» и просто вставить её в общество, как в автомобиль. Национальная идея должна постепенно «созревать» в умах людей, понимание того, что действительно необходимо для нации должно происходить постепенно.

Роль менталитета нации в формировании национальной идеи: Для осознания того, какой должна быть национальная идея, необходимо, прежде всего, выявить характерные черты того народа, о котором идёт речь, обозначить те факторы, которые оказали влияние на формирование культурных особенностей нации.

Многие историки и социологи отмечают, что российский народ по своей сути является особенным, уникальным. Это связано с тем, что:

Во-первых, территория Российского государства формировалась постепенно, вбирая в себя всё новые и новые территории. В результате российский народ вобрал в себя множество культур, что выделяет его на фоне других народов мира.

Во-вторых, один из принципов политической науки гласит: «География народа определяет его судьбу». Отличительной особенностью географии России является её огромный размер, однако это можно рассматривать и как преимущество, и как большую ответственность.

В-третьих, народ России больше предрасположен к коллективизму, нежели к индивидуализму.

Таковы основные особенности российского народа, которые в своей совокупности позволяют выделить его на фоне остальных. Конечно, можно выделить и другие характеристики, однако именно этот набор свойств формирует основу менталитета нации. Зная основу менталитета нации, можно далее рассуждать о том, какая должна быть национальная идея.

Значение национальной идеи для страны: национальная идея, как и любое другое общественно-политическое явление, имеет какую-либо цель или значение. Рассуждая о создании национальной идеи, необходимо определить, для чего она создаётся и какие цели предполагается достигнуть благодаря её существованию. Национальная идея — это нечто большее, чем просто закон, который в любой момент можно изменить или отменить вообще.

Значение национальной идеи для страны состоит прежде всего в том, что национальная идея определяет путь развития общества и государства. Национальная идея также служит для объединения народа между собой и с государством.

История конституционализма в российском государстве: в истории Российского государства можно выделить около трёх попыток создания национальной идеи. Впервые национальная идея в России получила своё развитие в XVI и согласно ей, Москва объявлялась третьим Римом. Вторая попытка произошла в XIX веке, так называемая теория «официальной народности», которая базировалась на трёх основных составляющих: православие, самодержавие, народность. Последняя, третья, произошла в 1917–1991 годах и была направлена на построение социализма и дальнейшее развитие его в коммунизм. Хотя на первых порах эти попытки выглядели достаточно успешными, все они в итоге не были доведены до логического завершения и оказались неудачными. Такой результат можно объяснить следующими причинами.

Во-первых, все эти идеи в той или иной степени ставили своей задачей служение, прежде всего, властвующим слоям населения. Во-вторых, они не ставили задачей солидаризацию или хотя бы создание новой элиты и многонационального общества в стране, что приводило к неустойчивости общественного и политического состояний. В связи с этим процесс формирования и закрепления новой национальной идеи протекает достаточно нестабильно, и до сих пор не завершился. Кроме того, это оказывает негативное воздействие на всю страну в целом, в том числе на её территориальную и политическую целостность. Необходимо доказать, что конституционализм как юридическая доктрина является единственно верным основанием для устойчивого развития России в XXI веке, а также возможно её рассмотрение как замена её национальной идеи.

В широком смысле под конституционализмом понимается философско-юридическая доктрина, а также реальная практика государственного строительства, которая считает возможным и необходимым строить на рациональной основе систему государственного управления, взаимоотношений между гражданином и властью, между гражданами, между суверенными государствами. Эта доктрина исходит из признания равного достоинства за каждым свободно определяющимся (суверенным) субъектом социума (индивид, группа граждан, нация) или международного сообщества (государство).

Представляется, что в современной России есть Конституция, но нет конституционализма как определенной картины мира. Говоря о современном российском конституционализме, нельзя не заметить, что он носит, по меткому замечанию академика О. Е. Кутафина, «характер мнимого конституционализма, поскольку отличается неустойчивостью, возможностью обращения вспять, очевидной вероятностью перехода конституционных по происхождению и политической терминологии феноменов в свою противоположность — авторитаризм» [3]. Другой особенностью российского конституционализма, по мнению этого известного ученого, является его связь с решением задач модернизации и европеизации страны.

Таким образом, во избежание новых исторических трагедий конституционализм должен стать национальной российской идеей, что позволит утвердить подлинное достоинство каждого гражданина и всего народа в целом.

Рассуждая об истории и о развитии российского общества и государства можно сделать несколько вывод, что национальная идея в форме конституционализма наиболее подходящая, ведь она должна быть разумной, поддаваться критическому осмыслению и выдерживать его, она должна отражать самые современные требования российских граждан, должна быть понятной и доступной каждому, чтобы при любом обращении к ней, человек понимал, что от него требуется для блага государства и общества, в котором он живёт. Помимо этого, не нужно выявлять свою индивидуальность и уникальность, идея России, как и во все времена, должна отражать интересы всего общества в целом. При этом важно помнить, что национальная идея ни в коем случае не должна превращаться в государственную идеологию, нельзя ассоциировать её с конкретными политическими силами, с государственной властью вообще, она должна быть отделена от государства вообще и представлять собой структурный элемент гражданского общества.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства: Учеб. пособие / Н. М. Добрынин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Наука, 2017. — 807 с.
  3. Кутафин О. Е. Конституционализм в России. М.: Норма, 2008. — 705 с.
  4. Ширин С. Парадигмы исследования образа России// Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 1 С. 13–19.
  5. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Под ред. И. Г. Дубова. М.: РАО, 1997. С. 67–70.
  6. Конституция как символ эпохи. В 2-х т. / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М.: МГУ, 2004. С. 276.
  7. Менщиков В. В. Евразийство и национальная идентичность России // Национальная идентичность России и демографический кризис / Материалы Всероссийской научной конференции (20–21 октября 2006 г.). М., 2007. С. 409.