Деривационное значение — особый компонент семантики производного слова | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карпова, С. Е. Деривационное значение — особый компонент семантики производного слова / С. Е. Карпова, Е. Н. Васильева. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14543/ (дата обращения: 14.05.2024).



В производных словах внутренняя форма есть всегда, причем она характеризует не только окказиональные, но и обычные узуальные слова. Понятие «внутренняя форма слова» до сих пор не имеет однозначного определения. А. А. Потебня, один из первых русистов, обратившихся к анализу этого явления, понимал под внутренней формой «ближайшее этимологическое значение слова» [3, с. 56 -114]. Современный этап изучения проблемы характеризуется более широким подходом к этому понятию. Вслед за современными исследованиями мы будем считать проявлением внутренней формы любой признак, лежащий в основе наименования, не только уже утраченной носителями языка, но и живой. Внутренняя форма мотивирующего слова представляет собой деривационное или словообразовательное значение.

В современных исследованиях деривационное значение определяется противоречиво. По определению Е. А. Земской, «деривационное значение— является общим для производных данного типа иустанавливается на основании семантического соотнесения производящего ипроизводного». [1, с. 86 -106].

Учитель, мучитель … «тот, кто выполняет действие, названное производящей основой», — это общее значение является деривационным значением.

В этом определении выделены два признака деривационного значения:

во-первых: оно проявляется в отношении значения производного к значению производящего.

во-вторых: оно характеризуется обобщенностью — «является общим для всех производных данного типа».

Деривационное значение характеризует обе структуры, только в первом оно абстрактно, отвлеченно, а во втором — конкретно. Так, в случае «пейзажист» — значение «тот, кто имеет какое — либо отношение к предмету» более обобщенно. Оно характеризует целый ряд производных.

Е. А. Земская уточняет, что «установив семантические отношения между производящими и производными, мы тем самым определяем словообразовательное значение данного типа. В семантике слова для словообразования важна не конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражается в его строении». [1, гл.5].

Перейдем к определению семантической структуры слова и её компонентов.

Некоторые исследователи отмечаю, что:

‒ словообразовательное значение производных слов разных типов обладает разной степенью конкретности. Наряду с такими конкретными значениями, как детеныши животного, названного производящей основой, существуют такие отвлеченные значения, как «обозначения признака, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой». Именно так формулируется деривационное значение прилагательных с суффиксами –н-, -ов-, производимых от слов существительных (лесной, автомобильный, дорожный, бензиновый, асфальтовый, парковый).

‒ Словообразовательные значения могут быть как общие, так и частные. Общее деривационное значение — это значение словообразовательного типа. Тип — основная единица словообразовательной системы. Это «схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц в «Русской грамматике», характеризующихся:

1. общностью части речи непосредственно мотивирующих слов и

2. формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих является — словообразовательным значением слов этого типа; носителем словообразовательного значением является формант [Русская грамматика, 1980 г., гл. 198].

Глаголы «прыгнуть, свиснуть, толкнуть, принадлежат к одному и тому же словообразовательному типу, так как они мотивируются глаголами прыгать, свистеть, толкать; имеют общий формант — это суффикс -ну- со словообразовательным значением однократности.

  1. Словообразовательные значения — неоднородны.

Сложные слова, сращения, аббревиатуры (то есть, все производные слова, наделенные производной базой, включающие несколько слов) имеют словообразовательные значения иной природы. Такое деривационное значение предложено называть синтагматическим.

Оно сводится к идее соединения составляющих производное простых слов. В тех случаях, когда словосложение соединяется с аффиксацией, синтагматическое деривационное значение осложняется значением, вводимым аффиксом:

значением отвлеченного действия (в основах типа скороход — о, канатоход-ец, орденонос-ец, стекло — о и т. д.).

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:

  1. типы, у которых эти отношения во всех словах или в подавляющем большинстве слов одинаковы: дом — домик, стол — столик.
  2. типы, у которых эти отношения нетождественны и число этих отношений неограничено.

У словообразовательных типов второй группы эти компоненты сводятся к более общему значению, которое и является словообразовательным значением типа — общим словообразовательным значением.

Так, существительные с суффиксом –к(а) кожанка «кожаное пальто или куртка», дюймовка «дюймовая доска», анисовка «анисовая водка» образуют словообразовательный тип с общим значением «предмет, обладающий признаком, названным мотивирующим прилагательным, носителем признака».

Можно выделить повторяющиеся в ряде слов наиболее распространенные значения, более узкие по сравнению с общим словообразовательным значением типа. Это частные словообразовательные значенияони составляют более узкие единицы — семантические подтипы врамках типа.

В производных словах с суффиксом –лк(а) выделяют следующие семантические подтипы:

  1. Предмет, предназначенный для выполнения действия (молотилка);
  2. Предмет, приспособление, являющееся субъектом действия (коптилка);
  3. Помещение, предназначенное для выполнения действия (читалка);
  4. Лицо, субъект действия (читалка).

Таким образом, сделаем выводы:

‒ необходимо разграничивать два проявления деривационного значения. Деривационное значениевсловообразовательном типе (модели) и в словообразовательном акте (производном слове);

деривационное значение — как неотъемлемый компонент семантической структуры любого производного слова;

существуют разные проявления деривационного значения словообразовательного типа: общее ичастное, более обобщенное иконкретное;

разный характер деривационного значения ваффиксах производных ив сложных словах.

Литература:

  1. Земская Е. А. Словообразовательное значение. Современный русский язык/Под.ред. В. А. Белошапковой.М., 1981 г.

2. Кадькалова Э. П. Исследование способов отображения однотипного содержания производных слов разных словообразовательных типов https://cyberleninka.ru

  1. Потебня А. А. Теоретическая поэтикам: Высшая школа.1990. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met137/node4.html.
  2. Хохлачева В. И. Проблема словообразовательного значения/Грамматика и норма. — М.: Наука, 1977 г.
Основные термины (генерируются автоматически): деривационное значение, общее значение, слово, словообразовательный тип, тип, внутренняя форма, производящая основа, общее словообразовательное значение, производное слово, словообразовательное значение.

Похожие статьи

Параметры классификации словообразовательных категорий...

Ключевые слова:словообразовательная категория, словообразовательное значение, концепт, модификация, мутация, транспозиция, части

Словообразовательные категории (СК) — важнейшие комплексные единицы словообразования, в границах которых осуществляется...

Внутренняя форма слова – мотивирующий признак наименования

Будем понимать под внутренней формой значения способ представления в языке внеязычного содержания. Значение — это то, что отражается данной лексической единицей. Внутренняя форма— то, как отражается тот или иной факт действительности.

Словообразовательная характеристика качественных...

Словообразовательный ярус обладает собственным набором единиц (производное слово, словообразовательный тип, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо...

Понятие семантической деривации | Статья в сборнике...

Не следует, однако, недооценивать роль изменения значения слов, уже существующих в

С их помощью раскрывается соотношение между производящей основой и производным словом, что

Семантические и словообразовательные деривации заимствований в ЛСГ названий...

Категориальное значение частей речи | Статья в журнале...

Лексическое значение выражается основой, словообразовательное значениесловообразовательным средством, категориальное значение — парадигматической схемой и синтагматической связью данной части речи, грамматическое значение...

Антонимия как языковое явление | Статья в журнале...

Словообразовательные гнезда исходных противоположных слов порождают антонимы «в возможности», предоставляя формы выражения контрастности, но действительная отраженная антонимия устанавливается на основе семантического критерия этого семантического явления...

Преподавание русского языка: роль словообразования

Формирование слова и лексика. Реализация принципа словообразовательного имеет важное значение для изучения лексики. Деривационные единицы играют фундаментальную роль в системном изучении лексики и представляют собой наиболее эффективный способ обогатить...

Циркумфиксальные модели, их словообразовательное значение...

Ключевые слова: циркумфиксальные модели и типы, словообразовательное значение, синхроническая и диахроническая продуктивности

Известно, что словообразовательным значением называют общую сему всех дериватов, образованных по данной модели.

Проблемы исследования деривационной системы в процессе...

Производящая и производная единицы связаны отношениями временной. В данной статье рассматриваются эти и другие вопросы.

Это ведет языковедов к выяснению общей методики анализа деривационной системы русского языка в целом, к поискам общих путей и способов...

Словообразовательные модели современного немецкого языка

Каждый из этих словообразовательных суффиксов определенным образом изменяет значение производящей основы.

Словообразовательные суффиксы существительных немецкого языка полисемантичны: один и тот же суффикс способен придавать слову ряд совершенно...

Похожие статьи

Параметры классификации словообразовательных категорий...

Ключевые слова:словообразовательная категория, словообразовательное значение, концепт, модификация, мутация, транспозиция, части

Словообразовательные категории (СК) — важнейшие комплексные единицы словообразования, в границах которых осуществляется...

Внутренняя форма слова – мотивирующий признак наименования

Будем понимать под внутренней формой значения способ представления в языке внеязычного содержания. Значение — это то, что отражается данной лексической единицей. Внутренняя форма— то, как отражается тот или иной факт действительности.

Словообразовательная характеристика качественных...

Словообразовательный ярус обладает собственным набором единиц (производное слово, словообразовательный тип, словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо...

Понятие семантической деривации | Статья в сборнике...

Не следует, однако, недооценивать роль изменения значения слов, уже существующих в

С их помощью раскрывается соотношение между производящей основой и производным словом, что

Семантические и словообразовательные деривации заимствований в ЛСГ названий...

Категориальное значение частей речи | Статья в журнале...

Лексическое значение выражается основой, словообразовательное значениесловообразовательным средством, категориальное значение — парадигматической схемой и синтагматической связью данной части речи, грамматическое значение...

Антонимия как языковое явление | Статья в журнале...

Словообразовательные гнезда исходных противоположных слов порождают антонимы «в возможности», предоставляя формы выражения контрастности, но действительная отраженная антонимия устанавливается на основе семантического критерия этого семантического явления...

Преподавание русского языка: роль словообразования

Формирование слова и лексика. Реализация принципа словообразовательного имеет важное значение для изучения лексики. Деривационные единицы играют фундаментальную роль в системном изучении лексики и представляют собой наиболее эффективный способ обогатить...

Циркумфиксальные модели, их словообразовательное значение...

Ключевые слова: циркумфиксальные модели и типы, словообразовательное значение, синхроническая и диахроническая продуктивности

Известно, что словообразовательным значением называют общую сему всех дериватов, образованных по данной модели.

Проблемы исследования деривационной системы в процессе...

Производящая и производная единицы связаны отношениями временной. В данной статье рассматриваются эти и другие вопросы.

Это ведет языковедов к выяснению общей методики анализа деривационной системы русского языка в целом, к поискам общих путей и способов...

Словообразовательные модели современного немецкого языка

Каждый из этих словообразовательных суффиксов определенным образом изменяет значение производящей основы.

Словообразовательные суффиксы существительных немецкого языка полисемантичны: один и тот же суффикс способен придавать слову ряд совершенно...