Функции и принципы педагогического менеджмента | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Менеджмент

Опубликовано в

II международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2019)

Дата публикации: 04.07.2019

Статья просмотрена: 7065 раз

Библиографическое описание:

Рассохин, А. А. Функции и принципы педагогического менеджмента / А. А. Рассохин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15215/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье приведены основные функции и принципы педагогического менеджмента, а также рассмотрена их составляющая.

Ключевые слова: образование, управление образованием, педагогический менеджмент, функции педагогического менеджмента, принципы управления в образовании.

Менеджмент в образовании является особой управленческой подотраслью, имеющей свою специфику и присущие только ей характерные черты. Эта специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудий и результатов труда менеджера образования. Предметом труда менеджера образовательного процесса является управленческая деятельность [2].

Менеджмент в образовании обладает рядом различных важных функций, а также принципов. Функции педагогического менеджмента отражают законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом. Одна из таких функций — это планирование или принятие решения. Данная функция заключается в определении и планировании учебно-воспитательного процесса, реализуемая через конкретизацию деятельности, мероприятия, исполнителя, фактического бюджета и отведенного времени.

Следующая функция педагогического менеджмента — это функция организации принятых решенных, она заключается в процессе доведения принятых решений до исполнителя, а также в обобщении и организации материально-технической базы для возможности выполнения разработанного решения, а также одним из составляющих данной функции является согласование данного решения с потребностями и возможностями личности исполнителя.

Организация выполнения принятых решений и планов — второй базовый компонент педагогического менеджмента, основой которого являются принципы научной организации труда [1].

Весьма важная и всегда актуальная функция педагогического менеджмента — это мотивационная функция. Данная функция играет важную роль, от мотивации подчиненных зависит качество, полнота и скоротечность поручений.

Также в литературе часто упоминается такая функция педагогического менеджмента, как функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля. процесс получения и переработки информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса и принятия на ее основе управленческого решения. Контроль включает в себя наблюдение, изучение, анализ, диагностику и оценку эффективности деятельности исполнителей [1].

Комплекс данных функций отражает ход и последовательность определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл.

Помимо вышеизложенных функций в педагогическом менеджменте определены и его принципы.

Принципы педагогического менеджмента — основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами) [1].

Следование принципу гуманизации является основополагающим условием реализации способностей обучающихся в организационном учебно-воспитательном процессе. Оптимальность является еще одним основополагающим принципом в структуре педагогического менеджмента. Оптимальность выражается в наличии лишь необходимого количества требований, которые предъявлены к деятельности исполнителя, примером реализации данного принципа может послужить наличие оптимального количества разделов в выдвинутом плане работы.

Основные правила, которыми руководствуется менеджер при оценке эффективности деятельности педагогов и обучающихся заключены в принципе аналитической деятельности субъекта менеджмента. Также в литературе к важнейшим принципам педагогического менеджмента принято относить принцип конкретного целеполагания, несоблюдение положений данного принципа приносит педагогический ущерб и образовательному процессу, и социуму в целом. Отсутствие конкретной цели приводит к появлению множества факторов, которые ухудшают, затрудняют достижение поставленных целей, а порой и вовсе срывают намеченный план.

Принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности менеджера любого уровня. руководитель может реализовать поставленные задачи, только опираясь на общественные организации учебного заведения, коллективное творчество и коллективный разум [1].

Полноценная реализация основных идей и целей педагогического менеджмента невозможная без применения принципа функционального подхода. Реализация данного принципа на практике является также условием планового развития, поступательного совершенствования управленческой деятельности, основа которой заложена в процессе повсеместного и постоянного обновления и уточнения, также конкретизации функций, возложенных на исполнителей.

Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть. Данный принцип составляет суть системного управления, поскольку оно не может реализоваться без комплекса обоснованных с точки зрения науки управленческих воздействий.

Эффективное научное управление предусматривает также реализацию принципа системного самосовершенствования, который реализуется на основе достижений теории и передовой практики менеджмента. Данное положение особенно актуально в наше время, поскольку в нашем обществе совершенствуется весь механизм управления, на всех уровнях.

Таким образом были представлены функции и принципы образовательного менеджмента, существуют и иные интерпретации данных принципов и функций, данное же представление видится наиболее понятным и самодостаточным, ознакомление с данным материалом позволит осуществит первичный анализ функций, принципов педагогического менеджмента.

Литература:

  1. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 476 с.
  2. Давыденко Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. — М.-Белгород, 2015. — 251 с.
  3. Патрахина, Т. Н. Менеджмент в образовании: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 123 с.
  4. Педагогический менеджмент в образовании: актуальные вопросы современной науки: Монография [под ред. С. Д. Якушевой]. — Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2015. — 158 c.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический менеджмент, принцип, функция, управленческая деятельность, образовательный процесс, системное управление, учебно-воспитательный процесс.

Ключевые слова

образование, управление образованием, педагогический менеджмент, функции педагогического менеджмента, принципы управления в образовании

Похожие статьи

Образовательный менеджмент: от теории к практике

Используя функции, методы и принципы менеджмента, образовательный менеджмент соотносит их, прежде всего, с людьми.

Основа педагогического менеджмента -это система управления учебновоспитательным процессом в профессиональном образовании.

Педагогический менеджмент в организации профессионального...

Задача педагогического менеджмента — совершенствование учебного процесса

Управленческая цель: обеспечить сбалансированность, взаимную обусловленность всех управленческих

Учебновоспитательный процесс является сложной организационно...

Сущностные особенности управления современной...

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС, актуализирует значимость осмысления целостного педагогического процесса с позиций научного управления.

Управление качеством образовательного процесса...

Образовательный процесс — специально сформированное, целенаправленное

Управление качеством образовательного процесса в школе рассматривается как главное условие его

Общие принципы управления качеством образовательного процесса, представленного С...

Инновационные механизмы управления качеством...

Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса закономерно

Управление качеством образования подразумевает профессиональную деятельность

Благодаря реализации функций управления организуется совместная работа студентов...

Проблема управления качеством образования начальной школы

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность

Управление — сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и

Кроме того, выделяют принципы управления развивающейся системы, к которым относит...

Концепция «управление по результатам»: особенности...

образовательное учреждение, контроль, образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс, классификация контроля

образовательная организация, управление, образовательное учреждение, система, функция управления, управленческая...

Управление качеством образования в образовательном...

Улучшение качества — процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области качества образования. Для анализа состояния и развития системы образования в конкретном...

Управление персоналом в системе образования: эволюция...

По мнению исследователя, управление — универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Файоль полагал, что каждый член общества нуждается в понимании принципов административной деятельности. Теории школы «человеческих отношений» и...

Система контроля как условие управления образовательной...

дошкольное образование, контроль, дошкольная образовательная организация, образовательная организация, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс... Контроль как функция управления | Статья в журнале...

Похожие статьи

Образовательный менеджмент: от теории к практике

Используя функции, методы и принципы менеджмента, образовательный менеджмент соотносит их, прежде всего, с людьми.

Основа педагогического менеджмента -это система управления учебновоспитательным процессом в профессиональном образовании.

Педагогический менеджмент в организации профессионального...

Задача педагогического менеджмента — совершенствование учебного процесса

Управленческая цель: обеспечить сбалансированность, взаимную обусловленность всех управленческих

Учебновоспитательный процесс является сложной организационно...

Сущностные особенности управления современной...

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС, актуализирует значимость осмысления целостного педагогического процесса с позиций научного управления.

Управление качеством образовательного процесса...

Образовательный процесс — специально сформированное, целенаправленное

Управление качеством образовательного процесса в школе рассматривается как главное условие его

Общие принципы управления качеством образовательного процесса, представленного С...

Инновационные механизмы управления качеством...

Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса закономерно

Управление качеством образования подразумевает профессиональную деятельность

Благодаря реализации функций управления организуется совместная работа студентов...

Проблема управления качеством образования начальной школы

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность

Управление — сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и

Кроме того, выделяют принципы управления развивающейся системы, к которым относит...

Концепция «управление по результатам»: особенности...

образовательное учреждение, контроль, образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс, классификация контроля

образовательная организация, управление, образовательное учреждение, система, функция управления, управленческая...

Управление качеством образования в образовательном...

Улучшение качества — процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям и задачам, определенным политикой в области качества образования. Для анализа состояния и развития системы образования в конкретном...

Управление персоналом в системе образования: эволюция...

По мнению исследователя, управление — универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Файоль полагал, что каждый член общества нуждается в понимании принципов административной деятельности. Теории школы «человеческих отношений» и...

Система контроля как условие управления образовательной...

дошкольное образование, контроль, дошкольная образовательная организация, образовательная организация, педагогический процесс, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс... Контроль как функция управления | Статья в журнале...