Работа учителя русского языка и литературы с одаренными детьми в средней школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 1031 раз

Библиографическое описание:

Ягудина, Р. И. Работа учителя русского языка и литературы с одаренными детьми в средней школе / Р. И. Ягудина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2805/ (дата обращения: 27.04.2024).

Учитель-словесник обычно работает с одаренными учащимися, имеющими творческие, академические, лидерские способности. Это является основным фактором при определении направлений деятельности по развитию их дарований: творческая деятельность (развитие навыков авторского литературного, музыкального, сценического творчества), научно- исследовательская деятельность (развитие академических способностей, формирование навыков научно- исследовательской, поисковой деятельности), профориентационная деятельность (помощь в профессиональном определении и развитии навыков и умений, необходимых для определенной профессии), организаторская деятельность (развитие лидерских способностей).

С этой целью создано школьное научное общество «Озарение» (8-11 кл.). В него входят учащиеся с выраженными академическими способностями, обладающие интересом к науке, желающие заниматься серьезной исследовательской деятельностью. Работа научного общества проходит один раз в неделю во внеурочное время. В основном учащиеся исследуют жизнь творчество литераторов, ученых, видных деятелей. Работы заслушиваются на школьных научно - практических конференциях, затем их авторы участвуют в конкурсах, научно- практических конференциях различного уровня (Республиканские научно- практические чтения им. Каюма Насыри, «Рождественские чтения», «Онегинские чтения», «Славянские чтения»Республиканская научно практическая конференция им. Л.Н. Толстого, Международный творческий конкурс «Звезда нового века» и др.)

Примерные темы научно- исследовательских работ учащихся – призеров: «Символика неба в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», «Символика розы в мировой литературе (живописи, музыке, прикладном искусстве и др.), «Образ воды в русской литературе», «Тема сыновнего долга в произведениях К. Паустовского, А.Платонова, В.Распутина», «Чистополь в судьбе и творчестве советских литераторов», «Два великих проповедника», «Нравственные уроки сказок К. Чуковского» и др.

Для развития поисково-исследовательских способностей одаренных учащихся функционирует клуб юных краеведов «Поиск» при школьном краеведческом музее. Школьники активно занимаются изучением истории, культуры, традиций народов родного края, создают исследовательские работы, основанные на краеведческом материале. Они развивают не только свои творческие, исследовательские, коммуникативные, организаторские способности, но и вносят большой вклад в изучение истории родного края, в пополнение фондов школьного музея.

Члены клуба регулярно участвуют в краеведческих конкурсах различного уровня (Муниципальные: «Жуковские чтения», Республиканские научно- практические чтения им. Каюма Насыри, «Тайны родного края», «Военная история Зеленодольского района», «Выдающиеся люди Заволжья», «Семейная реликвия как частица Родины» др.).

Вот некоторые темы поисково-исследовательских работ учащихся по краеведению: «В мире баитов родного села», «Частушки жителей моего села», «Ворота моего села», «Солдатская родословная», «Учительская династия», «Тайны фронтового дневника», «История солдатской гимнастерки», «Пишу письмо перед началом боя», «Мы дети страшных лет России»(О жертвах сталинских репрессий), «Я родом из войны» и др.

Работа клуба «Поиск» организована во внеурочное время. Но многие темы исследований даны учащимся на уроке в качестве дополнительного углубленного задания. Например, после изучения сказки-были «Кладовая солнца» учащиеся получили задание написать исследовательскую работу «Дети военной поры в моей семье», «Следы войны в моей семье»(6 кл.)

Изучая творчество репрессированных писателей, члены клуба получают особое задание: провести поисково- исследовательскую работу «Мы дети страшных лет России» (О жителях села- жертвах сталинского террора) и др.

Для учащихся 6-7 классов со сценическими способностями практикую работу подросткового психологического театра «Затейник». Сюда входят не только одаренные сильные учащиеся, но и «трудные» подростки. Искусство, коллективная творческая деятельность способны помочь подростку в его личностном становлении, в правильном выборе жизненных ориентиров. В кружке занимаемся постановкой литературно- музыкальных композиций, музыкальных сказок на новый лад, инсценированием программных произведений: «Репка», «Колобок», «Вечер сказок А.Пушкина», «В мире басен Крылова», «Осенние посиделки» и др. Театральная группа ставит свои спектакли и композиции в больнице, детском садике, детском доме, перед пожилыми односельчанами. Ребята получают огромную радость от возможности творческой самореализации. Занятия театра проводятся 1-2 раза в неделю.

Старшеклассники, влюбленные в литературу, театр, музыку, объединены в литературно-драматический кружок «Чайка». Они проводят литературно-драматические вечера, читательские конференции, ставят спектакли.

Кружок имеет славную историю, регулярно проводятся вечера встречи с бывшими выпускниками-кружковцами. Были проведены следующие вечера: «Ты боль российская и рана…»(О творчестве В. Высоцкого), «Неповторимое имя - Марина…»(О творчестве М. Цветаевой), «О, святое материнство!» (По повести Ч. Айтматова «Материнское поле»), «Берегите матерей!» (По поэзии Р. Гамзатова), «Я в душу ранен тобой, Афганистан»; поставлены спектакли по программным литературным произведениям А.Чехов «Вишневый сад», А.Островский «Гроза», А. Фадеев «Молодая гвардия» и др.

Учащиеся, обладающие литературными способностями, объединены в кружок «Вдохновение». Они создают художественные произведения различных жанров, выступают с ними на школьных литературных вечерах, на муниципальных конкурсах: «Проба пера», «Крылья Пегаса», «Онегинские чтения» и др. Члены кружка выпускают литературную газету «Вдохновенье»(1 раз в четверть). Кружок собирается 2 раза в месяц.

Кроме названных конкурсов, одаренные учащиеся участвуют в Международном интернет - конкурсе «Звезда нового века» для детей с очень широким спектром творческих дарований.

Практикую поездки с одаренными детьми в театры г. Казани, по достопримечательным местам: в Болдино, Раифу, о. Свияжск, музей К. Насыри, Г. Тукая, М. Горького, походы в лес, к Святому роднику.

В конце учебного года на общешкольной линейке проходит награждение учащихся, которые успешно представили школу на олимпиадах и конкурсах разного уровня.



Основные термины (генерируются автоматически): родной край, способность, учащийся, внеурочное время, Звезда нового века, изучение истории, исследовательская работа, конкурс, моя семья, развитие навыков, различный уровень, ребенок, Россия, член клуба, чтение.

Похожие статьи

Формирование исследовательских умений у учащихся...

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности.

Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию...

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

– Сплочение разных поколений членов семей учащихся, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во внеурочной деятельности ведется по направлениям

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

Возможности использования внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков учащихся

Уменьшение учебной нагрузки в целях сохранения здоровья детей, совершенствование владения родным языком через функциональный подход к обучению.

Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

- Овладение начальными навыками исследовательской работы. - Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, как основа всех основ, является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа.

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края.

Современные подходы к организации учебно-исследовательской...

Учебно-исследовательская деятельность сегодня — одно из ведущих направлений работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях района, она является средством развития личности школьника, приобретения учащимися функционального навыка исследования как...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

- знакомство с символикой своего города и России; изучение значимости каждого символа.

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края.

родной край, школьное краеведение, поисковая работа, местный материал, краеведческая работа...

Мир вокруг нас | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Исследовательская работа по восстановлению через фотоальбомы, рассказы родных и близких истоков своей семьи...

Похожие статьи

Формирование исследовательских умений у учащихся...

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности.

Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию...

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

– Сплочение разных поколений членов семей учащихся, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во внеурочной деятельности ведется по направлениям

Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во...

Возможности использования внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков учащихся

Уменьшение учебной нагрузки в целях сохранения здоровья детей, совершенствование владения родным языком через функциональный подход к обучению.

Мой край | Статья в журнале «Школьная педагогика»

- Овладение начальными навыками исследовательской работы. - Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, как основа всех основ, является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа.

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края.

Современные подходы к организации учебно-исследовательской...

Учебно-исследовательская деятельность сегодня — одно из ведущих направлений работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях района, она является средством развития личности школьника, приобретения учащимися функционального навыка исследования как...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей

Мы думаем, что многие наши беды от незнания истории родного города, края, Родины.

- знакомство с символикой своего города и России; изучение значимости каждого символа.

Использование краеведческого материала на уроках и во...

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края.

родной край, школьное краеведение, поисковая работа, местный материал, краеведческая работа...

Мир вокруг нас | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Исследовательская работа по восстановлению через фотоальбомы, рассказы родных и близких истоков своей семьи...