Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

LIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)

Дата публикации: 23.06.2023

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Змитрук, М. А. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах / М. А. Змитрук. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 10-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/497/18097/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитанияучащихся на уроках литературына примерах некоторых произведений из школьной программы средних классов.

Ключевые слова: нравственность, духовность, система духовно-нравственных ценностей, дискуссия, нравственное воспитание, литература.

Качество образования на сегодняшний день определяется не только знаниями, которые получает ученик в школе, но и качеством духовного, нравственного, гражданского развития подрастающего поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные качества: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества…» [1] Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение прежде всего духовно-нравственного развития, воспитания учащихся. [1]

Нравственное воспитание означает целенаправленный процесс формирования и развития у учащихся системы моральных убеждений, отношений и ценностей, как к людям, предметам окружающего мира, Родине, труду и самому себе.

«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Ш. А. Амонашвили) [2] Д. И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего». В своих педагогических воззрениях К. Д. Ушинский поставил знание законов воспитания в зависимость от познания человека во всех его проявлениях. А. С. Макаренко характеризирует внимание к всестороннему развитию каждой формирующейся личности как сознательное стремление к жизненным целям человека, его общественной активности, чувству радости и удовлетворения. [2]

На уроках литературы основными концепциями являются духовность, нравственность, смысл жизни, любовь, честь и совесть. Эти понятия также являются фундаментальными в системе общечеловеческих ценностей.

Литература в школьной программе направлена на развитие ценностных ориентаций учащихся и глубокому серьезному анализу жизненных установок, способствует формированию ценностного сознания, критическому мышлению, исторической осведомленности и патриотическому чувству у учащихся.

Сегодня проблема воспитания молодого поколения является острой для нашего общества. Многие подростки чувствуют себя отчужденными от истинных общечеловеческих ценностей и их моральные ориентиры искажены. Поэтому основная задача учителя литературы состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок морали и нравственности. Русская литература, в свою очередь, стремится к постижению вечной гармонии личности, мира, духовных и нравственных ценностей. Великие русские писатели задавались вопросами, которые являются важными для каждого задумывающегося человека. Литература поднимает именно те вопросы, которые непременно возникают у молодых людей, задающихся смыслом жизни и размышляющих о своей роли в мире. Что такое истина? Кто я такой? Правильно ли я живу? Каков смысл моего существования? Как бороться со злом? Что такое любовь к Родине?

Педагог Ковалёва Е. В. отмечает: «Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка» [5]

Каждый урок литературы должен стать уроком-открытием, уроком нравственности. При этом учитель литературы должен поощрять самостоятельное мышление учащихся и отказаться от проставления однозначных оценок. В процессе знакомства с литературными произведениями, важно проводить беседы с учениками о том, какие человеческие качества и жизненные ценности являются важными. Дети должны размышлять о нравственных вопросах, опираясь на произведения, изучаемые в программе и высказывать свое мнение.

Приведу несколько примеров. Во время изучения рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого с учащимися 5 класса, мы организуем работу в группах, где они заполняют таблицы, отражающие качества характера главных героев Костылина и Жилина. Процесс работы будет следующим: сначала ученики выбирают важные эпизоды, характеризующие персонажей, затем они анализируют поведение обоих персонажей, а после этого перечисляют качества характера, которые проявляются в этих эпизодах. Всю информацию мы заносим в таблицы. Затем, переходим к этапу систематизации полученных результатов, мы вместе сделаем выводы о том, какие качества характера нельзя считать достойными, а какие необходимо развивать в себе. Что заслуживает осуждения, а на что стоит равняться.

При изучении сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», считаю обязательным провести беседу на уроке о нравственных проблемах в произведении, которые поднимает автор. «За внешней простотой читателю-подростку важно увидеть богатый мир человека и природы, изображенный писателем, страстно влюбленным во все доброе и прекрасное. «Великая любовь Пришвина к природе родилась из любви к человеку», — писал К. Паустовский. Читатель-школьник почувствует в «Кладовой солнца» единство природы и человека. Нравственные уроки «Кладовой солнца» учат школьников деятельному добру, бескорыстной дружбе, помогают понять красоту труда, воспитывают патриотические чувства» [6].

Обсуждаем вопросы: нужно ли придерживаться правил поведения, соблюдать этические нормы? Какое поведение можно назвать нравственным? Докажите, что Настя и Митраша, оставшись без родителей, вели себя нравственно, приведите подтверждения из текста. Какие нравственные ошибки совершили герои произведения? Имеет ли человек право ошибаться и другие.

Произведения из школьной программы по литературе дают учителю множество поводов говорить о нравственности и духовности. Среди них, конечно, рассказ «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева. Это произведение наталкивает к разговору о чувстве вины, об уроках доброты и нравственности, поразмышлять с детьми, что такое нравственное преступление и проступок. При анализе ситуации нравственного выбора героя я использую метод «шести шляп». Это технология развития у школьников критического мышления. Правила работы в «шляпах». Белая шляпа: факты, информация. Желтая шляпа: плюсы, только положительные стороны. Черная шляпа: минусы, только отрицательные стороны. Красная шляпа: чувства, эмоции. Зеленая шляпа: новые идеи, творчество. Синяя шляпа: итоги, выводы, оценки. Этот метод можно применять и при изучении произведения «Уроки французского» В. Г. Распутина.

Много тем для размышления о духовности, нравственности, патриотизме и любви к Родине дает нам в своем творчестве Николай Васильевич Гоголь. Русский патриарх Алексий II назвал Н. В. Гоголя великим духовным писателем России [4].

Так, очень важной для обсуждения является тема предательства и любви Андрия в произведении «Тарас Бульба». Большинство ребят осуждают предательство Андрия своей Родины и отца. Но есть и другое мнение: «плохо, что Андрий предал Родину, но он это сделал во имя любви, поэтому его можно понять» [5].

Педагог Ковалёва Е. В. в своей статье приводит пример, как она поступает в такой ситуации: «Выслушав такое мнение, предлагаю поразмышлять над этим поступком под другим углом: «Давайте посмотрим, как ведёт себя прекрасная панночка при встрече с Андрием в осаждённом Дубно. Она плачет, говорит, что у их любви нет будущего: «знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы — враги тебе». Она могла бы сбежать с ним? Почему у неё даже мысли об этом не возникает? Какое слово ключевое в этой её фразе? «Мы». Она не отделяет себя от своего отца, от Родины. Что она выбрала для себя — любовь или предательство? Какие понятия для неё важнее любви? Долг, завет, отец, товарищи, отчизна. Сопоставьте её мировоозрение с мировоззрением Андрия. Чья позиция заслуживает уважения?» [5]

На уроках литературы важны дискуссии, касающиеся отношений между отцами и детьми, долга (в произведениях, таких как «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Телеграмма» К. Г. Паустовского), милосердия, сочувствия и жестокости (в произведениях, таких как «В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л. Н. Толстого), чести и бесчестия (в произведении «Капитанская дочка» А. С. Пушкина), а также храбрости и трусости (в произведении «Тихое утро» Ю. П. Казакова). «Большое значение в становлении ребенка как личности играют уроки доброты, ведь «с доброты человек начинается…». Живой отклик получают уроки, на которых школьники знакомятся с необыкновенными историями любви в «Повести о Петре и Февронии Муромских», в «Алых парусах» Александра Грина, в «Гранатовом браслете» Александра Куприна. На таких уроках главная воспитательная цель — развивать нравственное отношение к жизненным ценностям — любви, преданности, верности, семье» [3]. Все эти темы очень важны в процессе формирования духовно-нравственных качеств у учащихся.

Таким образом, данные понятия являются центральными темами для обсуждения и анализа на уроках литературы в средних классах.

Осуществление нравственного воспитания невозможно без развития психологической культуры учащихся, которая требует понимания основных законов развития личности и способности осознавать свои эмоциональные состояния. На уроках литературы учитель имеет возможность помочь учащимся раскрыть богатый психологический мир персонажей произведений, что стимулирует их формирование нравственной оценки действий персонажей и развитие их внутреннего мира.

Одной из форм работы на уроках литературы является написание сочинения-эссе, это способствует развитию у учащихся мотивации иметь собственное мнение по вопросам и умению его аргументировать. При этом предлагается выбирать темы, которые требуют нравственного осмысления представленных проблем, сопоставления собственных ценностей и позиции с главным героем произведения. При формулировке темы необходимо учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности учащихся. Для стимулирования самоанализа необходимо создать атмосферу взаимопонимания и непринужденности на уроке. Ребятам в средних классах еще непросто оформлять свои мысли письменно в виде эссе, но мы предлагаем использовать этот вид деятельности, поощряя самостоятельность и откровенность.

«Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Собственно говоря, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен» [2].

В заключении хочется отметить, что литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом — поиском внутренней мотивации для привлечения школьников к литературе.

Литературные произведения — это духовный опыт поколений и одна из важнейших целей литературного школьного образования — помочь ученикам понять и принять нравственные и духовные заветы, хранящиеся в произведениях литературы. И если ученики будут ощущать связь литературы с повседневной жизнью, воспринимать ее как школу жизни, тогда будут читать и любить ее.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России: 17 мая 2012 г. № 413. Приложение// [Электронный ресурс]/ Российская газета. — Интернет-портал. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html, свободный.
  2. Гагарина, К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения / К. Е. Гагарина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 110–115. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2776/ (дата обращения: 21.06.2023).
  3. Донченко Л. М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». — М., 2001– 29 c.
  4. Дунаев М. М «Православие и русская литература» Издательство: «Престиж», — М., 2003.
  5. Ковалёва Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — с. 1–4.
  6. Мещерякова Н. Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы 6–7 классов». М., 2016–211c.

Ключевые слова

литература, дискуссия, нравственность, духовность, нравственное воспитание, система духовно-нравственных ценностей