Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профилактика дисграфии

7. Дефектология
18.11.2013
78
Поделиться
Библиографическое описание
Розмаитая, В. М. Профилактика дисграфии / В. М. Розмаитая. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4537/.

В статье даны рекомендации для родителей по развитию у ребёнка способности к различению звуков речи.

Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв (или письменных знаков) обозначается не что иное, как звуки устной речи. Следовательно, чтобы освоить грамотное письмо, надо очень чётко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также и приблизительное место расположения данного звука в слове. Если же поступающий в школу ребёнок не владеет названными умениями, то он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не смогут быть преодолены без специальной помощи педагога.

Анализ письма дисграфиков показал, что ошибки в письменной речи происходят главным образом из-за того, что у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова. Такой ребёнок не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы ему уже известны. Дети же с поздним развитием речи плохо овладевают также грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно употреблять род и число. Довольно часто встречается оптическое смешение букв, сходных по начертанию.

Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Например, слова «мишка» и «миска» (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребёнком на слух) он может различать только при условии чёткой дифференциации звуков «ш» и «с», и поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые.

При отсутствии затруднений в слуховой дифференциации звуков ребёнок показывает картинки спокойно и уверенно, даже если одна из них показывается несколько раз подряд. При неразличении же или неустойчивом различении звуков ребёнок колеблется, вопросительно поглядывая на взрослого, просит повторить слово ещё раз или просто показывает картинки наугад.

Следует иметь в виду, что при нормальном ходе речевого развития различение звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок, доступен детям с двух-трёхлетнего возраста.

Развить у ребёнка способность к различению звуков речи в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом различение в звучании несколько утрируется, специально подчёркивается, чтобы для ребёнка оно стало более заметным. Любая «отрабатывается» пара звуков («ж-ш», «ж-з», «с-ц», «б-п» «д-т», «г-к» и т. д.) попеременно произносится изолированно до тех пор, пока ребёнок не научиться улавливать различие в их звучании. После достижения необходимого результата оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребёнок показывает соответствующую букву (обе буквы должны лежать перед ним). Далее нужно упражнять ребёнка в различении этих же самых звуков в слогах и в словах, для чего могут быть предложены следующие задания:

-          различение на слух и воспроизведение слогов с оппозиционными звуками, например, ба-па, та-да, ба-ба-па, та-да-та, са-са-ша, за-ша-са;

-          хлопок в ладоши или показ соответствующей буквы при наличии в слове заданного звука, например, есть ли звук «ж» в словах жук, пожар, лодка, жираф, кот, лампа, жаба, лужа, книга, пирожок и т. д. Задания постепенно усложняются, ребёнку предлагается выделение на слух двух звуков. Таким образом, можно отрабатывать слуховой анализ практически всех звуков;

-          придумывание ребёнком слов с заданным звуком сначала в начале слова, затем в середине и в конце слова;

-          выделение на слух первого звука в слове (сначала ребёнок определяет ударный гласный, затем первый согласный звук);

-          выделение последнего звука из слова (не предлагаем ребёнку для различения безударный гласный в конце слова и оглушённый согласный звуки);

-          определение на слух места звука в слове.

Если ребёнок справится со всеми этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов. Например, назвать первый, второй, третий и т. д. звуки в словах мак, стул, сушка, картина; определить, какой звук слышится после (перед) «о» в слове горка и т. д.

Примерный список слов с различающимися звуками:

«с-т»: сам-там, Саня-Таня, санки-танки, сушить-тушить, пульс-пульт;

«с’-т’»: сени-тени, сень-тень, сереть-тереть, просечь-протечь;

«с-c’»: сэр-сер, осы-оси; посыльный-посильный, гнус-гнусь;

«ж-ш»: жар-шар, жалость-шалость, пожить-пошить, сажа-Саша;

«ж-з»: ждать-сдать, рожок-разок, жевать-зевать, кожы-кози;

«ж-с»: жук-сук, жир-сыр, ужи-усы, жало-сало, жучок-сучок;

«щ-т-т’»: щёки-токи, щёчки-точки, щучка-тучка, прыщ-прыть;

«щ-с-с’»: щуп-суп, рощи-росы, лещ-лес, лещик-лесик, вещь-весь;

«щ-ш»: щип-шип, чаща-чаша, вмещать-вмешать, прощение-прошение;

«щ-ц»: щель-цель, плащ-плац, щелевой-целевой, прищепить-прицепить;

«ц-т-т’»: цапки-тапки, цыкать-тыкать, сценка-стенка, леденец-леденец;

«ц-с-с’»: цвет-свет, целить-селить, царить-сорить, бутцы-бусы, бац-бас;

«ч-т’»: чавкать-тявкать, чёлка-тёлка, чиж-тишь, вечер-ветер, бич-бить;

«ч-с»: чайка-сайка, чаша-Саша, чумка-сумка, качка-каска, ночь-нос;

«ч-ш»: чайка-шайка, перчить-першить, засучить-засушить, дача-Даша;

«ч-щ»: чёлка-щёлка, точить-тащить, горячий-горящий, плач-плащ;

«ч-щ»: чех-цех, учинить-уценить; плач-плащ, учинить-уценить;

«л-в»: лазы-вазы, латка-ватка, лоск-воск, желать-жевать;

«л’-в’»: лес-вес, лить-вить, налить-навить, разлиться-развиться;

«л-л’»: лук-люк, слыть-слыть, уголок-уголёк, пыл-пыль;

«р-л»: рак-лак, ров-лов, рама-лама, пороть-полоть, вор-вол;

«р’-л’»: рис-лис, репка-лепка, рейка-лейка, зреть-злеть, угорь-уголь;

«р-л’»: руки-люки, артист-альтист, зарывать-заливать; шар-шаль;

«р-р’»: ров-рёв, пары-пари, тропка-трёпка, горка-горько, хор-хорь;

«м-н»: мочь-ночь, рама-рана, рамка-ранка, том-тон, сом-сон;

«м’-н’»: умять-унять, смять-снять, немец-ненец; темь-тень.

Полезно сравнивать речевые звуки с неречевыми. Например, при дифференциации «ш» и «с» звук «ш» сравнивается с шипением змеи, а «с» — со свистом пара, «ж» — жужжание жука, «з» — писк комара, «м» — мычание коровы, «р» — рычание собаки, рокот мотора и т. д. Для закрепления произнесения звуков и овладения ребёнком чтения, можно использовать следующие двустишия.

«ш-с» Влез мальчишка на каштан-

Разорвал себе кафтан.

«ц-щ» Целился охотник в цель,

А попал в заборе в щель.

«ч-ш» Командиру отдал честь:

Есть явиться ровно в шесть!»

«р-й» Рома нёс в потёмках раму,

Провалился с нею в яму.

«р-л» У улитки маленькие рожки

Похожи на маленькие ложки.

«р-л» Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет»

«м-н» У меня на пальце рана –

Со стены упала рама.

«г-х» Посылает брата Глеб:

«Отнеси соседке хлеб».

Для приобретения навыков, необходимых для чтения, могут пригодиться скороговорки.

«с-ч» На соседа, на грача,

Накричал ГРАЧ сгоряча.

Грач кричал, грач горячился…

А сосед не огорчился.

«р, р’»- В ателье лесном — примерка.

«л, л’» Примеряет шубку белка.

Три подружки — трясогузки

Примеряют рядом блузки.

«с-ш» В лесу слышен шелест листьев.

Шишки на сосне, шишки на столе.

«р-л» Встретил друга я вчера,

Разговор был до утра.

Рассказал про вести я

И про происшествия.

«с-ш» Вышел с лыжами сосед –

И пяти соседу нет.

«Ты куда? –

Кричу соседу.

Он ответил:

«Падать еду!»

Дети любят разгадывать загадки или загадывать их. Это можно использовать для закрепления произнесения звуков.

«с-ш» Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается. (Собака)

«с-ч» Хвост крючком,

Нос пятачком. (Свинья)

«с-ч» Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыбка).

Литература:

1.                Даньшина Н. Г. «Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи». Издательство «Аркти», Москва, 2011г.

2.                Зайцев Н. А. «Программа развития и обучения дошкольника. Методика Зайцева. Скороговорки. Для детей 4–6 лет». СПб, Издательский Дом «Нева»; М. «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.

3.                Ковшиков В. А. «Исправление нарушений различения звуков». Издательство «Сатис», Санкт-Петербург, 1995г.

4.                Кукушкина В. С. «Логопедия в школе: практический опыт». Издательский центр «Март», Ростов-на-Дону, 2010г.

5.                Куликовская Т. А. «40 новых скороговорок». Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2003г.

6.                Куликовская Т. А. «Птичьи скороговорки». Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2007г.

7.                Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми». Издательство «Владос», Москва, 1994г.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный