О взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем эмпатии у студентов-психологов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, март 2014)

Дата публикации: 14.02.2014

Статья просмотрена: 1777 раз

Библиографическое описание:

Туран, Н. К. О взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем эмпатии у студентов-психологов / Н. К. Туран. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4929/ (дата обращения: 05.12.2024).

В работе приведены результаты исследования взаимосвязи защитных механизмов психики с уровнем эмпатии у студентов-психологов.

Ключевые слова:защитные механизмы психики, эмпатия.

Термином защитный механизм в психологии обозначаются неосознаваемые психические процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Дефениция впервые появилась в 1894 г. в работе Фрейда «Защитные нейропсихозы» и была использована в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже этот термин был оставлен и впоследствии заменен термином «вытеснение». Отношения между двумя понятиями, однако, остались неопределенными [4].

В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф. В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б. Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих — с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я — концепцию [3].

С точки зрения Карен Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, ее задача — привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т. е. автором определяется два «образа Я«.          К. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса [5].

Итак, одним из основоположников теории защитных механизмов психики является Зигмунд Фрейд. Развили данную концепцию          в своих работах Анна Фрейд, Карен Хорни и др. В отечественной психологии подходы к изучению психологических защит принадлежат Ф. В. Бассину, Б. Д. Карвасарскому и другим. Нэнси МакВильямс выделила два уровня защитных механизмов: первичные и вторичные. К ним относятся такие защиты, как: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация.

Одним из возможных проявлений защитного механизма проекции может стать эмпатия, которая выступает, с одной стороны, как важный коммуникативный навык психолога, но, с другой, может «поглотить» личность человека и стать способом его бытия.

Такие аспекты отношений между людьми как сочувствие, сострадание, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями, в психологии объединяет термин «эмпатия».

Этот термин пришел в научную психологию в начале XX в. из философии — словом «эмпатия» Э. Титченер перевел немецкое слово «Einfuhlung» — «вчувствоваться в.».., которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже — человека.

Сформулировал понятие «эмпатия» Вильгельм Дильтей, в философской системе которого оно сыграло ключевую роль.

Вильгельм Дильтей вводя классическое различие между естественными науками и науками очеловеке, и утверждая, что природа может быть объяснена, а человеческий дух понят, задал философский ориентир, в направлении которого до сих пор развивается теория психологии и психоанализа. Первоначально в качестве базового метода наук о духе Дильтей предлагал использовать эмпатию; позже, в интересах исследований исторического процесса, он отдал предпочтение опыту [6].

Пристальный интерес эмпатия вызывала и у представителей психоаналитической традиции, в том числе и Зигмунд Фрейд, однако мало кто проникался к этой теме столь глубоким интересом, как Ференци, который представил критерии «эмпатичного» психоаналитика, актуальные и в настоящее время.

Первой указала на то, что «в эмпатии аналитик может идентифицироваться не только с пациентом, но и с его объектами» Дэйч в работе 1926 года. Данная идея получила возможность для своего развития в теории объектных отношений, а именно: в концепции проективной и интроективной идентификации. Проиллюстрировать связи между проективной идентификацией и эмпатией можно цитатой из работы Игла и Волитзки 1999 года: «Осознание и рассмотрение терапевтом собственного состояния — в силу того, что оно непосредственно связано с спроецированными аспектами внутреннего мира пациента (аспекты Я и внутренних объектов) и было вызвано им посредством давления в ходе взаимодействия — становится основным «инструментом» аналитика в эмпатическом понимании пациента.

Эмпатия требует от консультанта определённой зрелости, в частности терпения и контроля импульсивности. Гладштейн и Фелдштейн говорят о «когнитивной приостановке», тогда как Бергер пользуется выражением «способность переносить состояние замешательства». Эффективные консультанты знают, что понимание клиента — скорее вопрос качества, чем количества опыта. [1]

В помогающем процессе выделяют три измерения коммуникативных навыков, а именно: осознание, техническое умение и ассертивность, облегчающих процесс эмпатического взаимодействия между консультантом и его клиентом.

Исследование уровня эмпатических способностей у студентов-психологов по методике В. В. Бойко выявила средний уровень эмпатии, что свидетельствует о гармоничном развитии личности респондентов. Также в ходе диагностики выявлено недостаточное развитие следующих каналов: рационального и интуитивного, а также проникающей способности.

По даннымдиагностики уровня психологических защит с помощью теста опросника механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика у студентов-психологов наиболее выражены защитные механизмырегрессии и проекции; средний уровень выраженности у защит с помощью интеллектуализации, отрицания и компенсации, а наименее — подавление и реактивное образование.

Проанализировав полученные в ходе диагностик данные по уровню эмпатии и выраженности психологических защит, мы произвели корреляционный анализ по критерию Пирсона. Корреляционный анализ при уровне значимости = 0, 413 показал, что существуют устойчивые связи между психологической защитой подавление и интуитивным каналом эмпатии (r>0,44, p<0,05); между общим уровнем эмпатии и установками эмпатии (r>0,53, p<0,05), а также между общим уровнем эмпатии и проникающей способностью в эмпатии (r>0,47, p<0,05). При этом же уровне значимости были выявлены устойчивые связи между защитными механизмами проекции и замещения (r>0,57, p<0,05), проекции и компенсации (r>0,59, p<0,05), также выявлена прямая связь между защитным механизмом подавления и рациональным каналом эмпатии (r>0,60, p<0,05).

Полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи между эмпатией и психологическими защитами, а также о важности дальнейшего изучения означенной проблематики.

Полученные результаты будут интересны и полезны студентам факультета психологии в их будущей профессиональной деятельности. Так же зная уровень эмпатических способность и выраженность психологических защит, можно оптимизировать их использование и научиться применять выраженные защитные механизмы более конструктивно; что благоприятно скажется на профессиональной деятельности психолога.

Литература:

1.                 Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных [Текст] / Э. Берн. — СПб.: МФИН, 1992. — 448 с.

2.                 Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуниктивный навык [Текст] / Дж. Иган // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2000 г. — № 1.

3.                 Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика [Текст] / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. — Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.

4.                 Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы (Das Ich und die Abwehrmechanismen) [Текст] / А. Фрейд. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — с. 68

5.                 Хорни К. «Тревожность». Хорни К. Собрание сочинений в 3 томах [Текст] / К. Хорни. — Москва: Смысл, 1997. — т.2, с. 174–180

6.                 Этчегоен Г. Эмпатия [Текст] / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2003 г. — № 1.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая защита, защита, уровень эмпатии, эмпатия, вид защиты, защитный механизм проекции, защитный механизм психики, корреляционный анализ, общий уровень эмпатии, проникающая способность.

Ключевые слова

эмпатия, защитные механизмы психики, эмпатия.

Похожие статьи

О взаимосвязи эмоционального выгорания и профессиональной мотивации врачей общего профиля

В работе представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и профессиональной мотивации у врачей общего профиля.

Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа памяти младших школьников

Статья посвящена изучению взаимосвязи особенностей темперамента младших школьников и типа памяти, а также проведено экспериментальное исследование по данной проблеме.

Статокинетическая устойчивость человека

Статья посвящена раскрытию основных исторических аспектов развития учения о статокинетической устойчивости человека. В работе обозначены перспективы ее дальнейшего формирования в контексте создания комплекса методов, воздействующих на повышение функц...

Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте

В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.

Клинико-психологические нарушения адаптации у родственников пациентов, перенесших ОНМК

Статья посвящена клинико-психологическим методам выявления психологических нарушений адаптации у родственников пациентов, перенесших ОНМК. Дисстресс, обусловленный тяжелым заболеванием (инсультом) близких людей, оказывает влияние на возникновение соц...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы, проанализирована актуальность данной проблемы.

Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена развитию инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской области с целью совершенствования их дальнейшей деятельности

Определены понятия психологического паттерна для осуществления оценочных процедур в разных ситуациях реагирования индивида. Показаны возможности психосемантического метода для оценки индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской об...

Похожие статьи

О взаимосвязи эмоционального выгорания и профессиональной мотивации врачей общего профиля

В работе представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального выгорания и профессиональной мотивации у врачей общего профиля.

Изучение взаимосвязи особенностей темперамента и типа памяти младших школьников

Статья посвящена изучению взаимосвязи особенностей темперамента младших школьников и типа памяти, а также проведено экспериментальное исследование по данной проблеме.

Статокинетическая устойчивость человека

Статья посвящена раскрытию основных исторических аспектов развития учения о статокинетической устойчивости человека. В работе обозначены перспективы ее дальнейшего формирования в контексте создания комплекса методов, воздействующих на повышение функц...

Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте

В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.

Клинико-психологические нарушения адаптации у родственников пациентов, перенесших ОНМК

Статья посвящена клинико-психологическим методам выявления психологических нарушений адаптации у родственников пациентов, перенесших ОНМК. Дисстресс, обусловленный тяжелым заболеванием (инсультом) близких людей, оказывает влияние на возникновение соц...

Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате

В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы, проанализирована актуальность данной проблемы.

Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена развитию инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской области с целью совершенствования их дальнейшей деятельности

Определены понятия психологического паттерна для осуществления оценочных процедур в разных ситуациях реагирования индивида. Показаны возможности психосемантического метода для оценки индивидуальных психологических паттернов у студентов Воронежской об...