Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре в структуре успешности профессионально-педагогической деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щербакова, И. И. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре в структуре успешности профессионально-педагогической деятельности / И. И. Щербакова, Е. Л. Чеснова, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2543/ (дата обращения: 30.04.2024).

Профессионально-педагогическая деятельность и ее успешность с точки зрения здоровьесберегающих основ современной педагогической теории и практики представляет интерес не только у педагогов по физической культуре, но и у широкого круга исследователей и просто любопытствующих или самосовершенствующихся родителей и лиц, заинтересованных в качественном образовании нашего подрастающего поколения.
Под профессионально-педагогической деятельностью будем понимать совокупность гносеолого-герменевтической, аксиолого-акмеологической, социокультурной и субъектно-личностной составляющих педагогического взаимодействия, реализуемого педагогом-профессионалом, системно трансформирующем опыт социальных отношений в деятельности и общении у обучающихся и воспитанников в контексте решения системы противоречий современной педагогики, отражающих поставленные перед обществом цели и задачи современного образования, обучения, развития, воспитания, социализации, самоопределения, самореализации, саморазвития и самосовершенствования.
Под культурой самостоятельной работы педагога по физической культуре (КСР педагога по ФК) будем понимать механизм и средство саморазвития, самореализации, самосовершенствования в структуре профессионально-педагогического взаимодействия педагога в контексте идей гуманно-личностной и здоровьесберегающей педагогики, исследуемой нами по продуктам деятельности педагога в системе образования и мультисредовых отношений (объективно-деятельностный компонент сформированности КСР) и отзывам, характеристикам, поведению коллег (объективно- или субъективно-деятельностный или культурологический компонент сформированности КСР).
Культура самостоятельной работы педагога будет рассматриваться нами с позиции 4-х уровневого преобразования внутреннего мира личности педагога и внешних его проявлениях (см. феноменологическую модель, а также этапы и уровни сформированности КСР педагога).

Феноменологическая модель сформированности КСР педагога

Мультисреда – это единое биоэнергетическое поле, создаваемое природой и действием объектов и субъектов социального или воспитательно-образовательного пространства в ситуациях, связанных с деятельностью и общением в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, накладывающих свои гносеологические и методологические векторы на систему преобразования, жизнедеятельности и развития внутреннего (человек, индивид, субъект, личность) и внешнего (объекты и субъекты) генеза. Это описание можно проиллюстрировать феноменологической моделью формирования КСР педагога. В течение всей жизнедеятельности у педагога формируется система качеств, компетенций в структуре человек-индивид-субъект-личность, которая фасилитирует определение и понимание всех условий и продуктов антропологической среды в ее микро-, мезо-, макро- и мегахарактеристиках в моделях деятельности и общения.

Этапы и уровни сформированности КСР педагога:

Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).
Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.
Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств.
Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагоги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
Данные этапы и уровни необходимо пересмотреть с позиции идей здоровьесберегающей педагогики и специфики профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре, а также внести в систему данных уровней критерий успешности и отразить в модели его объективную и субъективную грани сравнения.
Профессионально-педагогическая деятельность и ее успешность в таком контексте представляет собой куклу, которой играет общество обучающихся, коллег, родителей, граждан с ее ресурсами (внутренний мир, достижения, модели преобразования объективной реальности в контексте социализации, самоопределения, самореализации, саморазвития, самосовершенствования и других категориальных феноменологических явлений, раскрывающих личность профессионала с позиции современной педагогической теории и практики). И как любая кукла, которой играет ребенок (ребенок – это взрослеющий сообразно различным средовым преобразованиям неустанно, целеустремленно, ситуативно, индивидуально, с пространственно-временными ограничениями и возможностями обучающийся) профессионально-педагогическая деятельность может быть с позиции внутреннего (сам педагог ее оценивает) и внешнего (оценивают обучающиеся, студенты, воспитанники, родители, коллеги, общество, государство, цивилизация и пр.) востребована, любима, состоятельна, дорога, конкурентоспособна, а в среде и деятельности трудолюбива, продуктивна, креативна и пр.
Под успешностью профессионально-педагогической деятельности будем понимать выявление продукта личностно, социально и профессионально значимого в контексте историко-культурных, пространственно-временных, субъектно-личностных, деятельностно-практических, гносеолого-герменевтических, аксиолого-акмеологических, антрополого-системных механизмов, средств и условий изучения, сравнения и систематизации результатов труда в рамках реализации основ профессионального взаимодействия педагога.
Успешность профессионально-педагогической деятельности мы будем исследовать по профессионально-педагогическим кейсам, портфолио, анкетам, беседам.
Представим одну из анкет, фасилитуирующую понимание и результат анализа системы преобразований внутреннего и внешнего генеза в становлении педагога-профессионала.

Врезка1

Данная анкета в материале выше представленных вопросов представляет собой лист формата А4 с линованными линиями для ответов, которых достаточно, чтобы вписать свой продуманный ответ.
Другая анкета представляет собой оценку достижений коллеги. Она разработана для изучения особенностей оценки педагогов другими педагогами и состоит из вопросов, которые фасилитируют понимание аксиолого-герменевтического генеза профессионально-педагогической практики коллеги. Данный материал может быть как объективным, так и субъективным. Совокупность достижений можно взять из личного листка по учету кадров и трудовой книжки. Субъективность оценки свидетельствует о некоторой деформации социально-профессионального или личностного генеза, где успех и результат иногда рассматривается в системе предоставления данных, которые заведомо являются ложными или зависть, корысть, ревность и прочие отрицательные чувства не могут объективно отразить всё то, что коллега сделал на текущий момент педагогической практики. Эту анкету можно заполнить при непосредственном общении с другим педагогом, чтобы не травмировать сознание его интересом к работе и личности коллеги. Кроме того, выявленное в ходе беседы будет объективнее с позиции истинной оценки заслуг и труда данного педагога.

Врезка2

Любое исследование не должно наносить вреда здоровью испытуемого, поэтому все полученные результаты должны быть представлены в последующих работах (статьях) в форме с шифрами или порядковыми номерами в списке анализа данных.
Никто не может утверждать об истинности всех выявленных закономерностей и условий, способов и результатов, ценностей и компетенций, моделей и практики педагогической деятельности в стопроцентной защите от субъектного и субъективного актов проделанной работы, т.к. полисубъектное пространство всегда имеет в себе данные тенденции, без которых на современном этапе организации социологических и психолого-педагогических исследований нельзя обойтись. Все характеристики и оценки мы даем с позиции модели Анаксагора «Человек есть мера всех вещей».

Литература:
  1. Козырева, О.А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О.А. Козырева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Kuzspa.ru

Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-педагогическая деятельность, педагог, самореализация, уровень, физическая культура, анкета, результативность моделирования, самостоятельная работа педагога, современная педагогическая теория, феноменологическая модель.

Похожие статьи

Особенности формирования культуры самостоятельной работы...

Феноменологическая модель сформированности КСР педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, самореализация, деятельность, зрение, уровень, условие формирования, самостоятельная работа, владение способами, результативность...

Самовыражение и культура самовыражения педагогов...

будущий педагог, педагогическая деятельность, культура самовыражения, педагог, деятельность, педагогический ВУЗ, внешнее воздействие, культура самовыражения педагога, процесс самовыражения...

Возможность моделирования системы принципов...

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога.

Феноменология понятия «культура самостоятельной работы» не однозначна, т.к. система ограничений и...

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Под педагогическими условиями самореализации личности будущего учителя мы понимаем оптимальную

в профессиональной деятельности перешли в группу с высоким уровнем самореализации.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

Творчество в деятельности современного педагога

Творчество в деятельности современного педагога. Автор: Щербакова Татьяна Николаевна. Рубрика: 1. Общая педагогика.

2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»); 3) специфические профессиональные эмоции

Условия профессионально-педагогической самореализации...

Профессионально-педагогическая самореализация педагога по ФК имеет несколько уровней и структур, объективно описывающих возможности формирования КСР педагога в современной системе отношений, деятельности, культуры и права

Специфика самореализации педагогов по физической культуре...

Психолого-педагогические основы изучения процесса самореализации педагогов по физической культуре — сложная и многогранная проблема, неоднозначность, неоднородность...

Формирование культуры самостоятельной работы будущего...

Из модели взаимосвязи уровней функционирования КСР, уровней сформированности КСР педагога и уровней формирования профессионально-педагогической культуры (табл. 1) видно, что первый уровень...

Культура самостоятельной работы педагога по физической...

самостоятельная работа педагога, самостоятельная работа, уровень, педагог, культура, продуктивная самореализация педагога, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая работа...

Похожие статьи

Особенности формирования культуры самостоятельной работы...

Феноменологическая модель сформированности КСР педагога.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, самореализация, деятельность, зрение, уровень, условие формирования, самостоятельная работа, владение способами, результативность...

Самовыражение и культура самовыражения педагогов...

будущий педагог, педагогическая деятельность, культура самовыражения, педагог, деятельность, педагогический ВУЗ, внешнее воздействие, культура самовыражения педагога, процесс самовыражения...

Возможность моделирования системы принципов...

Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога.

Феноменология понятия «культура самостоятельной работы» не однозначна, т.к. система ограничений и...

Педагогические условия самореализации будущего учителя...

Под педагогическими условиями самореализации личности будущего учителя мы понимаем оптимальную

в профессиональной деятельности перешли в группу с высоким уровнем самореализации.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

Творчество в деятельности современного педагога

Творчество в деятельности современного педагога. Автор: Щербакова Татьяна Николаевна. Рубрика: 1. Общая педагогика.

2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»); 3) специфические профессиональные эмоции

Условия профессионально-педагогической самореализации...

Профессионально-педагогическая самореализация педагога по ФК имеет несколько уровней и структур, объективно описывающих возможности формирования КСР педагога в современной системе отношений, деятельности, культуры и права

Специфика самореализации педагогов по физической культуре...

Психолого-педагогические основы изучения процесса самореализации педагогов по физической культуре — сложная и многогранная проблема, неоднозначность, неоднородность...

Формирование культуры самостоятельной работы будущего...

Из модели взаимосвязи уровней функционирования КСР, уровней сформированности КСР педагога и уровней формирования профессионально-педагогической культуры (табл. 1) видно, что первый уровень...

Культура самостоятельной работы педагога по физической...

самостоятельная работа педагога, самостоятельная работа, уровень, педагог, культура, продуктивная самореализация педагога, гуманно-личностная педагогика, профессионально-педагогическая работа...