Влияние гендерных стереотипов на оценку профессиональной компетентности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Марченко, Л. О. Влияние гендерных стереотипов на оценку профессиональной компетентности / Л. О. Марченко, Е. О. Филиппова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/589/ (дата обращения: 29.04.2024).

Врезка1

Анализ социальных процессов в современном обществе показывает, что место и роль женщин в социальных институтах радикально меняется в сторону расширения сфер их самореализации [1, 8]. В современных экономических условиях увеличился приток женщин в типично мужские сферы профессиональной деятельности. Эта тенденция нашла свое отражение и в Вооруженных Силах Российской Федерации. За последнее время количество женщин-военнослужащих в возрасте до 30 лет увеличилось почти в два раза, существенно возросло и количество женщин, обучающихся в ВВУЗах МО РФ [3, 5]. Это не могло не привести к ряду проблем, связанных с методологией профессионального отбора и оценки профессиональной эффективности женщин-военнослужащих.

Традиционное разделения на «мужские» и «женские» профессии привело к тому, что многочисленные отечественные и зарубежные исследования, посвященные изучению личности профессионала в типично «мужских» профессиях ориентированы только на мужской контингент [2, 4, 7]. Вместе с тем, очевидно, что существуют определенные различия в женской и мужской психологии профессиональной деятельности, обусловленные биологическим типом.

Анализ литературных данных свидетельствует о различном отношении к мужчинам и женщинам в связи с гендерными представлениями об их чертах характера и моделях поведения. Существуют характеристики, которые считаются социально желательными для женщин и мужчин. Эти ожидания установлены обществом и действуют как безоговорочные поведенческие предписания. Ожидания, относящиеся к женщинам, определяются как пассивные, дружественные и сердечные, направленные на контакты с другими людьми. Ожидания же, относящиеся к мужчинам, определяются как активные, характеризуются независимостью, самоуверенностью, напористостью [4]. При определенных условиях эти гендерные представления могут принимать характер гендерных стереотипов (стандартизированных представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мускулинности» и «феминности» [4]. О наличии гендерных стереотипов в профессиональной деятельности свидетельствует большое количество социологических исследований [2, 4, 7]. Поэтому при оценке руководством профессиональной эффективности работника большую роль могут играть ожидания соответствующего типа профессионального поведения в зависимости от пола.

Выборка и методики исследования. Для проверки влияния гендерных стереотипов и полоролевых ожиданий на оценку профессиональной компетентности в процессе выполнения учебно-профессиональной деятельности было проведено исследование клинических ординаторов военно-медицинского вуза, отслужившие в армии от 5 до 15 лет (мужчин n = 97, женщин n = 28). В процессе исследования изучались общие интеллектуальные способности и личностные особенности. Общие интеллектуальные способности определялись с помощью батареи интеллектуальных тестов ОИР [6], личностные особенности исследовались с помощью стандартизированного метода оценки личности СМИЛ [9].

Учебно-профессиональная компетентность клинических ординаторов оценивалась представителями руководящего состава – офицерами-мужчинами. В качестве внешних критериев эффективности учебно-профессиональной деятельности рассматривались экспертные оценки дисциплины, успешности, авторитет в коллективе и действия в нестандартных ситуациях.

По результатам экспертных оценок отдельно в мужской и женской группах были выделены две подгруппы условно названные «успешные» и «неуспешные». В первую подгруппу вошли клинические ординаторы, получившие наиболее высокие экспертные оценки по дисциплине, обучению, авторитету в коллективе и способности к действиям в нестандартных ситуациях. Во вторую подгруппу вошли клинические ординаторы, набравшие наименьшее количество баллов по оценкам экспертов.

Результаты исследований. С помощью проведенного сравнительного анализа полученных данных по Т-критерию в подгруппах «успешных» и «неуспешных» женщин-военнослужащих были определены те личностные особенности и поведенческие модели, которые получили наивысшие экспертные оценки (таблица 1). Клинические ординаторы женского пола, набравшие наибольшую сумму баллов по экспертным оценкам, отличались от второй группы только по шкале импульсивности (Рd) методики СМИЛ (P<0,01). Более высокие показатели по шкале Pd, отмеченные в подгруппе менее успешных, в рамках нормативного разброса характеризуют более стенический тип поведения: высокую поисковую активность, высокий уровень притязаний, мотивацию, направленную на достижение успеха, склонность к риску, агрессивность. Т.е. все те качества, которые более характерны для мужского типа поведения.

Таблица 1

Различия по Т-критерию по экспертным оценкам экспертов успешности профессиональной деятельности между более и менее успевающими женщинами-военнослужащими, обучающиеся в ординатуре военно-медицинского вуза

Показатель

Успешно

обучающиеся

Менее успешно обучающиеся

P<

По суммарной экспертной оценке экспертов

Pd

51,25+1,87

57,46+1,81

0,1

При действиях в нестандартных ситуациях

ОИР пр

70,00+2,00

64,71+2,41

0,01

ОИР эф

43,00+1,80

48,54+2,35

0,05

Pd

51,5+1,50

55,54+1,38

0,01

Mf

67,00+1,20

65,13+1,64

0,05

Sc

43,00+1,10

53,21+1,31

0,01

Si

43,50+0,50

47,50+1,07

0,01

МН МЛО

7,50+1,25

5,88+0,45

0,01

ЛАП МЛО

24,71+2,93

29,00+1, 7

0,1

По дисциплине

ОИР пр

69,67+1,2

64,52+2,5

0,1

Pa

55,00+1,00

50,65+1,16

0,05

ВПН

9,00+0,01

6,48+0,25

0,01

По авторитету в коллективе

Mf

71,8+2,82

64,86+1,69

0,01

Примечание: ОИР пр – продуктивность выполнения интеллектуальных тестов; ОИР эф – эффективность выполнения интеллектуальных тестов; Pd – шкала импульсивности методики СМИЛ; Mf шкала мужественности-женственности методики СМИЛ; Pa – шкала ригидности методики СМИЛ; Sc – шкала индивидуалистичности методики СМИЛ; Si – шкала социальной интроверсии методики СМИЛ; МН МЛО – шкала моральной нормативности методики МЛО; ЛАП МЛО шкала личного адаптационного потенциала методики МЛО; ВПН – уровень военно-профессиональной направленности.

При оценке действий в нестандартных ситуациях эта тенденция сохраняется. Наиболее высокие экспертные оценки получили те женщины, которые демонстрируют менее стеничный тип поведения (по шкале импульсивности (Pd) при P<0,01), более склонны к типично женскому полоролевому поведению, характеризующему мягкостью, эмпатичностью, меньшей агрессивностью и тенденцией к сглаживанию социальных конфликтов (шкала Мf), большей социальной открытостью (шкала Si) и меньшей индивидуалистичностью мышления (шкала Sc). Для них характерны более высокая поведенческая регуляция (шкала ЛАП) и более высокая склонность следовать установленным нормам и правилам поведения (шкала МН).

По дисциплине наиболее высокие экспертные оценки получили женщины, характеризующие большей педантичностью и устойчивостью интересов (шкала Pa), более выраженной военно-профессиональной направленностью и продуктивностью мыслительной деятельности (методика ОИР). Большим авторитетом в коллективе пользуются женщины- военнослужащие, обладающие более выраженными женскими чертами поведения (шкала Mf).

На мужской выборке клинических ординаторов не было получены статистически значимых различий по степени выраженности личностных особенностей. Однако в тенденции более высоко оценивались те клинические ординаторы, которые набрали большее количество баллов по шкале Pd методики СМИЛ.

Эта тенденция нашла свое отражение и при сравнении мужской и женской группы, получившие более высокие оценки командования (таблица 2).

Таблица 2

Различия по Т-критерию по экспертным оценкам экспертов успешности профессиональной деятельности между успевающими мужчинами и женщинами военнослужащими, обучающиеся в ординатуре военно-медицинского вуза

Показатель

Мужчины

Женщины

P<

По суммарной экспертной оценке экспертов

ОИР продуктивность

71,09+1,8

65,75+2,46

0,1

Pd

57,84+1,36

52,25+3,59

0,01

Mf

55,78+1,35

70,13+3,59

0,01

Ma

64,06+1,33

58,25+2,58

0,1

По успешности профессиональной деятельности

Pd

58,35+1,42

53,10+20,4

0,05

Mf

54,95+1,12

66,80+2,68

0,01

Ma

63,43+1,33

55,20+2,57

0,01

При действиях в нестандартных ситуациях

Pd

58,79+2,49

51,5+1,5

0,01

Mf

55,79+2,4

67,00+2,00

0,01

Sc

55,79+1,48

43,00+1,00

0,01

Ma

61,93+2,10

55,00+4,40

0,01

По дисциплине

Pd

60,17+2,38

53,33+2,03

0, 1

Mf

53,50+2,3

68,33+1,76

0,01

По авторитету в коллективе

Mf

57,00+1,07

71,80+2,82

0,01

Примечание: ОИР пр – продуктивность выполнения интеллектуальных тестов; Pd – шкала импульсивности методики СМИЛ; Mf шкала мужественности-женственности методики СМИЛ; Pa – шкала ригидности методики СМИЛ; Sc – шкала индивидуалистичности методики СМИЛ; Ma – шкала оптимистичности методики СМИЛ.

Мужчины-военнослужащие, получившие большую сумму баллов отличаются от женщин-военнослужащих более высокими показателями шкал Рd, Mf, Ma (СМИЛ). Более высокие показатели по шкале Ma только усиливают такие характеристики шкалы Pd как активность, импульсивность, уверенность в себе, высокую мотивацию достижения. Шкала Mf не рассматривалась нами, так в ней уже заложены различия по половому признаку и эта тенденция характерна для всей выборки, независимо от успешности учебно-профессиональной деятельности.

Проведенное исследование показало наличие различных профессиональных требований, предъявляемых к мужчинам и женщинам-военнослужащим на этапе обучения в клинической ординатуре. Выше оценивались женщины-ординаторы для которых были характерны наиболее типичные женские модели поведения: меньшая активность, уверенность, агрессивность, напористость, склонность к эмпатии, социабельность. Так как экспертные оценки носили субъективный характер и частично отражали установки самих экспертов, выявленные личностные особенности могут быть рассмотрены не только как профессионально-важные качества, но и как наиболее социально желательные стереотипы поведенческих реакций. Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу о влиянии гендерных стереотипов на оценку профессиональной эффективности у военнослужащих мужчин и женщин при выполнении учебно-профессиональной деятельности.


Литература:

1. Казарян М.Ю. Особенности социальных представлений о профессионализме // 2-я международная научная интернет-конференция "Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности" – М.: ГОУ ВПО Российский Государственный Медицинский Университет Минздрава России, 2009. (mariakaz-n(собака)rambler.ru)

2. Котлова Т. Б., Рябова Т. Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в российском обществе. № 1. 2002. С. 25–33.

3. Кузина Р.Х. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин. Автореферат дисс. канд. психол. наук. - СПб 2001, СПбГУ – 21 с.

4. Лобза Е.В., Назарова И.Б. Гендерные стереотипы в современной России. - Москва: Макс Пресс, 2007.

5. Мирская Е.З., Мартынова Е.А. Женщины в науке // Вестник Российской академии наук. - 1993. - Т. 63. № 8. - С. 698.

6. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО РФ. Методические рекомендации. - М.:МО РФ,1994-293с.

7. Реброва Н.Л. Психофизиологические особенности мужчин и женщин: Матер. межд. научной конференции «Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы». - Иваново, 2000. - С. 45–49.

8. Рыков С. Л. Личностная самореализация военнослужащих-женщин в военно-социальной среде // Гендерные стереотипы в современной России / сост., общ. ред. И. Б. Назарова, Е. 12. В. Лобза; Высшая школа экономики. - М.: МАКС Пресс, 2007.

9. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н. Собчик.- М.: Институт прикладной психологии, 1998.- 512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, шкала, учебно-профессиональная деятельность, военно-медицинский вуз, женщина, методика, мужчина, оценка, женская группа, суммарная экспертная оценка.

Похожие статьи

Особенности профессионально-психологического отбора...

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Отнесенные к данной группе профессиональной пригодности лица допускаются к обучению и непосредственной деятельности в ПОГГ только в случае дефицита...

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского...

распределение респондентов, будущая профессия, студент, профессиональный тип личности, профессиональная ориентация, профессиональная деятельность, медицинский ВУЗ, гексагональная модель, тип личности...

Современная методика оценки результатов обучения

Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

обучающийся, оценка знаний, учебный материал, группа, умение обучающихся, самостоятельная работа, производственная задача, устный опрос, учебная работа, учебный...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь...

Оценка профессиональной деятельности педагога

В данной статье рассматриваются возможности определения качества учебной деятельности педагога через оценочные действия. Для этого авторы оценивают качество школьного обучения по следующим показателям: оптимальность, рациональность...

Военные высшие учебные заведения Российской Федерации...

Поступая же в военный вуз, отношения становятся гомогенными, то есть в группах находятся подростки только мужского пола.

К основным направлениям деятельности психолога в высшем военном учебном заведении относятся

Военно-профессиональная мотивация | Статья в журнале...

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных... Мотивы военно-профессиональной деятельности рассматриваются нами как осознанные внутренние побуждения человека, определяющие.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект... Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе

Показатели сформированности исследовательской деятельности. Оценка уровня усвоения навыков экспериментальной деятельности.

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

Многообразие способов оценивания требует разработки учебных заданий, инициирующих качественное усвоение разнообразных видов профессиональной деятельности

Экспертная оценка задания на основе аналитической шкалы: 5» — от 90 до 100 %.

Похожие статьи

Особенности профессионально-психологического отбора...

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Отнесенные к данной группе профессиональной пригодности лица допускаются к обучению и непосредственной деятельности в ПОГГ только в случае дефицита...

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского...

распределение респондентов, будущая профессия, студент, профессиональный тип личности, профессиональная ориентация, профессиональная деятельность, медицинский ВУЗ, гексагональная модель, тип личности...

Современная методика оценки результатов обучения

Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.

обучающийся, оценка знаний, учебный материал, группа, умение обучающихся, самостоятельная работа, производственная задача, устный опрос, учебная работа, учебный...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь...

Оценка профессиональной деятельности педагога

В данной статье рассматриваются возможности определения качества учебной деятельности педагога через оценочные действия. Для этого авторы оценивают качество школьного обучения по следующим показателям: оптимальность, рациональность...

Военные высшие учебные заведения Российской Федерации...

Поступая же в военный вуз, отношения становятся гомогенными, то есть в группах находятся подростки только мужского пола.

К основным направлениям деятельности психолога в высшем военном учебном заведении относятся

Военно-профессиональная мотивация | Статья в журнале...

Проблема мотивационной готовности курсантов учебных... Мотивы военно-профессиональной деятельности рассматриваются нами как осознанные внутренние побуждения человека, определяющие.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект... Познавательная деятельностьдеятельность, в ходе

Показатели сформированности исследовательской деятельности. Оценка уровня усвоения навыков экспериментальной деятельности.

Оценка уровня сформированности общих и профессиональных...

Многообразие способов оценивания требует разработки учебных заданий, инициирующих качественное усвоение разнообразных видов профессиональной деятельности

Экспертная оценка задания на основе аналитической шкалы: 5» — от 90 до 100 %.