Молодой педагог как наставник в исследовательской и творческой деятельности студента СПО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

LII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2023)

Дата публикации: 09.06.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Лихачева, Н. В. Молодой педагог как наставник в исследовательской и творческой деятельности студента СПО / Н. В. Лихачева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/495/18074/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье рассматриваются особенности наставнической деятельности в модели «молодой преподаватель — студент», определяются проблемы, встречающиеся на пути данной деятельности, и варианты их разрешения. Рассказывается о личном опыте в наставнической деятельности.

Ключевые слова: молодой педагог, система наставничества, среднее профессиональное образование.

В настоящее время одним из важных приоритетов нашего государства в сфере образования является развитие системы наставничества. Стоит отметить, что наставничество — это не новое явления, его корни уходят вглубь истории, в Древнюю Грецию. Древнегреческий философ Сократ основной целью наставнической деятельности определял пробуждение внутренних сил учеников [1, с. 87]. На мой взгляд, данная цель максимально близка и к современным реалиям.

Говоря простыми словами, наставничество подразумевает под собой сотрудничество, при котором происходит передача знаний, умений от человека с наибольшим опытом к человеку, у которого этот опыт либо недостаточно обширен, либо вовсе отсутствует. Именно благодаря личному наставничеству передача и усвоение опыта, формирование навыков происходит у наставляемого гораздо быстрее, нежели при использовании других форм (например, традиционные лекции, семинары, где зачастую не удается раскрыть потенциал каждого студента).

Существуют разные модели наставничества: педагог — педагог, педагог — студент, студент — студент, студент — родитель [2, с. 5]. Остановим свое внимание на модели «педагог — студент». Я являюсь молодым специалистом, поэтому с такой моделью наставничества я столкнулась не так давно. Впервые наставником для студента я стала в начале 2023 года, но уже имею достижения в этой области. К настоящему моменту я реализовала себя как наставник в нескольких региональных проектах Томской области:

  1. Региональный конкурс творческих студенческих работ «Память поколений СПО: вчера, сегодня, завтра». Здесь моя работа как наставника заключалась в следующем: направление студентов к достоверным источникам информации, проведение мозгового штурма для определения формата творческой работы, помощь в определении стиля непосредственно творческих работ. По итогам данного конкурса наставляемая мною студентка была награждена дипломом III степени.
  2. Открытая областная историко-патриотическая конференция «Сталинградская битва: взгляд через 80 лет». При подготовке к этой конференции мы со студентом проделали большую работу. Нам досталась тема, касающаяся значения Приказа № 227. В ходе совместной работы студент развил навык по поиску достоверной исторической информации, навык критического мышления, сравнения различных точек зрения и на основе полученной информации формулирования собственной позиции. Данная конференция не предполагала конкурсной составляющей, но организаторы высоко оценили подготовку студента.
  3. Региональная олимпиада знаний по истории. Пусть на Олимпиаде рассматривался небольшой исторический отрезок (Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва), но все же очень наполненный на события, персоналии, даты. Поэтому здесь мне как наставнику было необходимо заинтересовать студента историческим материалом. Для того, чтобы студенту легче было усвоить большой объем информации, все преподносилось в виде работы с различными визуальными источниками, онлайн-квестами, тестами. Обусловлено это тем, что современное поколение лучше воспринимает красочную визуальную информацию, а не сугубо текстовый материал.
  4. Региональная студенческая исследовательская, военно-патриотическая конференция «Судьбы, опаленные войной», посвященная сибирским воинским формированиям времен ВОВ. Наставничество к данной конференции оказалось самым разнообразным по формам деятельности. Здесь мы со студенткой обращались к ее семейному архиву. Благодаря обширным материалам, в которых содержалась информация о ее дедушке — участнике ВОВ, ей удалось актуализировать значимость памяти о рядовых солдатах. С другой студенткой мы провели поисковую работу с целью осветить путь солдата, который погиб в годы ВОВ. Была проведена большая работа по изучению исторической информации, показана значимость сайта «Бессмертный полк», где люди по крупицам собирают информацию о судьбах героев войны. Также была оказана помощь студентам, которые готовили творческие работы. По итогам данной конференции моя наставляемая студентка была награждена дипломом II степени.

Таким образом, важно отметить, что при наставничестве субъекты выступают как равные партнеры. Наставник делится своим опытом, показывает возможные пути для решения различных творческих и исследовательских проблем, отталкиваясь от особенностей этих проблем и личного потенциала студента и, конечно же, своего опыта.

Наставник обучает студента самостоятельному поиску достоверных источников, учит критически относиться к информации, изучать сразу несколько источников для создания полной картины изучаемого вопроса и формулирования собственных выводов. В настоящее время обучение данному навыку крайне важно, так как зачастую студенты за истинный источник принимают первую ссылку в поисковике и не предают материал какой-то критике.

Наставник помогает решить творческие проблемы, если они возникают на пути реализации: определиться с формой творческой работы, содержанием, источником информации.

Наставник создает благоприятную эмоциональную атмосферу, поддерживает студента на всем его пути, мотивирует на достижение высоких результатов, оказывает психологическую поддержку в случае, если результаты не оправдали себя. Но ни в коем случае наставник не становится властным руководителем, человеком, который четко диктует, что необходимо сделать. Это не способствует раскрытию личного потенциала студента, не учит его самостоятельному выбору инструментов для достижения целей.

В каждой из описанных выше ситуаций наставничества помимо оказания помощи при подготовке творческих и исследовательских работ, со студентами была проведена большая психологическая работа. Важно показывать значимость работы студентов, важно показывать, что их труд принесет пользу. Важно оказывать поддержку, несмотря на любые результаты, мотивировать продолжать свою деятельность. Также, безусловно, важно разговаривать со студентами о результатах их работы, о выводах, которые они могут сделать после проделанного пути, об эмоциях, которые они испытывали на этом пути. Важно, чтобы по итогу своей творческой и исследовательской работы студенты совершенствовались в духовно-нравственном плане.

Помимо этого, можно выделить проблему наставничества молодого педагога над студентом. Заключается она в том, что иногда возникает страх, касающийся непонимания того, каким образом оказать помощь студенту, незнания материала, который хочет осветить студент. На этом этапе, по моему мнению, не нужно поддаваться паники. Как я отмечала в начале, наставник — это партнер, а не абсолютный источник всех знаний. Поэтому всегда можно чему-то учиться вместе со студентом, открывать для себя что-то новое, тем самым развивать духовную и профессиональную составляющие личности.

Таким образом, несмотря на отсутствие обширного педагогического опыта, молодой специалист может стать хорошим наставником для студента. Для этого важно понимать, каким образом можно построить положительное взаимодействие со студентом, направить его энергию в нужное русло, раскрыть его потенциал. Помимо этого, не нужно забывать о собственном развитии, ведь в процессе наставничества совершенствуется профессионализм педагога.

Литература:

  1. Мартьянова, О. С. История наставничества / О. С. Мартьянова // Организация работы школы в области поддержки молодых учителей: обобщение опыта: сборник статей. — 2018. — С. 87–91.
  2. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений: сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. — Челябинск: ЧИППКРО, 2021. — 100 с.